Пир во время рецессии

Пока Букингемский дворец готовится к свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон, британский бизнес подсчитывает прибыль

Пир во время рецессии

Уже несколько месяцев таблоиды всего мира раскрывают все новые и новые подробности свадьбы принца Уильяма — старшего сына принца Чарльза и принцессы Дианы — и его невесты Кейт Миддлтон: где будет проходить церемония, кто был внесен в список приглашенных, где новоиспеченная монаршая пара проведет медовый месяц и, главное, во сколько это все обойдется семьям жениха и невесты и британской казне. По разным оценкам, затраты на проведение торжества составят от 20 до 40 млн долларов. Для сравнения церемония бракосочетания Чарльза и Дианы тридцатилетней давности оценивается в 45 млн долларов.

Однако венчание принца Уильяма и Кейт Миддлтон пришлось на достаточно сложное для страны время. С 2007 года британская экономика находится в рецессии, надежда, забрезжившая было в конце позапрошлого года (с IV квартала 2009 года начался пусть и небольшой, но рост ВВП), к концу прошлого года вновь померкла — в IV квартале 2010 года ВВП сократился на 0,5%. Потому вполне понятно, что торжество готовится в режиме жесткой экономии. Некоторые британцы переживают, не на организацию ли торжества пойдут средства, сэкономленные на социальных выплатах. Другие же, напротив, уверены, что монаршая свадьба станет тем стимулом, который заставит британскую экономику вновь начать расти.

Туристическая отрасль ждет наплыва

Эксперты уже подсчитали, что свадьба может принести британской экономике не менее 1 млрд долларов дохода. В этот день магазины и рестораны должны заработать порядка 570 млн долларов. Кстати, власти уже разрешили питейным заведениям работать до часа ночи собственно в день свадьбы (29 апреля) и на час дольше 30 апреля. По мнению генерального директора Британской ассоциации пабов Бриджит Симмондс, это «великолепная возможность собраться в пабах для празднования великого национального события». «С телевидением, великолепной едой и приемом пабы будут в самом сердце празднования королевской свадьбы и будут идеальным местом для того, чтобы насладиться праздничным днем», — уверена она.

Туристы же, которые приедут посмотреть на свадьбу, принесут еще 350 млн. Но это по самым скромным оценкам. По данным британской туристической организации VisitBritain, обычно британская монархия, являющаяся своеобразной «визитной карточкой» страны, прямо или косвенно приносит порядка 830 млн долларов дохода туристической индустрии Соединенного Королевства. В год свадьбы принца Уильма, являющегося вторым после своего отца претендентом на британский престол, эта цифра может существенно вырасти. В среднем туристы тратят в Великобритании порядка 900 фунтов за поездку, если учесть, что посмотреть на свадьбу воочию в Соединенное Королевство прибудет, по разным прогнозам, от 600 тыс. до 1 млн человек, то получается, что британский кошелек пополнится на 0,9—1,5 млрд долларов. «Королевская свадьба станет толчком для развития туриндустрии не только в Лондоне, но и по всей Британии. Она также даст нам прекрасный шанс показать страну в преддверии (Олимпийских) Игр 2012 года», — считает глава VisitBritain Сэнди Доу.

Уже сейчас многие туристические компании предлагают туры по памятным для пары местам. Причем, что примечательно, экскурсия по Лондону предназначена лишь для женщин.

Компания Eurostar, чьи поезда связывают континентальную Европу и Великобританию, заявила, что спрос на билеты в период проведения свадьбы увеличился на 28%. «Со времени свадьбы Чарльза и Дианы в 1981 году мы не видели такого интереса со стороны континента к британской королевской семье. Люди действительно очарованы этой свадьбой и хотят лично пережить волнения великого дня и праздничную атмосферу», — говорит глава отдела продаж и маркетинга Eurostar во Франции Лионель Бенбасса.

Причем в Лондон в это время готовы приехать не только жители монархических стран, таких как Бельгия и Нидерланды, но также Германии. «После трех лет финансового аскетизма Европа, похоже, готовится к празднику», — считает Лионель Бенбасса.

По данным поисковой системы билетов Skyscаnner, самый большой интерес к поиску билетов проявляют граждане Нидерландов, где поиск билетов в Лондон на конец апреля вырос на 708%. Второе место по этому показателю занимают американцы, где зафиксировано 650-процентное увеличение поисков. Кстати, специально для них национальный перевозчик Британии British Airways предложил специальный тариф «Королевский свадебный уик-энд» всего за 879 долларов.

Практически втрое больше немцев стали искать билеты в Лондон в конце апреля. Кроме того, увеличение интереса к билетам в Соединенное Королевство зафиксировано в Хорватии (+295%) и Дании (+253), а также Кипре, Австрии, Италии, Швейцарии и Испании. Единственными европейцами, не желающими оказаться в этот день в Англии, оказались французы (спрос снизился на 0,48%), а также сами британцы. «Мы зафиксировали значительное увеличение поиска билетов, рост на 275%, на это время из Британии», — с удивлением констатировал глава поисковой системы Гарет Уильямс.

Однако объясняется это довольно просто — граждане Британии решили воспользоваться неожиданными весенними каникулами (в Соединенном Королевстве выходными официально объявлены четыре дня — с 29 апреля по 2 мая).

Большие корпорации  и мелкие торговцы

Видимо, британцы решили наблюдать за свадебной церемонией сидя в отелях других городов. Всего же, по оценкам правительства Великобритании, за свадьбой во всем мире будет наблюдать порядка 2 млрд человек. (Свадьбу принца Чарльза и Дианы посмотрело порядка 750 тыс. человек). Кстати, многие отели мира уже готовы предложить своим гостям онлайн-трансляцию венчания. Кроме того, церемония будет транслироваться в iTunes. Стоит отметить, что корпорация Apple не осталась в стороне от этого события и извлекает прибыль из всего, из чего возможно. Так, компания 2 For Life создала приложение для iPad, которое дает возможность пользователям узнавать все новости о предстоящей свадьбе буквально в режиме онлайн. Приобрести это приложение можно в магазине App Store (раздел онлайн супермаркета iTunes Store). Кроме того, в iTunes Store уже сейчас можно купить 70-минутный CD-диск с записями композиций, которые будут играть на торжестве.

Однако не только крупные корпорации, но и мелкие торговцы, а также производители хотят заработать на монаршей свадьбе. В британских магазинах уже появились сувениры, приуроченные к этому событию. «Это огромная возможность для мелких предпринимателей заработать, и они, конечно, стараются не упустить свой шанс, хватаются обеими руками. Возможно, не с таким воодушевлением, как 30 лет назад, когда была свадьба Дианы и принца Чарльза», — считает глава исследовательского центра розничной торговли Джошуа Бамфильд.

Тогда поступления от торжества составили почти 3 млрд фунтов стерлингов (5 млн долларов по нынешнему курсу).

Возможно, розничные продажи действительно пойдут вверх после того, как в Соединенное Королевство хлынут туристы. Однако пока же дела в этом секторе экономики идут плохо. Согласно данным Национального бюро статистики Великобритании, объем розничных продаж Великобритании по итогам февраля 2011 года вернулся в отрицательную зону, снизившись в сравнении с предыдущим месяцем на 0,8%, что оказалось намного хуже предварительного прогноза экспертов, ожидавших меньшего падения — на 0,5%. При этом розничные продажи в продовольственных магазинах (food stores) и непродовольственных магазинах (non-food stores) по итогам прошедшего месяца продемонстрировали негативную динамику — так, в сравнении с январем 2011 года падение составило 0,4 и 1,6% соответственно, хотя месяц назад наблюдалась обратная ситуация (+0,1% и +1,9% соответственно).

Правда, если сравнивать нынешний показатель с показателем прошлого года, то объем розничных продаж вырос на 1,3% (хотя ожидалось, что рост составит не менее 2,4%).

А вот объем розничных продаж в продовольственных магазинах Великобритании снова снизился — в этот раз на 2,2% по сравнению с февралем прошлого года (негативная динамика длится с февраля 2010 года).

Так что британцам приходится уповать на то, что свадьба принца Уильяма и Кейт Миддлтон станет позитивным толчком для экономики страны, а не загонит ее в еще большую рецессию.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности