Я хочу быть акционером

Народное IPO будет полезно как эмитентам, так и фондовому рынку. Но финансовая неграмотность населения может стать серьезной преградой успешному размещению

Я хочу быть акционером

Говоря о том, насколько активным должно быть население на фондовом рынке, обычно приводят в пример США, где инвесторами являются 55 % населения. Однако при этом надо заметить, что непрофессиональные американские инвесторы часто принимают неверные решения, когда пытаются проявлять активность (см. «Инвестор ошибается») и несут потери или зарабатывают меньше, чем могли бы заработать, если бы просто вложили деньги в инвестфонд и забыли о них. Активное участие граждан в инвестиционном процессе, а тем более прямой выход на фондовый рынок у профессионалов часто вызывает заслуженный скепсис.

В феврале 2011 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству провести до конца текущего года «народные» IPO нескольких национальных компаний Казахстана. Но возникает вопрос: насколько сегодня граждане готовы быть инвесторами на фондовом рынке?

По мнению начальника отдела отраслевой аналитики «БТА Секьюритис» Нурлана Рахимбаева, успех народного IPO зависит от эффективности программы освещения события в СМИ и работы с населением по вопросам инвестирования. Люди должны четко понимать: что такое IPO, почему они должны в нем участвовать, какова деятельность нацкомпаний, в чьи акции они будут вкладывать свои сбережения, механизм приобретения акций, горизонт владения, механизм продажи бумаг, выгоды от владения акциями. «Есть определенные барьеры, и, в частности, инвестиционная неграмотность населения. Осмелюсь предположить, что большинство людей в нашей стране, особенно в регионах, не знают о существовании фондового рынка в Казахстане, не говоря уже о таких продуктах, как акции», — отмечает г-н Рахимбаев.

Но мало того что людям надо рассказать, как технически приобретаются акции, нужно каким-то образом обучить их проводить анализ и принимать обоснованные решения по покупке ценных бумаг. Конечно, трудно представить, что домохозяйки займутся дисконтированием денежных потоков. Но в таком случае нужно ли уж так стремиться к массовости размещения акций?

Претенденты на продажу

Директор департамента управления активами АО «Тройка Диалог Казахстан» Евгений Попов отмечает, что одна из основных задач народных IPO — показать каждому, что фондовый рынок в целом и акции в частности дают возможность получить дополнительный доход.

Народное IPO, с одной стороны, способствует развитию фондового рынка, позволяя привлечь на него свободные денежные средства населения, новых инвесторов, а также популяризировать этот вид вложения средств, если размещение прошло удачно. Такие размещения в идеале должны способствовать формированию инвестиционной культуры в стране. «Чем больше эмитентов и инвесторов, тем глубже и активнее финансовые рынки», — подчеркивает заместитель директора Службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor’s Олег Швырков.

С другой стороны, это дает дополнительное финансирование эмитенту и размывает состав акционеров. Несмотря на то что продается большое количество акций, каждый акционер имеет маленький пакет и не может влиять на управление компанией. Такие инвесторы заинтересованы прежде всего в дивидендах и в росте стоимости акций.

«Для национальных компаний подготовка к размещению дает дополнительный повод регламентировать отношения с государством как акционером, зафиксировать и сделать прозрачными взаимные обязательства, определить принципы корпоративного управления, — добавляет г-н Швырков. — В дальнейшем компаниям удастся и завоевать доверие международных финансовых рынков, и получить возможность привлекать дополнительные средства через последующие размещения».

Точный перечень эмитентов еще не определен, но глава государства назвал ряд компаний в своем выступлении — электроэнергетические предприятия АО «KEGOC» и АО «Самрук-Энерго», оператор почтовой связи АО «Казпочта», АО НК «КазМунайГаз», АО НК «Казахстан темiр жолы» и АО «НАК “Казатомпром”». Первой на рынок, возможно, выйдет нефтяная компания, то есть «Разведка Добыча КазМунайГаз», и это хорошее начало. Компания крупная, известная, она уже торгуется и обладает приемлемой ликвидностью.

«На наш взгляд, наиболее интересные это “КазМунайГаз”, KEGOC, “Казахстан темир жолы” и “Казатомпром”, по той простой причине, что названия этих компаний на слуху и их деятельность понятна населению. Все они финансово устойчивы, генерируют хорошие денежные потоки и имеют перспективы роста стоимости акций», — предполагает Нурлан Рахимбаев.

В Standard & Poor’s отмечают также, что в интересах развития финансового рынка национальные компании Казахстана, по всей видимости, изначально проведут размещение только на казахстанской бирже. «Мы полагаем, что это может существенно ограничить круг инвесторов, которые примут участие в IPO, и в дальнейшем отрицательно скажется на ликвидности акций. Впоследствии этот недостаток может быть компенсирован проведением вторичных размещений на иностранных биржах, в том числе российских», — говорят эксперты компании.

Где деньги?

Народные IPO в России несколько лет назад вызвали негодование у инвесторов. Особенно ярко это проявилось после первого из таких IPO — размещения «Роснефти». В 2006 году 115 тысяч граждан вложили в эту нефтяную компанию более 750 млн долларов. При этом физические лица обеспечили лишь 4% доходов от IPO, так что его «народность» может быть поставлена под сомнение. Когда спустя год курс акций вырос очень незначительно, а дивиденды оказались низкими, граждане обратились в компанию с закономерным вопросом: почему они получили от своих инвестиций так мало дохода? Частные инвесторы сравнивали размещение акций народной компании с финансовой пирамидой. Такое поведение людей было связано во многом с их финансовой неграмотностью, которая проявилась при принятии инвестиционного решения. В большинстве случаев люди просто купились на «рекламу» акций «Роснефти», в том числе и со стороны правительства, а не принимали решение на основе взвешенного анализа.

Подобным образом сложилась ситуация после размещения акций банка ВТБ, в котором приняла участие 131 тыс. частных инвесторов. Акции банка после IPO упали более чем на 75%, и в этом случае инвесторы пострадали еще больше. Президент банка ВТБ Андрей Костин даже заявлял о готовности компенсировать акционерам из числа участников народного IPO часть убытков от покупки акций банка, хотя на самом деле никто этого делать не стал. Широко разрекламированные народные IPO оставили не самое приятное впечатление у россиян.

Нечто подобное может произойти и в Казахстане. Некоторые эксперты даже предположили, что народное IPO грозит нам социальным напряжением, которое может быть вызвано падением котировок размещенных акций.

«Опыт российских «народных IPO» свидетельствует о том, что, следуя призыву политического руководства страны, инвесторами могут стать люди, не понимающие рисков, связанных с инвестициями в акции, а также принципов управления такими рисками, — рассказывает Олег Швырков. — В случае скромной краткосрочной отдачи на инвестиции или снижения стоимости акций многие российские частные инвесторы чувствовали себя обманутыми. Поэтому со стороны компаний, регулирующих органов, общественных организаций нужна серьезная разъяснительная работа, усилия по повышению финансовой грамотности населения». Важно понимать, говорит эксперт, что инвестиции в рынок акций подходят не всем. Они могут быть интересны тем частным инвесторам, которые, во-первых, готовы инвестировать на длительный период времени и, во-вторых, подходить к инвестированию системно, распределяя вложения между значительным количеством разнородных эмитентов (принцип диверсификации). «Большинству частных инвесторов намного легче добиться эффекта диверсификации путем участия в паевом фонде (например, индексном), чем создавать свой собственный портфель акций», — констатирует г-н Швырков.

Рынок для немногих

Один из важных вопросов при проведении народного IPO, насколько действительно «народным» оно окажется. Ответ на этот вопрос попытались дать в РФЦА, где уже давно и плотно работают с неопытными инвесторами. В РФЦА нам рассказали, что более чем за три года работы информационно-образовательных центров около 360 тысяч человек прошли обучение, получили консультации и имеют базовые знания в области финансов, в том числе по вопросам рынка ценных бумаг. Здесь считают, что не менее 50 тыс. казахстанцев можно рассматривать в качестве потенциальных инвесторов в ценные бумаги национальных компаний.

Вместе с тем, отмечают эксперты РФЦА, массовость предстоящего народного IPO зависит от нескольких факторов. Во-первых, важно предложить розничному инвестору действительно привлекательные финансовые инструменты. Эмитент должен иметь соответствующий уровень корпоративного управления и прозрачности деятельности, финансовых показателей. Одним словом, это должны быть так называемые «blue chips» — «голубые фишки» Казахстана. Во-вторых, немалое значение имеют сроки и масштаб проведения PR-кампании, информирования населения. Целесообразно предусмотреть не менее 2—3 месяцев активной работы в данном направлении с широким охватом всех регионов страны.

В РФЦА уверены, что у населения сегодня есть интерес к инвестициям в ценные бумаги, правда, добавляют, что большая часть опыта населения по вложению собственных средств в какие-либо активы носит сугубо спекулятивный характер в самых примитивных формах. «Очень тесно работая с потенциальными розничными инвесторами в рамках программы повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения, мы постоянно сталкиваемся с отсутствием реалистичного подхода к процессу инвестирования, — говорят эксперты РФЦА. — Превалирует желание, не вникая в суть вопросов и не неся большой ответственности за свои шаги, заработать баснословные деньги в очень короткий период времени. Это и есть уровень нашей инвестиционной культуры. Мы считаем, что необходимо продолжать настойчиво формировать у казахстанских розничных инвесторов понимание рисков фондового рынка, ответственности за принятие собственных инвестиционных решений. На наш взгляд, это существенным образом может сказаться на успешности процесса народного IPO и в целом развитии финансовой культуры населения».

Одна из самых частых проблем непрофессиональных инвесторов — нежелание фиксировать убыток. Частные инвесторы зачастую выбирают акции интуитивно, без анализа состояния эмитента, ситуации в экономике и т.д. И когда бумаги начинают дешеветь, они не продают их, надеясь на изменение ситуации и новый рост цен. Если акция продолжает падать, инвестор провожает ее взглядом до самого дна, пока весь его капитал не растворится. А ведь существенных убытков можно было избежать, продав акции после небольшого падения. Начинающие инвесторы часто совершают подобные ошибки, это характерно для фондовых рынков и в развитых странах. Подобные проблемы вытекают напрямую из непрофессионализма и отсутствия опыта. Некоторые эксперты даже говорят о том, что IPO, ориентированное на неопытных инвесторов, должно быть связано с какими-либо гарантиями и страхованием инвестора от падения курса акций.

«Популяризация народных IPO на первом этапе будет достаточно сложной задачей. Ведь это более сложный инструмент, здесь работают более сложные законы», — говорит Евгений Попов. При этом он считает, что сегодня казахстанцы готовы слушать, анализировать и принимать инвестиционные решения. «Уже сегодня есть достаточное количество людей, готовых принять участие в IPO. Равно как есть и те, кто пока предпочтет воздержаться от инвестирования», — констатирует аналитик.

Инвестирование на фондовом рынке — не хобби для каждого, это все-таки вид деятельности, подходящий лишь для определенной категории граждан. Эту мысль, среди прочего, организаторам народных IPO надо будет как-то донести до населения во время своей рекламной кампании.

Евгений Попов дает гражданам два совета, во-первых, не бояться принимать участие в IPO наших компаний, но при этом не приносить на рынок последние деньги; во-вторых, быть готовыми к потерям. Помнить, что покупка акций — это не депозит, и нет гарантии, что завтра стоимость бумаги обязательно вырастет в цене.

«Если практика народных IPO окажется удачной, прозрачной и публичной, включая хорошую рекламу и просветительскую работу, я думаю, мы сможем увеличить количество активных участников фондового рынка», — заключает Евгений Попов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики