Назад — в будущее

Назад — в будущее

В конце апреля Kimep English Language Theater, Театр английского языка КИМЕП (KELT), представил на сцене университета три выигравшие в конкурсе на лучший сценарий театральные постановки. Инициатором конкурса Pioneer the Future стал сам театр. Главным толчком к написанию пьес послужила тема — изменение ментальности общества и культуры Казахстана после обретения независимости. В жюри вошли бывшие и настоящие участники KELT. В итоге победителями стали «The Таксист» Джонатана Воркентайна, The Lost One («Потерявшийся») Катерины Дзвоник и The Dream («Мечта») Алии Кадыровой. Последние двое студенты КИМЕП, казахстанки, знакомые с ситуацией в стране изнутри. The Taxist — взгляд со стороны ученика международной школы «Тянь-Шань», 16-летнего гражданина США. У участников конкурса помимо духовного был и материальный стимул — денежные призы от банка HSBC. Призовой фонд в 1,4 тыс. долларов поделили между тремя победителями.

Несмотря на то что тема конкурса звучит несколько официально и претенциозно, пьесы представляют собой простые человеческие истории, а их сюжеты взяты авторами из жизни. The Lost One драматурга и актрисы Катерины Дзвоник повествует о молодом человеке, случайно отставшем от поезда «Алматы — Астана» на маленькой станции в степи. Как поясняет Катя, она не могла писать о советском времени, которого она, родившаяся в 1987 году, почти не помнит. Но последствия развала СССР и первые годы независимости, то, как большинство соотечественников начинали жить в независимом Казахстане — ей хорошо запомнились. Эти времена оставили скорее негативные впечатления. Тогда были плохие материальные условия жизни, с низким уровнем здравоохранения и образования, вспоминает автор. По ее мнению, неблагоприятная социальная ситуация в провинции сохраняется до сих пор. Для себя актуальным способом самовыражения и творчества Катя считает такой популярный сейчас театральный жанр, как Новая драма: «В ней герои и события современны и реалистичны, и она стремится отразить нелицеприятные стороны жизни общества».

Если независимости Казахстана в этом году исполнится 20 лет, то театру — десять. Все это время выпускники университета, Оксана Болдычева, Мунира Ниязова и Татьяна Ким, активно принимали участие в театральной жизни. Неудивительно, что именно им доверили режиссировать спектакли. Постановка, а также техническая поддержка, свет и звук были осуществлены силами театра. Роли сыграли прошедшие кастинг студенты КИМЕП. Основная сложность заключалась в том, что раньше театр ставил преимущественно комедии и мюзиклы, доставляющие удовольствие как актерам, так и зрителям. Три спектакля на серьезную тематику стали дебютом, пришлось играть драматические роли. Как рассказывает Катерина, в инсценировке ее истории стремились добиться достоверности, погрузившись в атмосферу безнадежности и отчаяния. По ее оценке, несмотря на первоначальные трудности, в итоге ребята справились прекрасно.

Что касается литературности языка пьес, то все они прошли редакторскую правку старших американских коллег, в частности креативного директора KELT, актрисы и режиссера Джессики Льюис. Идеалов писать на языке Шекспира, конечно, никто не выдвигал. Английский меняется очень быстро, и уже сложно отыскать границу между его разговорной и литературной составляющими. «Работа в театре дает хороший стимул и базу к изучению языка. Приятно видеть, как после нескольких репетиций у новичков пропадает стеснительность и зажатость в речи. Это огромный прорыв. В этом главная заслуга театра, предоставляющего возможность практиковаться в языке через искусство и самовыражение», — уверена драматург.

Что означает для молодого поколения независимость? Катерина считает, что главное ее завоевание — свобода слова. По ее мнению, конкурс подтвердил тот факт, что люди могут выражать свои мысли и эмоции открыто. Хотя отвергать наличие цензуры в стране пока нельзя. По словам Кати, переменилось многое: «Если послушать моих родителей, то они стояли в очередях за обувью, колбасой, кефиром и т.д. Представить такое сейчас уже невозможно». Живущему в обществе потребления молодому поколению трудно представить дефицит и бытовую неустроенность. Это тоже плюс независимости, полагает Катерина. С другой стороны, по ее мнению, есть широкая категория людей, в основном это жители регионов, все еще находящаяся в состоянии перехода, и как следствие — в растерянности: «У них нет таких информационных и потребительских возможностей, как у жителей больших городов. Они еще не обрели новую экономическую основу жизни». Потеря старых основ и неготовность начать новую жизнь предстают в ее пьесе в образе отца героини, наделенного властью местного царька. Его строй мышления скорее бюрократический, нежели рыночный, поясняет автор. Но ее пьеса не просто о классическом конфликте отцов и детей, а конфликт разных ценностей и ориентиров современников. Так, героиня «Потерявшегося» мечтает о красивой жизни в большом городе, которая в ее представлении сводится к модной одежде, посещению кафе и клубов. У ее жениха — «комок», он успешный бизнесмен, большой человек в селе, и его устраивает такая жизнь. В этом выражается противоречие между его идеалами и идеалами героини, а также главного героя, человека западной формации, получившего западное образование.

Сейчас в городе отмечается оживление непрофессиональных, театров — студия «Образ», театр Камиллы Лукпановой, авторские постановочные проекты при поддержке театра «Артишок». Катя считает, что самодеятельные театры в первую очередь играют образовательную роль, помогают расширить кругозор, изучить язык современной драмы и мировой классики: «Создает такие театры, так же как и посещает их, как правило,  молодежь. По мне лучше занять свой досуг репетицией, чем торчать в клубе или на дискотеке. Игра на сцене дает сильный выброс адреналина и многие подсаживаются на это».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности