Регион нам по зубам

К развитию хабовой стратегии нужно подходить реалистично, сконцентрировавшись изначально на создании мощного регионального транзитного узла

Регион нам по зубам

На днях премьер Казахстана Карим Масимов поручил министру транспорта и коммуникаций Берику Камалиеву совместно с нацперевозчиком AirAstana проложить авиамаршруты из отечественных аэропортов в крупные города мира.

По словам премьера, необходимо открыть прямое авиасообщение со всеми крупными городами мира в пределах 7 часов полета. Если в качестве эталона взять среднюю крейсерскую скорость Airbus (850—900 км/ч), то речь идет о расстояниях в 6 тыс. и более км.

При этом премьер выразил готовность освоить проект бюджетными средствами. Масимов посоветовал главе МТК циркулем отчертить направления на карте, посмотреть все крупные города, которые попадают в заданный круг, поскольку без авиасообщения очень тяжело говорить о крупном привлечении инвестиций.

Данный проект необходим для того, чтобы к 1 октября отчитаться перед президентом РК по развитию транзитно-транспортного потенциала Казахстана.

Все это позволяет развивать два крупных узловых аэропорта — Алматы и Астану — в качестве авиационного хаба. Часть пассажиров прилетает к нам, чтобы потом следовать другим маршрутом. Причем как транспортный и пересадочный узел их используют крупные мировые перевозчики — KLM, FedEx, Lufthansa.

Каждый тянет одеяло на себя

Все иностранные перевозчики в качестве хаба предлагают свои базовые аэропорты: Lufthansa — Франкфурт, KLM — Амстердам, British Airways — Лондон, Czech Airlines — Прагу, Egypt Air — Каир, Etihad Airways — Абу-Даби.

Чехи предлагают Прагу как перевалочный пункт в Северную Европу и Северную Америку. Он и выполняет данную функцию: 15% пассажиров остаются в Праге, остальные 85% летят дальше.

Egypt Air позиционирует Каир как пункт, из которого можно вылететь в любую точку Европы, Америки, Азии и Востока. Etihad Airways предлагает Абу-Даби как пункт, откуда удобно лететь в страны Ближнего Востока, Персидского залива, Пакистан, Индию, Китай, Малайзию, Индонезию, Шри-Ланку и другие страны.

По направлению на Куала-Лумпур Etihad Airways и Air Astana уже конкурируют. Весь 2010 год они вели ценовую войну, хотя в условиях снижения пассажиропотока это довольно опасно.

По мнению участников рынка, Air Astana должна активно предлагать Астану и Алматы как перевалочные пункты: к примеру, из Европы в Юго-Восточную Азию (ЮВА), из стран Ближнего Востока в ЮВА и обратно. Таможенный союз (ТС) открывает еще большие перспективы. Например, два крупнейших казахстанских аэропорта можно использовать как единый комплекс южных хабов ТС с привлечением сюда белорусских и российских перевозчиков.

Транзит — в нашу пользу

Чтобы аэропорты развивались как хабы, нужно, чтобы они удобно располагались и имели разветвленную инфраструктуру.

Кстати, с удобным географическим положением Алматы и Астане повезло: они находятся на середине пути из Европы в Азию и обратно. Поэтому крупнейшие казахстанские аэропорты используются иностранными компаниями для перевозки грузов. Среди них Lufthansa, Korean Air, KLM, British Airways, Turkish Airlines, China Xinjiang Airlines, Iran Air, Transaero, Volga-Dnepr, Air France, авиакомпании EL AL Israel Airlines и Air Freighting Express LTD, FedEx Express.

В частности, аэропорт Алматы имеет статус хаба — международного транспортно-дистрибуционного узла, ориентированного на привлечение основных грузовых потоков в направлении Азия—Европа—Азия.

С акцентом на грузовые перевозки развивались качество менеджмента и терминальная инфраструктура. Так, в 2007 году служба грузовых перевозок аэропорта получила международный сертификат качества ISO 9001-2000, что соответствует требованиям системы менеджмента качества. Сегодня общая территория существующего грузового терминала составляет 28 тыс. квадратных метров, в том числе склады временного хранения — 5,5 тыс. кв. м и территория транзитно-трансферной зоны 1,869 тыс. кв. м.

В то же время Узбекистан еще в начале 2007 года отказался от строительства двух грузовых терминалов в аэропортах Ташкента и Самарканда. В середине августа прошлого года был открыт новый грузовой терминал в аэропорту Навои, но его мощности несопоставимы с мощностями казахстанских аэропортов.

По мнению исполнительного директора авиакомпании SCAT Александра Халева, хабовая стратегия должна развиваться комплексно. Во-первых, необходимо развивать региональные перевозки, чтобы жители регионов могли добраться в крупнейшие казахстанские хабы. Причем цена перелета не должна быть высокой. Мировая практика показывает, что иностранные перевозчики предлагают своим клиентам хорошие скидки, если они берут услуги в пакете. Например, компания Lufthansa дает хорошие скидки, если клиент покупает билет во Франкфурт, а оттуда — в другую страну. Во-вторых, необходимо переоснащать наши крупнейшие аэропорты с прицелом на быстрое и качественное обслуживание самолетов и пассажиров. В-третьих, необходимо оптимизировать тарифную политику: цена обслуживания воздушных судов должна соответствовать его качеству.

Строить — не ломать

Air Astana предлагает сконцентрироваться на создании мощного многофункционального регионального хаба.

По словам президента АО Air Astana Питера Фостера, Казахстан — это страна, почти полностью окруженная сушей и не имеющая выхода к океану. «Необходимо принять во внимание ее географию, геологию, климат и исключительные размеры. Транспортные узлы, или хабы, начиная со времен позднего средневековья и по настоящее время традиционно располагаются на небольших территориях неподалеку от водных артерий с возможностью концентрации инфраструктуры и предполагающих перевозки на короткие расстояния. Генуя, Венеция, Роттердам, Сингапур и Гонконг — это города, по историческим меркам недавно получившие статус морских портов или авиатранспортных узлов. Этому они во многом обязаны своим удобным географическим положением. Надежная и прозрачная система управления, банковские и таможенные правила также являются одинаково важными составляющими их успеха», — продолжает г-н Фостер.

Он предлагает использовать международный опыт для пользы дела. Кое-что уже делается. По словам г-на Фостера, аэропорты некоторых городов, таких как Караганда, Актау и Актобе, за последнее время значительно усовершенствованы и сегодня сравнимы с мировыми региональными аэропортами, соответствующими международным стандартам. Причем аэропорт Астаны располагает новым зданием с отличной планировкой и эффективно справляется с нуждами столицы.

Г-н Фостер отметил и ряд нерешенных проблем. Так, аэропорты других крупных городов сталкиваются с рядом проблем, начиная от устаревших взлетно-посадочных полос, оборудования и специальной техники, заканчивая недостаточно скоординированной работой терминалов. «Ни один аэропорт не имеет возможности комфортабельно обслуживать более 5,5 млн пассажиров в год, в то время как в 2010 году только Air Astana перевезла более 2,6 млн пассажиров. Остаются нерешенными вопросы предоставления аэропортами конкурентоспособных цен на авиатопливо, бортовое обслуживание, а также обслуживание пассажиров и грузоперевозки».

Причем строить аэропорт мирового уровня, который должен стать хребтом регионального хаба, г-н Фостер предлагает с участием государства. Это не только деньги, но и сконцентрированная воля, способная справиться с проектами такого большого масштаба.

«Принимая во внимание потенциал и размер “домашних рынков” (радиус — 1 тыс. км), реализация подобного амбициозного проекта является отличным шансом для привлечения дополнительных инвестиций от поставщиков, предоставляющих услуги международным аэропортам. Многие из них регулярно обращаются в Air Astana в поиске новых возможностей. При правильном инвестировании, планировании, контроле и большой самоотдаче мы верим, что Казахстан совершенно реалистично может заявить о себе, как о лидирующем воздушно-транспортном узле региона», — резюмирует г-н Фостер.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности