Вне цивилизации

Вне цивилизации

Проблема совершенствования юридической помощи назрела давно и чрезвычайно актуальна. На сегодняшний день основная часть населения и бизнеса получает правовую помощь не от адвокатов. Это объясняется тем, что оказание любых видов юридических услуг, в том числе представительство в судах по гражданским делам, за исключением защиты и представительства в органах, ведущих уголовный процесс, по казахстанскому законодательству может осуществляться не только адвокатами, а любыми лицами. То есть без получения лицензии, без сдачи квалификационного экзамена, без специального юридического образования. В этой сфере практиковать в Казахстане без каких-либо ограничений могут иностранные граждане, зачастую не имеющие представлений о казахстанском праве, лица, уволенные из правоохранительных структур по компрометирующим основаниям, и даже бывшие адвокаты, исключенные из коллегии адвокатов за нарушения законодательства об адвокатской деятельности.

В таких условия институт адвокатуры не получает должного развития, а большинство юристов не видят необходимости вступать в адвокатуру для того, чтобы осуществлять частную юридическую практику. В свою очередь, в Казахстане созданы и успешно действуют национальные юридические фирмы, которые, к сожалению, также лишены должной защиты от мощной экспансии международных юридических фирм с огромными бюджетами и стабильными контрактами с клиентами по всему миру.

Безусловно, адвокатура и национальные юридические фирмы Казахстана достаточно крепко стоят на ногах и не опасаются честной конкуренции. Однако, анализируя долгосрочную перспективу, вынуждены констатировать, что без внедрения модели регулирования рынка юридических услуг, применяемой в большинстве стран мира, дальнейшее развитие рынка не будет выгодно для национальных интересов Казахстана.

Отсутствие цивилизованных, принятых в мире правил регулирования деятельности частнопрактикующих юристов и адвокатов отрицательно влияет на перспективы повышения статуса адвокатской профессии и развития казахстанских юридических фирм, в том числе и на перспективы занятия ими в обозримом будущем лидирующих позиций на рынке юридических услуг в региональном и международном масштабах.

В силу отсутствия элементарных требований к субъектам, оказывающим юридические услуги, нуждающиеся в юридической помощи граждане и юридические лица должным образом не защищены от неквалифицированных консультаций и действий, нарушающих общепризнанные нормы юридической этики.

Нужно ли говорить, насколько затрудняет надлежащее отправление правосудия участие по делам лиц, зачастую не имеющих надлежащего представления о порядке оказания правовой помощи и неподконтрольных профессиональному юридическому сообществу.

Одновременно с этим иностранные юридические компании получают большую часть средств, направляемых на оплату правовой помощи, что в конечном итоге способствует выводу капиталов из Казахстана и не способствует экономическому благополучию нашей страны.

Решение вышеуказанных проблем будет возможно, если будут созданы правовые основы для законодательного регулирования деятельности всех субъектов рынка правовой помощи, а не только адвокатов, которые, по нашим подсчетам, занимают лишь около 5 процентов от общего рынка частной юридической практики.

Представляется, что при выборе модели регулирования деятельности частнопрактикующих юристов можно было бы принять за основу апробированные веками американскую либо английскую модели, которые преимущественно распространены в различных юрисдикциях.

По американской модели в подавляющем большинстве штатов США для занятия частной юридической практикой необходимо обязательно стать членом ассоциации юристов соответствующего штата, являющихся аналогом казахстанских коллегий адвокатов, т.е. понятие «юрист» идентично понятию «адвокат». При этом после получения диплома о высшем юридическом образовании все юристы, желающие заняться частной юридической практикой, должны сдать экзамен специальной комиссии, состоящей из практикующих юристов-адвокатов.

При выборе модели регулирования, по нашему мнению, желательно учесть тенденцию постепенного перехода в мире к американской модели регулирования деятельности юристов-адвокатов.

На основании вышеизложенного, с учетом передового международного опыта, а также позитивной отечественной практики, государству необходимо проанализировать возможность объединения всех частнопрактикующих юристов и юридических фирм в составе отдельной от адвокатуры саморегулируемой организации частнопрактикующих юристов путем принятия соответствующего законодательного акта. Или же объединения их в рамках адвокатуры путем принятия нормы об обязательном членстве юристов, желающих заниматься частной юридической практикой, в составе коллегии адвокатов, введя законодательный запрет на оказание юридической помощи всем иным лицам. При этом отмечаем, что не стоит опасаться «монополизации» рынка юридических услуг действующим адвокатским сообществом, поскольку согласно Закону РК «Об адвокатской деятельности» при соответствии квалификационным требованиям в приеме в коллегию не может быть отказано, т.е. отсутствуют барьеры для приобретения статуса адвоката. Монополия же согласно общепринятому определению образовывается, когда вход на соответствующий рынок запрещен. Вместе с тем при этом желательно установить переходный период, достаточный для того, чтобы все желающие заниматься частной юридической практикой могли вступить в адвокатуру, а также внести ряд изменений и дополнений в законодательство об адвокатуре, учитывающие потребности рынка.