Миссия лидера

Редакционная статья

Миссия лидера

Когда писалась, обсуждалась и переписывалась Доктрина национального единства, ее авторы оперировали такими понятиями, как народ, общность судьбы, ответственность перед будущими поколениями и дух нации. Прямым следствием принятия доктрины стало юридическое закрепление за Нурсултаном Назарбаевым статуса лидера нации. В качестве лидера нации он участвовал в предвыборной кампании и был избран президентом. Свою инаугурационную речь он тоже произнес от лица лидера нации. «Для меня огромная честь быть всенародно избранным главой государства в год 20-летия независимости, продолжить миссию лидера уникальной многонациональной страны», — сказал он на церемонии вступления в должность.

В качестве лидера нации Нурсултан Назарбаев указал и на содержание национального единства на современном этапе. «Сегодня Казахстан показывает всему миру мощь единства народа и государственной власти», — сказал он. Олицетворением этого единства стала почти всенародная поддержка на выборах. Была успешно опробована такая электоральная модель, при которой предвыборная кампания служит не размежеванию, а объединению общества.

«Нам надо развивать политическую культуру. На состоявшихся президентских выборах впервые отсутствовал черный пиар. Они прошли в спокойной обстановке, без жесткой конфронтации. Это должно стать примером для всех последующих выборных кампаний. Только в этом случае у нас будет развиваться реальная демократия и эффективная многопартийность», — сказал Нурсултан Назарбаев.

В ходе выборов была отработана и модель взаимодействия власти и оппозиции. Само по себе наличие курса, предложенного лидером нации, не означает отсутствия альтернативных взглядов на экономику и политику. Они в ходе нынешних выборов высказывались всеми конкурентами Нурсултана Назарбаева. Решение президента отказаться от личного участия в предвыборной агитации лишило его соперников возможности прямой полемики, зато требование президента обеспечить равный для всех доступ к средствам массовой информации позволило им начать трансляцию на всю страну своих предвыборных платформ. Они говорили о реальных проблемах, и критика действий правительства была весьма жесткой. Единственное, что отсутствовало в электоральных кампаниях, — это претензии на власть. Все кандидаты в президенты заранее выразили уверенность в победе Нурсултана Назарбаева, более того, признали эту победу вполне закономерной и логичной. Предназначение оппозиционных партий — не бороться за власть, потому что борьба с лидером нации есть почти то же самое, что борьба со своим народом, а служить живым примером наличия в стране демократии и политического плюрализма. Если использовать формулировки из опыта британского парламентаризма, то можно говорить о том, что в Казахстане у лидера нации есть своя оппозиция.

Применительно к экономике национальное единство примет форму солидарной ответственности всех граждан за проблемы отечественного бизнеса. Нурсултан Назарбаев сообщил, что наша страна двинулась по пути создания основ «народного капитализма», и первой стадией этого процесса станут «народные IPO». Если к финансированию нацкомпаний подключить средства пенсионных фондов, то проблемы корпоративного, а возможно, и банковского сектора станут поистине общенародными проблемами. Одновременно это переводит их из разряда финансово-экономических в разряд политических. И тогда мощь единства народа и государственной власти может проявить себя в увеличении контроля государства над ставшей народной экономикой.

«Мы продолжим нашу работу по дальнейшей демократизации общества. Мы должны найти наиболее оптимальные решения по расширению полномочий парламента и ответственности правительства, по совершенствованию выборного процесса», — сказал президент. Поскольку все полномочия и компетенции у нас распределены между президентом, парламентом и правительством, то усиление двух последних возможно только за счет ослабления первого. Фактически полномочия правительства в последние годы уже были существенно расширены, достаточно их узаконить. С парламентом ситуация обратная — достаточно воспользоваться уже имеющимися полномочиями. Если будут предприняты новые шаги в этом направлении, то через какое-то время мы можем увидеть лидера нации, не только открывающего очередную сессию парламента, но и принимающего присягу у нового президента страны.