Стратегическое решение

Сотрудничество с Microsoft позволит Nokia укрепить позиции на рынке смартфонов, уверен глава представительства Nokia в странах Юга СНГ Карел Голуб

Стратегическое решение

В середине февраля гендиректор Nokia Стефан Элоп объявил, что в качестве основного программного обеспечения в телефонах Nokia теперь будет вводиться Windows Phone 7, который постепенно заменит собственное ПО компании для смартфонов — Symbian. Это стало значимым событием для компании: в результате этой замены Nokia может потерять долю рынка и снизить уровень доходов. Глава совета директоров Nokia Йорма Оллила в интервью Financial Times признался, что компания временно переживает проблемы на рынке смартфонов в связи с реорганизацией бизнеса. В 2007 году доля Nokia на рынке смартфонов составила 64%. По прогнозу исследовательского центра Gartner, в этом году доля компании сократится до 19%.

Новость вызвала пессимизм инвесторов на фондовом рынке в отношении компании и вынудила рейтинговые агентства пересмотреть свои оценки. В начале апреля рейтинговое агентство Moody’s понизило приоритетные рейтинги компании Nokia до «А3» с «А2» и краткосрочные долговые рейтинги до «Prime-2» с «Prime-1». Прогноз по рейтингам «негативный». Снижение рейтинга, как отмечают в агентстве, в первую очередь отражает ослабление позиций Nokia на ключевом рынке — мобильных телефонов, а это, в свою очередь, снизило маржу компании от операций. Также причинами снижения рейтингов послужили негибкая операционная система смартфонов, запоздалый выход на рынок новых моделей, более привлекательные инновации конкурентов по производству смартфонов и активная ценовая конкуренция для бюджетных моделей. Эксперты отмечают, что отказ от собственной мобильной платформы в пользу операционной системы Microsoft, значительно уменьшит долю рынка компании на глобальном рынке.

В конце марта рейтинговое агентство Standard&Poor’s (S&P) впервые понизило долгосрочный кредитный рейтинг компании с A до A-. «Мы исходим из того, что линейка смартфонов Nokia будет в 2011 и 2012 годах нести значительные потери доли рынка, пока не закончатся работы по внедрению в качестве новой основной софт­верной платформы для смартфонов программного обеспечения Windows Phone от Microsoft», — отметили в агентстве. Несмотря на то что стратегическое партнерство с Microsoft может помочь Nokia укрепить нынешние слабые конкурентные позиции в сегменте смартфонов в среднесрочной перспективе, эксперты ожидают снижения операционной прибыли и рыночной доли в транзитный период.

В начале апреля тайваньская компания HTC обошла Nokia по рыночной капитализации. Рост акций азиатской компании на 33% с начала этого года вывел HTC на третье место по капитализации среди производителей смартфонов после Apple и Samsung. Тем временем акции Nokia снизились к апрелю на 19% по сравнению с началом текущего года. Так что мнение рынка в целом совпадает с мнением рейтинговых агентств.

Для Nokia сейчас важно восстановить свои позиции на рынке смартфонов, поскольку именно этот сегмент рынка телефонов обладает наиболее впечатляющим потенциалом роста. Как считают аналитики компании Gartner, по итогам 2011 года продажи смартфонов в мире вырастут на 57,7% и достигнут 468 млн штук. В 2015 году объем продаж смартфонов перевалит за 1 млрд. При этом Android станет самой популярной операционной системой для смартфонов. К концу 2012 года ее доля составит 49%. В прошлом году самой распространенной ОС для телефонов была Symbian (37,6% рынка), но к 2015 году ее доля сократится до 0,1%.

Карел Голуб рассказал «Эксперту Казахстан» о причинах сотрудничества с Microsoft и о стратегических целях компании на ближайшие годы.

Эволюция стратегии

— В чем заключается новая глобальная стратегия Nokia?

— Я бы назвал ее эволюцией действующей стратегии. Она включает три основных пункта. Первая часть — это рост сегмента смартфонов. Мы решили заключить стратегическое соглашение с компанией Microsoft, и в рамках этого соглашения операционная платформа Windows Phone 7 будет нашей основной платформой на ближайшее время. Но это не означает, что поддержка Symbian с завтрашнего дня прекращается. Мы планируем в течение ближайших лет поставить на рынок 150 млн новых Symbian-устройств. И, разумеется, мы будем поддерживать наших пользователей, предоставлять апдейты программного обеспечения.

Вторая часть стратегии — это присоединить к Интернету еще один миллиард пользователей. В данный момент уже более 1,3 миллиарда людей по всему миру пользуются устройствами Nokia, но в мире около 3 млрд людей еще не используют Интернет в том масштабе, в котором могли бы. Причем многие из тех, кто пользуется телефоном, пока не пользуются Интернетом.

Третья часть стратегии — это прорывные технологии будущего. Nokia инвестирует большие средства в разработку новых технологий. Сейчас мобильное устройство — это не просто мобильный телефон, речь идет о совершенно новых возможностях, которые станут актуальны через 10—20 лет, например таких, как нанотехнологии. Уже в этом году мы планируем представить устройство на базе ОС MeeGo — это будет как раз примером реализации этой части стратегии.

— Вы собираетесь подключить миллиард новых пользователей Интернета?

— Проникновение Интернета в Казахстане составляет порядка 50%. И сегодня существует больше возможностей выйти в Интернет через мобильное устройство, чем через компьютер. Речь идет о том, чтобы люди начали использовать не просто мобильные устройства — голосовую связь, сообщения и так далее, но также и Интернет-сервисы. Как я сказал, это не какая-то революция в нашей стратегии, это ее логическое развитие. Раньше мы говорили о том, что люди, которые, например, живут в Африке и у которых нет ничего, никаких технологий, свой первый звонок смогут сделать не по стационарному телефону, а по сотовому. Сегодня мы говорим о том, что они смогут осуществить свой первый выход в Интернет не через компьютер, а через мобильный телефон.

Почти у половины населения Земли, точнее, у 3,2 млрд человек нет мобильного телефона. Из тех 3,7 млрд человек, имеющих сотовый телефон, примерно треть используют SMS, но не имеют интернет-браузеров. И примерно 2,5 млрд имеют интернет-браузеры, но только половина этих людей ими пользуется.

Три четверти людей, у которых нет мобильных телефонов, проживает в таких странах, как Бразилия, Индонезия, Россия, Китай, Индия, и странах Африки. Это тот сегмент, который потенциально может войти в миллиард, который мы хотим подключить к Интернету. Разумеется, об этом легко говорить, но трудно это реализовать, нужны определенные усилия. Для нас с вами Интернет — это знакомая и понятная вещь, которой мы давно пользуемся. Но в данном случае речь идет о тех, у кого нет пользовательского опыта, тех, кто вообще не знает, что такое Интернет. И здесь важно понять, как и для чего будет использоваться Интернет, скажем, в той же Индонезии. Это важное направление, в котором мы работаем.

Битва за смартфоны

— Смартфоны сейчас приоритетный рынок для всех вендоров. Как вы планируете укреплять здесь свои позиции?

— Стратегическая задача заключается в создании экосистемы вокруг смартфонов. Я объясню, что это значит. Во-первых, экосистема должны быть привлекательной для разработчиков, чтобы они с удовольствием разрабатывали свои приложения, во-вторых, для операторов, чтобы они охотно предоставляли свои сервисы пользователям, и, наконец, для потребителей, которые будут все это использовать. Для пользователя смартфон — не просто физическое устройство связи, оно имеет для него ценность еще и за счет приложений и сервисов, что расширяет границы его использования. С этой точки зрения мы делаем упор на нескольких наших ключевых сервисах: это Карты Ovi, а также Магазин Ovi, позволяющий персонализировать устройство и предоставлять пользователю те приложения, которые ему нужны; поисковые системы, игры, социальные сети. Для бизнесменов — это бизнес-приложения, возможности работы с почтой, работы в корпоративных сетях и работы с документами.

Если мы говорим о разработчиках, то важным фактором является то, насколько легко возможно делать приложения в рамках этой экосистемы — сколько времени это занимает, сколько это будет стоить, каков будет охват аудитории. Важно отметить, что разработчики в Казахстане имеют выход не только на локальную аудиторию, но и потенциально на глобальную. Хороший пример приложения, которое понятно и близко каждому человеку из любой страны, приложение Shazam (которое определяет звучащую песню и предлагает пользователю скачать ее из онлайн-магазина). Еще один важный пункт, о котором мы пока мало говорим — реклама. Для разработчиков важна монетизация их приложений. Пока что большинство приложений бесплатны. Возможно, в будущем модель монетизации будет состоять в том, что приложения будут скачиваться бесплатно, но с просмотром встроенной рекламы — это и будет источником монетизации. А для операторов, в свою очередь, важно увеличение объема передачи трафика, рост ARPU.

— Почему вы решили отойти от Symbian и заключить договор с Microsoft?

— Symbian существует на рынке более 10 лет, а в целом в индустрии чуть больше 20 лет. Мы находимся в начале пути, рынок мобильных коммуникаций — еще очень молодой. И мы должны ориентироваться на потребителя и следовать трендам. Мы рассматривали Android, рассматривали Windows Phone 7, думали, что мы можем представить пользователям и каким образом мы можем отличаться от своих конкурентов. Взвесив все, мы приняли стратегическое решение сотрудничать с Microsoft. Windows Phone 7 система достаточно новая, инновационная. В результате объединения ресурсов Nokia и Microsoft мы сможем предоставить пользователям нечто уникальное — первые устройства на базе WP7 мы планируем представить на рынке в следующем году.

— Можно ли говорить, что поддерживать разработку собственной операционной системы было слишком сложно?

— Сейчас Nokia фактически поддерживает четыре платформы (Symbian, MeeGo, S40 и теперь Windows Phone 7), чего не делает ни одна компания на рынке. Четыре платформы поддерживать практически невозможно, это сложно даже для такой крупной компании, как Nokia. Нужно на чем-то фокусироваться. Nokia и Microsoft находятся в десятке крупнейших брендов. Сильные стороны двух компаний будут объединены, чтобы потребитель получил новый привлекательный продукт. При этом мы в рамках партнерства предлагаем не только аппаратную часть, но и другие важные активы — девелоперскую базу, карты, другие сервисы. Но прежде всего у нас есть понимание, что именно нужно пользователю. Все это станет нашим вкладом в сотрудничество. Microsoft очень сильна в сегменте b2b, у них есть интересные активы, такие как Xbox, Microsoft Office. Вместе мы сможем сделать хорошее предложение для девелоперов, операторов и потребителей.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы рынка смартфонов?

— В четвертом квартале 2010 года по всему миру всеми вендорами было продано 100 миллионов смартфонов. — больше, чем компьютеров (ПК было продано 92,1 млн штук. — Прим. «ЭК»). Многие компании, которые ранее вообще не занимались этим бизнесом, заинтересовались им, видя такой тренд. Это сегодня самое перспективное направление.

— Но Nokia во многом заняла свои высокие позиции за счет бюджетных телефонов. Планируете ли меньше работать в этом сегменте, уходя на рынок смартфонов?

— Оба этих направления одинаково важны для нас, одно не исключает другое. Да, мы хотим еще больше укрепить наши позиции на рынке смартфонов и также намерены расширять наше присутствие и на рынке бюджетных телефонов за счет роста аудитории. Например, в Узбекистане к 2020 году население удвоится, а значит, вырастет и спрос на мобильные устройства.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?