Судьба любит подготовленных

Проанализировать работу властей и спасателей корреспондент «ЭК» предложил Юрию Цепуриту.

Юрию Цепуриту
Юрию Цепуриту

— Юрий, как вы можете охарактеризовать работу специальных служб Алматы в первые майские выходные, когда город пережил серию довольно сильных землетрясений? Насколько готовыми оказались они к этим событиям?

— Мне кажется, что недостаточно готовы. Судя по тому порядку действий, который выложен на сайте МЧС, — он носит довольно общий характер. Без конкретизации и без привязки к условиям Алматы. Нет списка документов, вещей, не указаны места сбора, эвакуационные пути и так далее. Нужно, чтобы все это находилось на их портале и было расписано подробно. Примером можно избрать один из сайтов американских служб спасения. Паника и нервозность гражданского населения ведь обычно вызваны тем, что никто не знает, что делать.

Основными показателями деятельности МЧС должны быть не заявления, носящие общий характер, а конкретные и тщательно проработанные действия, направленные на повышение безопасности населения. При этом очень важно информировать население о действиях МЧС. Считаю, что повышение ответственности за принимаемые действия и решения со стороны руководства МЧС значительно повысит эффективность работы службы.

— Но ведь для слаженности действий в чрезвычайной ситуации требуются учения?

— Мы неоднократно поднимали вопрос о том, что учения необходимы для координации действий. Но еще важнее проверять сейсмостойкость зданий, особенно зданий с массовым пребыванием людей.

— И какова сейчас сейсмостойкость зданий?

— Насколько я понимаю, сейчас не ведется учет этого показателя. Достаточно серьезные опасения вызывает анализ, проведенный пару лет назад японцами: доля обрушения оказалась довольно высока — 30%. Остается только сказать спасибо природе, что она не превысила уровень в 6 баллов.

— Какие средства спасения реально практиковать в условиях разрушительного землетрясения?

— Главное, чтобы люди были готовы. Важно, чтобы все то, что строится, соответствовало нормам и выдерживало предписанные в плане нагрузки. Также нужно, чтобы населению были известны все пути эвакуации. Мы прорабатывали проблему спасения людей из высотных зданий. Первое, что обрушается в здании, — это лестничные пролеты. Тогда, даже если между первым и последующими толчками осталось время для эвакуации, как это сделать? Нельзя рассчитывать на местную службу спасения, ведь она подвергается аналогичному воздействию землетрясения.

— А какова на сегодня подготовка наших спасателей?

— Думаю, что профессиональная подготовка спасателей высокая, но не уверен, что их снаряжение и оборудование на высоком уровне. Для примера, комплект пожарной спецодежды, которая стоит на вооружении у спасателей стран НАТО стоит две тысячи евро. Нашим спасателям закупается одежда по 400 евро за комплект. Спасатель получает настолько мизерную зарплату (30—50 тыс. тенге в месяц), что ему нет смысла рисковать своей жизнью для спасения кого-либо. Но даже если спасатель готов рисковать своей жизнью, то он не сможет это сделать — у него просто нет средств для этого.

— Если учесть нынешнее положение дел, и сейчас же правильно начать работать над повышением общей безопасности мегаполиса, сколько потребуется времени для прихода к приемлемому результату?

— Привести весь город в идеальное состояние займет лет 5—10. Но надо начинать с первого этапа: произвести испытания на сейсмостойкость торговых центров, общественных и госучреждений. У наших сейсмологов есть оборудование для испытаний. Оно создает колебания на уровне шести-девяти баллов. Разрушилось здание — ничего страшного, главное, люди не погибнут. Конечно, нужна политическая воля. Но это необходимо делать, иначе даже при наименее разрушительном землетрясении будут жертвы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее