Пересадка органов

Упразднение АФН у многих вызвало недоумение
Упразднение АФН у многих вызвало недоумение

Среди, в общем-то, предсказуемых перемен в государственных органах после выборов президента одно стало совершенно неожиданным — упразднение двух агентств: по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) и по регулированию деятельности регионального финансового центра Алматы (АРД РФЦА) и передаче их функций Национальному банку. Соответствующий указ глава государства Нурсултан Назарбаев подписал 13 апреля.

Неожиданным это решение оказалось потому, что об идее объединения АФН и Нацбанка, высказанной почти два года назад тогдашним главой ФНБ «Самрук-Казына» Кайратом Келимбетовым, все успели подзабыть.

АФН было образовано в 2003 году, когда из Нацбанка вывели функции финансового надзора, оставив за ним денежно-кредитную политику и валютное регулирование, а в качестве самостоятельного регулирующего госоргана агентство начало работать с 1 января 2004 года. АРД РФЦА было создано в 2006 году для развития регионального финансового центра, привлечения инвесторов на казахстанский фондовый рынок.

Как сказал в августе 2009 года г-н Келимбетов, передача функций надзора Национальному банку рассматривалась в связи с подготовкой по поручению президента концепции развития финансового сектора после кризиса.

Необходимость объединения двух регуляторов финансового рынка глава ФНБ объяснил недостаточным профессионализмом сотрудников АФН. В девятом году, то есть в разгар финансового кризиса, выступление г-на Келимбетова можно было расценить как попытку возложить вину за нестабильность в банковской сфере на надзорный орган. Именно так поняла его председатель АФН Елена Бахмутова. «Только очень наивный человек может считать, что АФН своими неэффективными действиями вызвало финансовый кризис. Это абсурдно», — так она прокомментировала высказывание Кайрата Келимбетова.

«Всегда будут различные подходы в монетарной, фискальной и надзорной политике, и их нельзя объединить в один надзорный орган. Как минимум, их будет два, что означает, что между ними должны быть согласованные действия. Поэтому мы предложили создать постоянно действующий орган — совет по финансовой стабильности. Это ни в коем случае не подмена персональной ответственности отдельно взятых органов, но это возможность услышать мнение друг друга, понять, какой эффект будет от определенной экономической политики в целом для развития экономики», — так говорила в 2009 году г-жа Бахмутова. Кстати, совет по финансовой стабильности и развитию финансового рынка был создан в июле 2010 года и работал до последнего времени.

Резко против слияния регулирующих органов в 2009 году выступил председатель Нацбанка Григорий Марченко. «Нашему населению глубоко безразлично, кто будет осуществлять надзор, лишь бы он был эффективным, прозрачным и современным, — говорил он. — Есть система, она работает. Менять ее нужно только в том случае, если будет уверенность, что новая система будет работать гораздо лучше».

Мы попросили прокомментировать объединение регуляторов директора Центра общественных проблем Меруерт Махмутову. «У каждого из этих органов своя задача: Нацбанк отвечает за денежно-кредитную политику, АФН осуществляет надзор за финансовыми организациями. У этих двух госорганов совершенно разные функции: стратегические у Нацбанка и тактические, технические у АФН. Я считаю в принципе неправильным упразднение Агентства финансового надзора и его присоединение к Нацбанку. И, напротив, их разделение в 2004 году, на мой взгляд, было правильным шагом, это позволяло АФН осуществлять самостоятельную политику на финансовом рынке. Не понимаю ликвидацию АРД РФЦА. Вообще характерна такая тенденция: сначала создать организацию, выделить на нее бюджет, а потом, не дождавшись никаких результатов, ликвидировать. Я считаю, что Нацбанк не должен отвечать за развитие фондового рынка, это самостоятельная функция — когда-то им занималась Комиссия по ценным бумагам. Винить в отсутствии фондового рынка отдельную организацию в корне неправильно, это общеэкономическая проблема. В таком объединении я не вижу никакого смысла», — сказала эксперт.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее