Недетские игры

Ученым удалось разобраться в том, что заставляет нас, знающих Call of Duty и World of WarCraft, снова и снова тратить тысячи часов жизни на Тетрис.

Недетские игры

Еще в 1984 году отечественный программист Алексей Леонидович Пажитнов придумал игру, суть которой сводилась к простому совмещению примитивных геометрических фигур. На сегодня игра, которая во всем мире известна как Тетрис, уже является много лет как устаревшей. Но отнюдь не менее популярной.

Каждый, кто хоть раз в жизни сидел по полночи с "Тетрисом" в руках и у кого болели глаза от его несовершенного и крохотного дисплея, знает, о чем мы говорим. Мы потратили миллионы часов на этот безумный, казалось бы, примитивизм. Почему же так происходит?

Ученый, журналист и писатель Джеффри Голдсмит был одержим Тетрисом настолько, что пришел к выводу, будто это настоящий видеонаркотик. Были сообщения о людях, которые начали видеть падающие с неба фигурки не только во сне, но и наяву. Можно предположить, что эти люди страдают психическими расстройствами, но есть и те, кто считает, что "Тетрис" сам по себе способен вызывать психозы. Впрочем, некоторые другие врачи, наоборот, указывают на целебные свойства игры: она, мол, лечит посттравматическое стрессовое расстройство. Как бы то ни было, практически все сходятся во мнении, что эта игра приводит в действие какие-то глубинные механизмы работы нашего мозга.

Том Стэффорд из Шеффилдского университета в Великобритании говорит о том, что человеческому мозгу свойственно во всем и везде наводить порядок. Поэтому мы так любим игры, в которых нужно что-то расчистить или расставить по местам - например, бильярд. Непонятно, правда: почему, несмотря на это, у многих из нас до ужаса засоренные квартиры, а на улицах Тольятти так грязно. Как бы то ни было, игры по упорядочиванию мира мы любим, но в бильярд не играем по 18 часов подряд (по крайней мере, большинство из нас) только потому, что у этой игры есть конец. "Тетрис" - игра бесконечная.

И тут мы подходим к раскрытию второго фактора успеха "Тетриса". Дело в том, что наш мозг запрограммирован доводить все дела до логического завершения. Вот почему мы долго можем никак не начать браться за дело, но если уж начали - не можем успокоиться, пока не доведем до конца. И по фигу, что это за дело: написание очередной статьи или раскладывание "Пасьянса". А раз в "Тетрисе" ощущение скорого доделывания до конца есть, но нет реального окончания, играть в нее можно бесконечно. Этот эффект выявила еще в 1930-х г г. советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник. Она обратила внимание на то, что официантки обладают удивительной памятью на заказы до тех пор, пока их не выполнят, но после этого напрочь забыают, что и кому относили. Поэтому стали пользоваться сначала специальными книгами учета, а сейчас - электронными системами.

Кстати, по такому же принципу, что и "Тетрис", работают все телевикторины. Если зритель случайно услышал вопрос, он уже не может успокоиться, пока не узнает на него ответ. И не имеет никакого значения, нужно ли человеку знать ответы на все эти дурацкие вопросы. "Тетрис" же - это бесконечная череда простых вопросов, которые никогда не заканчиваются. В этом вся соль.

Теперь, зная, сколько времени способна украсть эта сатанинская забава, никогда не давайте в нее играть своим детям. Если, конечно, они еще в нее не играли.

 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее