Не взлетим — так поплаваем

Радио «Тенгри FM» отметило годовщину в эфире концертом — организовало бесплатный промоушен отечественным группам и попыталось заработать на собственном дне рождения

Не взлетим — так поплаваем

На Дне радио выступили казахстанские рокеры, победители хит-парада «На вершине Тенгри», и особый гость — российская группа «Чайф». Последняя не нуждается в представлении и приезжает с гастролями в Алматы довольно часто, наряду с такими коллективами, как «Машина времени» и «Крематорий». Пожалуй, за последние восемь лет только их и можно было услышать относительно часто и в относительно больших залах южной столицы. Впрочем, употребление множественного числа к помещениям для подобного рода концертов уже не соответствует действительности. Рок не собирает больших аудиторий, как это было в конце восьмидесятых-девяностых. Когда, например, можно было послушать «Аквариум», «Неприкасаемых» или «Наутилиус-помпилиус» во Дворце Республики (бывшем им. Ленина). Тогда билеты могли себе позволить купить и старшеклассники, и студенты — у зала хорошая наполняемость. Был еще Дворец спорта, где устраивались похожие мероприятия. Но он уже давно приспособлен для других целей. Дворец Республики сейчас на ремонте, а когда работал, в нем последние годы в основном проходили концерты казахской эстрады и редко заезжавших поп-ветеранов из России вроде Пугачевой или Леонтьева. Рок перекочевал в клубы и рестораны. Первое время «клубный рок» был доступен немногим. За пять-восемь тысяч тенге вы могли комфортно расположиться за столиком перед сценой, чтобы поесть и попить во время выступления «Крематория» или «Ногу свело». Сейчас сегмент клубного рока демократизировался — студенты современных коммерческих вузов далеко не из бедных семей и без труда находят деньги. Да и стоимость вечеринок с рок-командами стала ниже, а клубов, их приглашающих, больше. Но совсем пропала культура слушать рок сидя, не пережевывая при этом пищу и потягивая пиво, а вникая в текст и музыку. Это правило осталось неизменным лишь для классических концертов. Зато появилась новая форма проведения выступлений и даже мини-фестивалей: арендуются холлы, завозятся буфет и бар с астрономическими ценами, продаются не менее дорогостоящие входные билеты. Посетители оказываются заложниками зала и буфета. Сидячих мест нет или их минимум и в холле. Люди вынуждены не только слушать двух-, трехчасовые концерты в тисках толпы, но так же стоя есть и пить. Вот и все общение с творчеством и личностью исполнителя. Отдыхом и разрядкой такое времяпровождение, опустошающее кошельки, назвать трудно. В такой форме стартовал в 2009 году ежегодный однодневный фестиваль Jazzystan, организованный по инициативе радио Energy FM для продвижения в Казахстане клубного джаза (см. «В ногах правды нет», «Эксперт Казахстан» №41 (232) от 26 октября 2009 г.). Похоже, радиостанция «Тенгри FM» (правда, продвигающая не джаз, а рок) пошла тем же путем.

Прислонившись к турникету

Празднование состоялось в банкетном зале «Алматы Тауэрс». Билеты стоили 4,5 тысячи тенге. Вместо обещанных семи часов концерт начался в восемь вечера. Возможно, причиной стала большая очередь и столпотворение из-за проверки, устроенной охраной на входе — чтобы публика не проносила спиртные напитки с собой, а покупала в специально организованном для этого баре и по спецценам (дегустационная мензурка вина от местной компании «Болек» шла по тысяче тенге, стакан минералки — по 300, кола — по 500). В семь публику пустили в зал, и она образовала плотный кордон, прижатый к турникетам, отгораживающим пространство перед сценой. Кстати, по обилию турникетов и охраны уже можно было догадаться о характере предстоящего мероприятия. Я же, придя за два часа до начала на пресс-конференцию с музыкантами, почему-то рассчитывала на иную форму празднования дня рождения. Зарабатывать на собственных именинах как-то не принято. Хотя отечественные исполнители на гонорарах и не настаивали, понимая, что бесплатный промоушн — великое достижение. (О бесплатной ротации казахстанских рок-групп на «Тенгри FM» см. «Рок-н-ролльный альпинизм», «Эксперт Казахстан» №48 от 6 декабря 2010 г.).

Школа рока

Так, например, лидер шымкентской группы «Джаз-вода» Александр Галаев готов выступать бесплатно, главное — попасть на большую сцену. «Я хочу не денег, а петь для широкой публики. Для меня важно начать выступать на стадионах. Но тем, кто уже там выступает, важно иметь с этого доход. Менеджмент и раскрутка — это возможность для молодых музыкантов выйти на новые площадки и сформировать хорошие отношения с менеджерами и продюсерами. Важен переход на новый качественный уровень в этом вопросе. Не должно быть так, что мой хороший друг из Усть-Каменогорска решил организовать концерт и пригласил нашу группу. Мы приехали на автобусе, он нас встретил и повез на квартиру. Важно, чтобы он пришел на наш концерт, организованный профессионалами. Все бы было сделано как надо — менеджеры получили деньги, а мы — удовольствие. Пока у нас не понимают, что этим можно зарабатывать. А можно!» — заверяет музыкант. Сам же он пока музыкой не зарабатывает. Как, впрочем, и его коллеги из павлодарского «Лабастерхэб» и петропавловской «Май­ОлиКи», тоже оказавшиеся «На вершине Тенгри». Но были и исключения.

Казахстанский рок представляли самые разнообразные группы, и дело не столько в звучании и стилистике, сколько в ценностях и творческих ориентирах. Так, алматинская группа Angry Ants начала свой путь с коммерческой стези, перепевок чужих хитов. Музыканты достигли на этом поприще успехов и теперь выступают, по их собственным словам, в самом лучшем рок-клубе Алматы — «Сохо». До этого парни играли в разных коллективах, уже больше года как собрались вместе и попробовали что-то свое. Каверы, по словам музыкантов, не мешают, а напротив, способствуют творчеству. Отыграв чужие хиты, они потом, обучившись рокерскому ремеслу, стали включать в программу и собственные сочинения. Работая в «Сохо», переиграли и перепели всю западную рок-классику и популярные песни. В Казахстане, считают они, нет школы рока, где можно учиться музыке профессионально. «Мы слушаем и исполняем, впитываем информацию и развиваемся — сначала пополняем багаж, потом создаем свое. Самое лучшее, что можно делать, — играть музыку», — заверили «Сердитые муравьи», выступлением которых «Тенгри FM» решило открыть свой праздник.

О субъективном и объективном

Конечно, музыка — дело вкуса. Кому-то исполнитель нравится, кому-то нет. Тем более что наши соотечественники не часто выступают на большой сцене. Но уровень организации мероприятия, качество звука, подготовка ведущих, умение общаться с аудиторией — все же критерии более объективные. К сожалению, они оставляли желать лучшего. Три с половиной часа на ногах в душной толпе выдержит только самый ярый фанат. Звук был отстроен неважно, особенно это ощущалось около сцены. Иногда динамики откровенно трещали. Несмотря на некую забойность, манера общения ведущих вечера с публикой не отличалась лексическим богатством. Речь можно было подготовить заранее, сделав ее более информативной и литературной, а многократно звучавшим эпитетам «круто» и «крутые» подобрать синонимы.

Почему-то на день рождения были приглашены далеко не все победители «Вершины». Например, такие группы, как «Странники» и «Парадокс», даже не присутствовали в качестве слушателей. Хэд-лайнерами события стали «Чайфы», которых наша публика прекрасно знает. А ведь можно было пригласить новые интересные рок-группы из России или даже Европы и познакомить отечественного слушателя с современной стилистикой звучания, приобщить к новым музыкальным тенденциям. Может быть, тогда мероприятие не казалось бы таким постным.

Оставим критику в стороне, хотя она нужна для того, чтобы помочь избежать ошибок в будущем. Всех любителей рока объединяет одно — желание, чтобы живых выступлений стало больше и качество их повысилось. Несмотря на отмеченные недостатки, все же испытываешь благодарность к единственной в стране радиостанции рока за то, что она сближает отечественных слушателей с отечественными же исполнителями.

Главное — верить

Проблем у отечественных исполнителей немало. Не хватает площадок, душит засилье коммерческой музыки (см. «Каверзные каверы», «Эксперт Казахстан» №43 от 1 ноября 2010 г.). Но, как считает Александр Галаев, главная из них — отсутствие профессионального менеджмента: «У нас шоу-бизнеса как такового нет. Есть скорее той-бизнес, когда так называемую звезду, выступившую однажды на каком-нибудь местном ТВ-канале и выпустившую пару клипов за собственные деньги, начинают приглашать на свадьбы. В итоге такие “звезды” становятся свадебными и корпоративными исполнителями». Но помимо направления той-бизнеса есть волна андеграунда, на которой со временем должен возникнуть и мейнстрим и появиться больше площадок. Из андеграунда выйдут группы, которые станут известными в стране и будут пользоваться коммерческим спросом, надеется Саша. Но это впереди. Пока же музыкант готов выступать, получая от этого удовольствие, а не деньги. «Важно, чтобы был кайф, был рок-н-ролл», — утверждает он.

Преемственность поколений

В регионах, по признанию музыкантов, дела обстоят неплохо. Например, в Петропавловске есть свой рок-клуб, в отличие от южной столицы, где некоторые считают таковым ресторан «Сохо». Музыканты даже отмечают наличие преемственности поколений и формирование рок-традиций. По словам Ерлана Олжабаева из «Лабастерхэб», в Павлодаре существует два поколения рокеров — «отцы и дети, а точнее, старшие братья и младшие». Сам Ерлан ощущает себя посередине, между старшим поколением и младшим: «Я застал замечательную команду “Дельтаплан”. Это ветераны рока, которые начинали играть еще в восьмидесятых. Большее же количество рок-групп не оставило после себя записей, хотя были и сильные команды. Например, “Отдел кадров”, “Ежики в тумане”, металлическая группа “Снайпер”. Потом они повзрослели, обзавелись семьями. Хотя быт съедает творчество, но у взрослых рокеров появляется ностальгия, все самое лучшее они ассоциируют с периодом увлечения роком, свободой творчества. Они собираются, но стихийно, на посиделки и тусовки. Старшее поколение более идейное. Если молодежь идет играть в кабак, то ветераны не отходят от своих убеждений».

Как рассказала солистка «МайОлиКи» Ольга Майорова, в ее родном городе рок-движение развито, его расцвет пришелся на девяностые: «В Петропавловске есть замечательные старые группы, участникам которых почти под 40, и они до сих пор играют. Это “Секвойя”, “Цветочная тишина”, “Секретные физики”. Было у кого учиться. Круг интересов у нас общий. Не знаю, что бы делала, если бы не эти люди и увлечение роком — наверное, увлеклась бы спортом». Что касается Шымкента, то, по признанию Александра Галаева, рок-н-ролл существует там всплесками, то активизируется, то гаснет. «Пока это узкое, клубное явление, до шоу-бизнеса и менеджмента еще далеко. Но это и хорошо — поскольку в этом больше откровенности. Кроме нашей команды в хит-параде на “Тенгри” участвовали шымкентские группы “Эклектика”, “Край бэби”, “Орфей”».

Андеграунд — не мейнстрим

Часто в разговоре рок-музыканты употребляют слово «андеграунд». Просто ли это фразеологизм, доставшийся в наследство со времен идеологических запретов, или осмысленное словоупотребление? По мнению Ерлана Олжабаева, существует два лагеря — андеграунд и мейнстрим: «С андеграундом ассоциируется нежелание выходить на большую сцену. Для музыкантов важно, чтобы их знал определенный узкий круг людей, который принимает их такими, какие они есть. Коллективы и исполнители андеграунда не вписываются в мейнстримовский формат в силу их некоммерческой направленности. Наша команда — дети андеграунда. Мы прошли в своем развитии советские кухни и квартирники. Но всю жизнь прозябать — тоже не выход». С ним согласен Александр Галаев: «На Западе андеграунд был всегда. Он не обязательно связан с политическими запретами. Скорее всего, это музыка, которая не является мейнстримом. Представители андеграунда не идут на компромисс, это выражается не только в творчестве, но и в поведении и одежде, которую они носят. Они не хотят продвигать себя на большую сцену и образуют свое подземное течение. Иногда оно прорывается наверх через какие-то люки, колодцы. Но по большому счету — остается под землей. Казахстанский андеграунд — это в большей степени ментальный андеграунд. Восточная ментальность не приемлет тяжелую музыку. Например, в Туркменистане рок вообще считается сатанинской музыкой. У нас это, слава богу, не так. Но в массе публика к такому творчеству не готова. Хотя по законам маркетинга можно работать не только с массовым потребителем, но и с небольшой адресной группой».

Для Ольги Майоровой «андеграунд» — слово понятное и близкое, но она редко его употребляет: «Оно истискано, зачем его мусолить? Мы все в андеграунде, выплыть на поверхность удается единицам. Но в глубоком подполье мы себя не ощущаем. Сейчас многое изменилось благодаря Интернету. Это понятие, скорее, прошлого, из девяностых. Это протестные мотивы». Ведь не только общество может не понимать и не принимать личность, но и она сама может противопоставлять себя обществу, уходить от него в подполье. Ольге вспомнился известный подпольщик (парадоксальное сочетание) Егор Летов из «ГО» и его слова: «Я всегда буду против». По мнению певицы, протест есть всегда: «Не только же о любви песни писать. От политики и социальных проблем я далека, но я против всех гнусных проявлений личности. Хотя моей любимой группой и по сей день остается “Кино” Цоя. Я не романтик, но стараюсь, чтобы тексты песен были поэтичными. Начинала писать стихи, затем — песни. Больше надежды, что песню услышат, стихи читают мало».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее