Цена единства

Редакционная статья

Цена единства

Как мы и предполагали, прошедшие выборы были объявлены триумфом национального единства. В праздничной атмосфере прошел форум победителей. Кадровые перестановки были минимальными и отражали выбор президента в пользу профессионализма, а не его политические предпочтения. После того как команда единомышленников была сформирована, началась постановка задач. И тут выяснилось, что большинство проблем, которые необходимо в кратчайшие сроки решать, фактически порождены действиями тех, кто сплотился вокруг лидера нации, его верными соратниками и единомышленниками.

Стратегические задачи и среднесрочные программы хороши, но их выполнение под вопросом, поскольку национальные интересы Казахстана несовместимы с продажностью и некомпетентностью управленческого аппарата. Министерство транспорта препятствует развитию транспортных коридоров, таможня препятствует прохождению грузов через границу.

Усиление надзирающих, контролирующих и судебных органов в целях борьбы с коррупцией привело к росту коррумпированности самих этих органов. Реформа правоохранительных органов не привела к сокращению жалоб президенту на прессинг со стороны силовиков. Рост зарплаты судей (только в 2009 году — на 60%), обеспечение их жильем, разрешение работать до 65 и даже 70 лет позволили президенту высказать на съезде судей в 2009 году ожидания того, что суд всегда будет надежным оплотом закона и справедливости. Не прошло и двух лет, как финпол завел уголовные дела по коррупционным статьям сразу на шестерых членов Верховного суда, председатель ВС Мусабек Алимбеков подал в отставку. Власть поражена коррупцией, причем не только ее исполнительная ветвь, но и судебная.

Коррумпированная и неэффективная бюрократия готовится в отечественных университетах, печально известных как падающим уровнем качества профессиональной подготовки, так и растущей коррупцией. Создание университета имени президента, планы по открытию профессионально-технических колледжей в Астане, Шымкенте, Актобе и Алматы — это попытка создания новой, автономной системы образования, отличающейся от существующей, про которую на заседании правительства президент сказал так: «Зачем мы у себя дома сами себя обманываем?» Но вряд ли имя президента способно отпугнуть от колледжей и университетов демонов коррупции, а новые кадры взять негде.

Объявлено о том, что будут привлекаться специалисты из-за рубежа. Они, конечно, помогут решить проблему нехватки кадров, но не ставить же их на работу в министерства и акиматы. Будет предпринята попытка улучшить качество исполнительной власти, передав часть ее полномочий и компетенций местному самоуправлению. Формирование пользующейся доверием и поддержкой населения местной власти, безусловно, важное и нужное дело. Но местная власть не в меньшей степени подвержена коррупции и так же страдает от нехватки квалифицированных кадров, как министерства и областные акиматы.

«Не будет реальной конкуренции — не будет качества продукции, не будет стабильных цен на наших рынках», — заявил президент на недавнем расширенном заседании правительства. Фактически он указал и на основную причину низкого качества власти — отсутствие политической конкуренции. Путь к успеху — подтвердить свою верность лидеру нации. Лояльность с лихвой компенсирует дефицит компетентности. Политическая система не способна обеспечить отбор качественных кадров для высших эшелонов госуправления. Она привыкла к тому, что только президент задает направление развития, только президент определяет приоритеты. Сами они способны лишь восславить мудрость лидера нации, но внятно пересказать суть и содержание президентского экономического и политического курса уже затрудняются. Вопрос о способности такой управленческой элиты осуществлять политику национального развития выглядит риторическим.