Не учат в школе

На рынке школьных учебников Казахстана образовалась нездоровая конкуренция: часть рынка монополизирована, другая отдана на откуп непрофессиональным издательствам. Тем временем в самих учебных заведениях школьники сталкиваются с дилеммой: по каким учебникам заниматься, так как отсутствие единого стандарта вносит разлад в систему преподавания. Сами же учебники изобилуют недостоверными фактами или зачастую просто являются неудачной компиляцией.

Не учат в школе

Совместное исследование директора Института мировой экономики и политики при фонде  первого президента республики Казахстан Бектаса Мухамеджанова и кандидата политических наук Зохро Азизовой о состоянии современных казахстанских учебников показывает, что учиться по ним крайне сложно, а сама система их выпуска неотрегулированна и непрозрачна.

Я Вам пишу. Чего же боле?

Авторы исследования напоминают, что в 2005 году в Казахстане был создан республиканский научно-практический центр «Учебник», который провел экспертизу свыше 13 тысяч учебных изданий; из них 3 400 были отправлены на серьезную доработку, а более 3 500 – не рекомендованы к использованию. Цифры красноречиво говорят о том, что значительное число школьных книг пишутся не профессионалами, представляют собой компиляцию трудов российских и зарубежных авторов, причем выполненную топорно, без учета местной специфики.

По данным мониторинга авторов исследования, одной из ключевых причин неудовлетворительного положения на рынке учебников остается неравномерное распределение выпуска книг между издательствами. Согласно данным экспертов, самое большое количество учебников  было выпущено издательствами «Мектеп» - 97 в 2011-2012  и 96 в 2012-13 учебном году и «Атамура» - 140  в 2011-12 и  87 в 2012-13 учебном году. Эти два издательства на сегодня - своего рода монополисты на рынке школьных учебников.

В то же время такие издательства, как «Арман-ПВ», «Бобек» и «Алматыкiтап», выпускают незначительное число книг, предназначенных для учебных заведений. Из этого можно заключить, что между ними нет четкого и обдуманного деления рынка учебников по различным предметам: отдельные издательства специализируются по определенным, сугубо узким дисциплинам, в целом рынок учебников пока неконкурентоспособен.

Повторение – мать учения

Данные исследования показывают, что на рынке учебников сложилась нездоровая ситуация  в виде одновременного выпуска несколькими издательствами так называемых «альтернативных» учебников по одним и тем же предметам.

Так, «Мектеп» и «Атамура» дублируют учебники по точным дисциплинам - таким, как алгебра и геометрия.  Аналитики отмечают, что это, по сути,  растрата сил и средств. Подобное дублирование отражается и на самом учебном процессе, так как в ряде школ возникает ситуация, когда учащиеся параллельных классов занимаются по учебникам разных издательств. 

Такое положение дел сказывается и на системе сдачи единого национального тестирования (ЕНТ).  Обучение проходит по учебникам одного образца, а тесты для ЕНТ составлены согласно учебникам других авторов и издательств. Поэтому вполне логичными выглядят претензии выпускников, что они не проходили того, о чем спрашивалось во время тестирования, или их информация о том или ином вопросе не совпадает с ответами ЕНТ. Такая неразбериха отражается и на психологическом состоянии школьников. Можно вспомнить неоднократные случаи суицидов в результате провала во время единого национального тестирования.

Книжный голод

Красноречивее всего о ситуации на рынке школьных учебников говорят следующие факты и цифры. Из 275 учебников, одобренных министерством образования и науки РК на 2012-13 учебный год только 30 учебников (11%) – изданы в 2011 году. При этом учебники более ранних годов выпуска, не вошедшие в перечень учебников и учебно-методических комплексов, разрешенных к использованию в организациях образования в 2012-2013 учебном году, утвержденный приказом министра образования и науки республики Казахстан, считаются недействительными и, таким образом, силы и средства, вложенные в них, оказались напрасными.

Из общего числа учебников, утвержденных на текущий 2012-13 учебный год, 11% составляют  изданные в 2011 году, 89% – 2012 года выпуска. Более ранние издания учебников в перечень не вошли. Общее количество разрешенных учебников на 2012-13 годы сократилось на 18% по сравнению с 2011-12 годами.

Среди проблем со школьными учебниками специалисты называют их низкое качество, обучение в школах по книгам, не прошедшим экспертизу Минобразования, а в некоторых учебниках по истории были неоднократно выявлены недостоверные факты.

Дорогое удовольствие

Согласно данным, озвученным министром образования и науки Бакытжаном Жумагуловым, в 2012 году обеспеченность учебниками в среднем по республике составила более 95% , а на приобретение учебной литературы было выделено 7,5 млрд тенге, что на 1,2 млрд тенге больше, чем в 2011году. Вследствие дефицита учащиеся не получают полный комплект учебников и учебных пособий в школах и вынуждены докупать недостающие экземпляры за свой счет.

Аналитики говорят об отсутствии четко отработанной процедуры обеспечения учащихся бесплатными учебниками на 100%, а также мониторинга за выполнением этой процедуры. 

Сегодня общая сумма затрат на один комплект учебников для школьника  может достигать  13,5 тыс. тенге, а если учитывать, что в одной семье может быть от трех детей и больше, то расходы оказываются более чем внушительными. Дороговизна книг особенно заметна в начале нового учебного года: так, в сентябре 2012 года цены в книжных магазинах на учебники нового завоза выросли на 10-30%.

Стоимость учебников издательств «Атамура» и «Мектеп» для школ и в розничной торговле  сети самих издательств одинакова, а вот в книжных магазинах наценка на учебники казахстанских издательств составляет около 30%.

По новым стандартам

Эксперты предлагают и пути выхода из сложившегося кризиса на рынке школьных учебников. Во-первых, необходимо закрепить авторские имущественные  права на учебники за государством,  что позволит создать условия для здоровой конкуренции между издательствами и авторами, а это, в свою очередь, не только повысит качество содержания учебников, но и снизит ежегодную проблему  их дефицита.

24 ноября 1998 года между правительствами Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана было подписано соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Но пока в рамках формируемого единого образовательного пространства отсутствуют унифицированные стандарты. В этой связи на основе ратифицированного соглашения необходимо создать унифицированную систему, включающую в себя единый стандарт образования для стран ЕврАзЭС.

Рынок школьных учебников в Казахстане пока формируется с явными перекосами: дублирование учебников, отсутствие единых стандартов, недостоверность фактов и, что не менее важно, дороговизна книг для школьников сегодня являются теми проблемами, на которые должно обратить внимание Министерство образования страны.     

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики