Неинтересный рынок

Рынок фиксированной связи уже насыщен, и телекоммуникационные компании делают ставку на более актуальные технологии

Неинтересный рынок

Фиксированная связь сегодня малопривлекательна для операторов из-за низкой рентабельности оказания услуг и усиления позиций конкурирующих технологий. Некогда основной сектор телекоммуникационной отрасли теперь развивается преимущественно за счет госсубсидирования.

«Рынок фиксированной телефонии в Казахстане является одним из наиболее развитых и освоенных сегментов рынка связи, — рассказывают в компании АО “Казахтелеком”. — Динамика доходов от услуг фиксированной связи и темпы их роста позволяют охарактеризовать этот рынок как насыщенный. В соответствии с мировыми тенденциями услуги фиксированной телефонии будут демонстрировать дальнейшее снижение объемов потребления, преимущественно из-за развития мобильной телефонии и ШПД (широкополосного доступа. — “ЭК”). С 2006 года наблюдалось снижение темпов роста рынка, а с 2010 года доходы от услуг фиксированной связи стали сокращаться в абсолютном выражении. В 2010 году доля доходов от услуг фиксированной связи составила 17,2% против 19,1% в 2009-м». Для сравнения, в 2004 году доля доходов от услуг фиксированной связи составляла 37% в общей структуре доходов отрасли, такую же долю имела мобильная связь.

По статистике на февраль 2011 года плотность абонентов фиксированных линий связи составила 24,8 абонента на 100 жителей, или 4,1 млн абонентов, в том числе в сельской местности — 14,7 на 100 жителей, или 1,09 млн абонентов.

Доходы от междугородной и международной телефонной связи снижаются с 2009 г. на 7—8% в год. А вот от местной связи они выросли в 2009-м на 19% и 2010 году — на 14%. Для сравнения, доходы от мобильной связи выросли за эти два года на 9% и 14% соответственно. Как отмечают в «Казахтелекоме», несмотря на мировую тенденцию отказа абонентов от фиксированных телефонных линий, на казахстанском рынке еще наблюдается потенциал умеренного роста. Однако перспективы роста несравнимы с рынком сотовой связи и интернет-доступа. Проникновение сотовой связи с 2005 года выросло с 35,6% до 117%, в то время как проникновение фиксированной связи с 17,8% до примерно 25%. А доходы от оказания услуг интернет-доступа выросли в 2009 году на 22%, а в 2010-м на 26%. Судя по прогнозом, рынок фиксированной связи ожидает сдержанный рост, и он будет и дальше терять свои позиции в общей структуре.

Без заметной конкуренции

На сегодняшний день уполномоченным органом выдана 391 лицензия на предоставление услуг местной телефонной связи. Но более 90% данного рынка занимает АО «Казахтелеком». Остальные игроки — KazTransCom, «Астел», «Транстелеком», «Нурсат» (принадлежащая «Казахтелекому»), «Арна», предоставляющая услуги под торговой маркой Ducat, «Sky Silk», «Свим» и другие.

Большая территория страны и низкая плотность населения требуют значительных инвестиций на строительство и модернизацию местных телеком-сетей, при этом необходимо отметить и невысокую абонентскую плату местной телефонной связи.

«К примеру, в РК абонентская плата, утвержденная для операторов универсального обслуживания, составляет в городе 699 тенге с НДС, в селе — 464 тенге с НДС, — говорят в Министерстве связи и информации РК. — При этом местные телефонные соединения внутри города, а также внутри районного центра (села), протяженность которого может составлять 200 км, считаются как местное телефонное соединение и не тарифицируются. Для сравнения, в России абонплата на местную телефонную связь составляет в пересчете в среднем 1500 тенге. К слову, наиболее высокая плата за пользование абонентской линией установлена операторами Канады (4660 тенге), Германии (3396 тенге), США (2912 тенге), Австралии (2725 тенге) и Великобритании (2710 тенге)».

При этом в последние годы с развитием новых технологий появились услуги-заменители местной телефонной связи. Все это делает данный рынок малопривлекательным для операторов.

Как отмечают в АО «Казахтелеком», конкуренция ощущается при предоставлении услуг на рынке юридических лиц. Другие сегменты, такие как рынок физических лиц или, скажем, предоставление услуг телекоммуникаций в сельской местности, не являются целевыми сегментами для основной массы операторов. Таким образом, «Казахтелеком», работая в национальных масштабах, является основным поставщиком услуг на селе. «Операторы сотовой связи ведут активную конкурентную борьбу на поле международной телефонии. Снижение доходов от звонков в ближнее и дальнее зарубежье происходит под влиянием ряда факторов, основной из которых — мобильное замещение. К примеру, доля доходов АО “Казахтелеком” в совокупном объем рынка услуг международной телефонии составляет менее 30%, доля операторов сотовой связи — 67%», — говорит руководитель службы по связям с общественностью «Казахтелекома» Юлия Исакова.

Там еще нет телефона

Политика, проводимая нацоператором по заданию регуляторов, направлена на увеличение количества подключений в сельской местности. На сегодняшний день именно там происходит основное развитие услуг фиксированной телефонии. При этом размер абонентской платы на услуги местной телефонной связи для физических лиц в сельской и городской местности не обеспечивает возмещение затрат оператора на обслуживание и содержание местных сетей телекоммуникаций.

Тарифы на универсальные услуги «Казахтелекома» зарегулированы. Из республиканского бюджета покрываются убытки, связанные с эксплуатацией местных сетей в селе. Это субсидирование приводит к покрытию эксплуатационных затрат по предоставлению услуги местной телефонной связи компании и к рентабельности развития сети оператора в этом сегменте рынка.

«Казахтелеком» реализует проект по развитию сельской сети телекоммуникаций с использованием беспроводной технологии CDMA 450, что должно удовлетворить спрос на услуги связи на селе. Эта технология имеет ряд важных преимуществ, среди которых быстрое развертывание сети, большая зона охвата станцией (радиус до 35 км), эффективное использование радиочастотного спектра, а также относительно низкие инвестиционные и эксплуатационные затраты в расчете на одного абонента.

До конца 2014 года в плане развития сети радиодоступа CDMA 450, предназначенной для покрытия связью сельских населенных пунктов, значится установка дополнительных 530 базовых станций в 14 областях Казахстана. Общая емкость сети достигнет 900 базовых станций, а площадь покрытия сети составит 100%.

Другие варианты

«В структуре доходов компании сегмент услуг фиксированной телефонной связи занимает около 13%, — рассказывают в KazTransCom. — Доходы от фиксированной связи в основном были от международной связи, однако появление различных сервисов в Интернете, таких как социальные сети, Skype, услуги IP-телефонии, постепенно сокращают доходность от данной услуги. Такая тенденция соизмерима с рыночными трендами, т.к. прирост доходов от фиксированной телефонии намного ниже, к примеру, в сравнении с услугами доступа к сети Интернет».

В настоящее время основную конкуренцию фиксированной связи составляют сотовая связь и IP-телефония. Как отмечают в профильном министерстве, сотовая связь обладает широким спектром возможностей — мобильностью и дополнительными услугами (SMS, MMS). Фиксированная связь выигрывает по сравнению с ней в цене, но проигрывает в мобильности. IP-телефония позволяет использовать Интернет или любую другую сеть для передачи голоса и данных в режиме реального времени. Фиксированная связь в данном случае выигрывает в качестве, но проигрывает в цене. Тарифы IP-телефонии от 20 до 50% ниже, чем в традиционной связи.

IP-телефония — способ связи, который позволяет использовать Интернет или любую другую сеть для передачи голоса и данных в режиме реального времени. Специалисты констатируют факт быстрого распространения IP-телефонии и выделяют два основных направления ее использования для создания внутрикорпоративной телефонной связи и IP-телефонии для физлиц. Последние два года в Казахстане внедряется SIP-телефония. Это телефония нового поколения, которая дает возможность организации голосовой и видеосвязи (в отличие от простой IP-телефонии) с большим перечнем дополнительных опций и получением городского телефонного номера.

К 2015 году министерство планирует достичь плотности фиксированных линий телефонной связи на уровне 27% и 15% в сельской местности. При этом плотность пользователей Интернетом к этому времени должна достичь 36%. Крупные телекоммуникационные компании, работающие с фиксированной связью, как правило, имеют широкий спектр услуг и сегодня делают ставку на другие направления.

«Учитывая доминанту “Казахтелекома” в данном сегменте, а также активность мобильных операторов по снижению тарифов на международную связь, происходит отток ММТС-трафика с фиксированной телефонии на мобильную. Однако для нашей компании данный отток является лишь переходом дохода от конечного пользователя к доходу от операторов мобильной связи по пропуску трафика, прирост по которому увеличился в 2 раза за последний год, — отмечают в KazTransCom. — Снижение дохода в данном сегменте не представляет для нашей компании особых трудностей, так как позиции компании сильны в сегментах с быстрорастущими темпами роста: доступ к сети Интернет, аренда каналов, терминация голосового операторского трафика». Подобная ситуация справедлива и для других крупных операторов.

Например, «Казахтелеком» решил сфокусироваться на развитии мобильного направления (через оператора АО «Алтел») с учетом перспектив внедрения беспроводных технологий 3-го и 4-го поколений, а также комплексных решений по конвергенции фиксированной и мобильной связи. Кроме того, оператор намерен активно развивать фиксированный и мобильный ШПД. Таким образом, каких-либо заметных перспектив развития фиксированной связи сегодня нет.