Равнодоходный метод

С 2014 года казахстанский газовый рынок будет работать по образу и подобию российского: РК подтянет оптовые цены до уровня северного соседа и создаст национального газового оператора. В результате рынок будет лавировать между инвестиционной привлекательностью и социальной ответственностью

Равнодоходный метод

В начале текущего месяца президент РК Нурсултан Назарбаев подписал закон «О ратификации Соглашения о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики». Данное соглашение — одно из нескольких, регламентирующих работу партнеров по Единому экономическому пространству (ЕЭП), которое к следующему году планируют запустить Казахстан, Россия и Беларусь. Благодаря соглашению в рамках ЕЭП отечественные газовики получили четкую систему ценообразования и право подтянуть цены на газ на внутреннем рынке к российским в течение ближайших четырех лет.

Экспортеры и транзитеры

В 2010 году Казахстан добыл 37 млрд кубометров газа, в то время как товарного газа произведено всего 21,3 млрд. Газодобывающими являются 4 западные и 2 южные области Казахстана — Кызылординская и Жамбылская. Но товарный газ производят только в ЗКО, Актюбинской, Мангистауской и Жамбылской областях, причем львиную долю (8 млрд кубометров) выдает ЗКО. Газопотребляющими являются 8 областей РК, где реализуют свою продукцию дочерние предприятия газового транспортировщика АО «КазТрансГаз». В Южно-Казахстанской области и Алматы в минувшем году цены  достигали 140 долларов за тысячу кубометров, а минимум был зарегистрирован на уровне 29 долларов в Кызылординской области.

Если в минувшем году общее внутреннее потребление составило около 6 млрд кубометров, то в текущем ожидается прирост до 7 млрд (только в Алматы рост составит 45%, до 1,3 млрд). В перспективе, по данным МНГ, производство газа в РК к 2015 году вырастет до 60 млрд кубометров в год. Товарного газа будут производить порядка 30 млрд кубометров, а общее внутреннее потребление составит порядка 15 млрд кубометров.

Не имея возможности перебрасывать западноказахстанский газ на юг, Казахстан с советских времен обеспечивает свои южные регионы узбекским газом. На сегодняшний день газ приобретается посредством своп-операций с россиянами, которые покупают основной объем газа у Узбекистана, а казахстанская сторона изымает нужное количество на юге, восполняя его на западе за счет своего газа (количество газа, которым обмениваются, — не более 8 млрд кубометров). Этими операциями ведает дочка АО «КазТрансГаз» (в ведении КТГ и его подразделений — транспортировка, а также добыча, переработка и распределение газа) и «Газпрома» — ТОО «КазРосГаз», оно же закупает свободные объемы в РК (как правило, на месторождениях Карачаганак, Тенгиз и Толкын), чтобы перебросить их по российским газопроводам на мировые рынки. Но по объему непосредственно экспортные сделки невелики: например, в минувшем году «КазРосГаз» сообщил о 2,9 млрд кубометров газа.

Для партнера и инвестора

Основной принцип газового соглашения в рамках ЕЭП — обеспечить равный доступ всех предприятий пространства к голубому топливу посредством перехода к равнодоходным ценам (поставки на внутренний и внешний рынок одинаково доходны). Равнодоходная цена — это экспортная цена минус налоги и транспортный тариф. К этому партнеры по ЕЭП должны прийти до января 2015 года, предварительно создав систему информационного обмена на основе информации, включающей в себя сведения о внутреннем потреблении газа и механизмы для подготовки прогнозных балансов (до 2012 года), а также унифицировав техрегламенты.

В январе этого года премьер-министр РК Карим Масимов утвердил план мероприятий по реализации соглашения (задачи министерствам и агентствам расписаны от января 2011 года до 1 июля 2013 года). И первым пунктом плана было «утвердить сопоставимые с РФ цены на газ на внутреннем рынке с определением ценовых зон». После чего планировалось составить список предприятий и проектов, использующих природный газ в качестве сырья, рассчитать сумму жилищной помощи с учетом повышения комуслуг и подготовить аналитику для перехода на сопоставимые цены. Все это должно было быть сделано в первом квартале 2011 года. Еще одна важная задача, которая ставилась на этот период, — выработать механизм по дивидендной политике и распределению прибыли Национального оператора от реализации газа.

На деле переход к равнодоходным ценам и привязка цен к российским означает общее повышение цен на газ. В конце минувшего марта министр нефти и газа Сауат Мынбаев рассказал о намерении соотносить стоимость по газодобывающим регионам, а для потребляющих высчитывать из транспортных издержек. Так, эталоном для наших газодобывающих областей служит Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), где оптовая цена 1 тыс. кубометров на сегодня равна 59 долларам, а розничная — 95.

Заметим, что в рамках соглашения цены и тарифы на транспортировку газа для внутренних потребностей устанавливаются национальными законодательствами, а также не затрагиваются права и обязанности сторон, вытекающие из международных договоров. Это означает, что газ в РК, вероятно, будет стоить дешевле, чем в РФ.

О намерении перейти к равнодоходным ценам МНГ заявляло еще 2 года назад, объясняя это дефицитом производства газа из-за низкой инвестиционной привлекательности отрасли. Схему, которую глава МНГ предлагал внедрить с 2015 года, такова: «европейская цена минус транспортные расходы, минус порядка 25%». «Но с 2020 года перейти на цены на внутреннем рынке равные — “европейская цена минус транспортные расходы”», — предлагал он. К слову, в минувшем году с 2014 года решил переходить на равную доходность и главный газовый оператор РФ — «Газпром». Те тарифы, которые сейчас устанавливает «Газпрому» Федеральная служба по тарифам, не дают получить компании желаемую рентабельность, в результате убытки она покрывает за счет экспорта. Это еще одно уязвимое место привязки к российским ценам — тарифы у них будут расти.

«Рост цен нужен нефтегазовым компаниям, в первую очередь тем, кто реализует или планирует дорогостоящие программы по утилизации попутного нефтяного газа, и, естественно, увеличение стоимости газа будет неприятно для населения и промышленных предприятий. Все это должно сопровождаться ростом реальных доходов населения и поддержкой социально незащищенных слоев», — считает аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Олжас Байдильдинов. По его словам, следствием роста цен на газ будет повышение цен буквально на все товары и услуги во всех областях Казахстана, так как часть областей использует газ в качестве энергоносителя, а другие области, не использующие природный газ, — через повышение стоимости импортных товаров из России и Белоруссии.

«Если в ЯНАО цены ежегодно будут повышаться на 15%, то к 2015 году средняя оптовая цена будет составлять около 90 долларов, то есть для газодобывающих областей РК к этому времени цены должны вырасти примерно в 1,8 раза по сравнению с текущими ценами», — рассчитывает аналитик АИРИ.

«Конечно, повышение цен благотворно скажется на рентабельности частных газовых операторов, — полагает аналитик Института политических решений Сергей Смирнов. — Но, выставляя цены на газ надо прежде всего исходить из платежеспособности населения, которое в нашей стране является основным потребителем газа. Иначе и покупать газ никто не будет».

Плюсом для всех участников рынка будет то, что появится четкая система ценообразования. «К сожалению, так сложилось, на внутреннем рынке у нас очень сильная дифференциация цен, зачастую обосновать это достаточно сложно, по некоторым недропользователям она есть вообще на уровне 5 долларов за кубометр, в этом смысле она даже не окупает издержки недропользователей. С другой стороны, если говорить об Алматы, то конечная цена может быть порядка 140 долларов», — недавно признал г-н Мынбаев. Отныне РК пойдет по российскому пути: назначит предельные розничные цены, рассчитанные по поясам — отдельно западные добывающие отрасли, отдельно потребляющий юг.

Год перемен

В 2014 году рискует поменяться все существующее положение дел в газовой отрасли, и виной тому не только ЕЭП. На сегодняшний день Казахстан уже построил первую часть газопровода Центральная Азия — Китай, по которому в Поднебесную будет транспортироваться туркменский и узбекский газ. Теперь дело за вторым казахстанским участком — Бейнеу — Бозой — Шымкент (ББШ), который должен добавить мощности главной ветке за счет западноказахстанского газа. До 2014 года стороны (КТГ и китайская Trans-Asia Gas Pipeline Co. Ltd) должны закончить две фазы проекта, доведя мощность трубы до 10 млрд кубометров в год.

В случае с ББШ Казахстан может убить двух зайцев: наладить новый канал экспорта и обеспечить южные регионы РК отечественным газом, снизив свою зависимость от российско-узбекских сделок. «По своп-операциям опять же до 2014 года вряд ли что-либо изменится, и Российская Федерация нам сильно помогает в этом смысле, это позволяет держать тот уровень цен на газ, который мы сейчас имеем на юге», — заявил недавно г-н Мынбаев. В случае чего, покупать узбекский газ напрямую будет очень дорого: например, Киргизии голубое топливо Ташкент продает по 224 доллара за кубометр, а нам лишь по 85.

Что же касается ББШ, то, по данным главы МНГ, согласно технико-экономическому обоснованию оптовая цена «при входе газа в регион составит 120 долларов». «Плюс расходы на распределение, то есть на юге цена может дойти до 150», — рассчитал он. Г-н Байдильдинов говорит о 160—170 долларах.

Хотя ББШ позволяет минимизировать риски, есть вероятность, что юг РК получит газ по очень высокой цене. «Заявлялось, что газ трубы Бейнеу — Бозой — Шымкент пойдет на снабжение южных регионов республики, а во вторую очередь — на заполнение газопровода Центральная Азия — Китай. С одной стороны, это должно удешевить продукт для потребителя на юге страны, с другой — газопровод строится на китайские деньги, поэтому китайцы могут продиктовать свои условия: поднять цену или направить большие объемы в свою ветку», — считает г-н Смирнов.

Зачем нужен Большой Брат

Если в январском плане премьера о нац­операторе сообщалось только то, что он наделялся функциями по газообеспечению внутреннего рынка, то в начале апреля вице-министр нефти и газа Ляззат Киинов рассказал, что по новому закону планируется создание национального газового оператора, который будет скупать весь газ Казахстана, который идет на продажу. Г-н Киинов не уточнил, кто будет национальным оператором, но он описал методику его работы: «Его главной задачей в первую очередь будет обеспечение внутренней потребности страны, а потом — продавать на экспорт. То есть, теперь ТШО (“Тенгизшевройл”) или китаец (китайские компании. — “ЭК”) не пойдет на экспорт, он отдаст газ национальному оператору по оптовой цене и на экспорт пойдет национальный оператор». По-видимому, делается это также с прицелом на 2014 год, когда от своп-операций с россиянами могут отказаться, ББШ уже построят и РК выйдет на чистый экспорт.

«Переход к равнодоходным ценам на газ и создание национального оператора являются звеньями одной цепи, — считает г-н Байдильдинов. — Вероятнее всего, государство таким способом сможет в некоторой степени компенсировать рост тарифов на газ внутри страны и ограничить рост прибыли нефтегазовых компаний». По его словам, создание нацоператора вполне объяснимый шаг, хотя он не будет способствовать развитию конкуренции среди наших нефтегазовых компаний.

«Мы придем к той модели рынка, которая сейчас действует в России: “Газпром” — монополист, только ему (и с недавних пор “НОВАТЭКу”) разрешено экспортировать газ, причем все российские компании обязаны продавать газ монополисту по определенным ценам, — говорит сотрудник АИРИ. — Естественно, это не выгодно никому, кроме самого “Газпрома”, но это позволяет сдерживать внутренние цены и получать государству сверхдоходы от экспорта». По-видимому, именно эти сверхдоходы пойдут на компенсацию высоких цен жителям южных регионов.

В казахстанских условиях такая схема еще и позволит выполнить намеченные объемы поставки газа на юг. «В настоящее время свободных объемов газа для поставок в этих направлениях практически нет, — рассуждает г-н Байдильдинов. — Через оператора и ужесточение требований по утилизации попутного нефтяного газа можно будет решить этот вопрос: перенаправить и/или увеличить поставки в этом направлении, гарантировать загрузку этого газопровода».

Г-н Смирнов считает, что свободные объемы газа можно получить, стимулируя нефтяников создавать инфраструктуру для транспортировки попутного газа, повышая штрафы за его сжигание. Однако принцип единственно косвенного регулирования отрасли МНГ, похоже, отвергнут и видится несовместимым с задачей отстоять интересы населения.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее