Недетские игры

Ученым удалось разобраться в том, что заставляет нас, знающих Call of Duty и World of WarCraft, снова и снова тратить тысячи часов жизни на Тетрис.

Недетские игры

Еще в 1984 году отечественный программист Алексей Леонидович Пажитнов придумал игру, суть которой сводилась к простому совмещению примитивных геометрических фигур. На сегодня игра, которая во всем мире известна как Тетрис, уже является много лет как устаревшей. Но отнюдь не менее популярной.

Каждый, кто хоть раз в жизни сидел по полночи с "Тетрисом" в руках и у кого болели глаза от его несовершенного и крохотного дисплея, знает, о чем мы говорим. Мы потратили миллионы часов на этот безумный, казалось бы, примитивизм. Почему же так происходит?

Ученый, журналист и писатель Джеффри Голдсмит был одержим Тетрисом настолько, что пришел к выводу, будто это настоящий видеонаркотик. Были сообщения о людях, которые начали видеть падающие с неба фигурки не только во сне, но и наяву. Можно предположить, что эти люди страдают психическими расстройствами, но есть и те, кто считает, что "Тетрис" сам по себе способен вызывать психозы. Впрочем, некоторые другие врачи, наоборот, указывают на целебные свойства игры: она, мол, лечит посттравматическое стрессовое расстройство. Как бы то ни было, практически все сходятся во мнении, что эта игра приводит в действие какие-то глубинные механизмы работы нашего мозга.

Том Стэффорд из Шеффилдского университета в Великобритании говорит о том, что человеческому мозгу свойственно во всем и везде наводить порядок. Поэтому мы так любим игры, в которых нужно что-то расчистить или расставить по местам - например, бильярд. Непонятно, правда: почему, несмотря на это, у многих из нас до ужаса засоренные квартиры, а на улицах Тольятти так грязно. Как бы то ни было, игры по упорядочиванию мира мы любим, но в бильярд не играем по 18 часов подряд (по крайней мере, большинство из нас) только потому, что у этой игры есть конец. "Тетрис" - игра бесконечная.

И тут мы подходим к раскрытию второго фактора успеха "Тетриса". Дело в том, что наш мозг запрограммирован доводить все дела до логического завершения. Вот почему мы долго можем никак не начать браться за дело, но если уж начали - не можем успокоиться, пока не доведем до конца. И по фигу, что это за дело: написание очередной статьи или раскладывание "Пасьянса". А раз в "Тетрисе" ощущение скорого доделывания до конца есть, но нет реального окончания, играть в нее можно бесконечно. Этот эффект выявила еще в 1930-х г г. советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник. Она обратила внимание на то, что официантки обладают удивительной памятью на заказы до тех пор, пока их не выполнят, но после этого напрочь забыают, что и кому относили. Поэтому стали пользоваться сначала специальными книгами учета, а сейчас - электронными системами.

Кстати, по такому же принципу, что и "Тетрис", работают все телевикторины. Если зритель случайно услышал вопрос, он уже не может успокоиться, пока не узнает на него ответ. И не имеет никакого значения, нужно ли человеку знать ответы на все эти дурацкие вопросы. "Тетрис" же - это бесконечная череда простых вопросов, которые никогда не заканчиваются. В этом вся соль.

Теперь, зная, сколько времени способна украсть эта сатанинская забава, никогда не давайте в нее играть своим детям. Если, конечно, они еще в нее не играли.

 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики