Что мешает расти лизингу?

Объем сделок лизинговых компаний продолжил снижение в 2010 году, но предпосылки выхода рынка из кризиса стали более наглядными. Участники рынка сходятся во мнении, что для качественного развития отрасли необходимо продлить льготный режим по НДС и решить ряд проблем, лежащих в судебно-правовой плоскости

Что мешает расти лизингу?

Лизинг в Казахстане является одним из главных инструментов долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов. Его доля в общем объеме инвестиций в основной капитал предприятиями малого и среднего бизнеса по итогам 2010 года составила более 15%. За прошедшие десять лет портфель казахстанских лизинговых компаний вырос до 1,1 млрд долларов.

Мировая практика свидетельствует о том, что именно лизинговые компании должны обеспечивать финансирование проектов по модернизации производственных мощностей, а следовательно, поддерживать инновационную траекторию экономического роста и способствовать укреплению конкурентоспособности национальной экономики. Для целого ряда инфраструктурных отраслей лизинговое финансирование является базовым источником средств для модернизации бизнеса. Кроме того, для малого и среднего бизнеса лизинг — практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают.

На фоне постоянного роста инвестиций в основной капитал лизинг набирает все большую популярность. Старт государственной программы ФИИР, реализация крупных инфраструктурных проектов в регионах страны, развитие интеграционных процессов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства содействуют развитию потенциала лизинга как эффективного инструмента обновления основных средств (см. график 1).

В то же время на пути развития рынка лизинга стоит ряд преград, вызванных несовершенством законодательной и судебно-правовой базы, а также возможной отменой налоговых льгот. Ожидаемый в 2012 году переход на общий налоговый режим по НДС*** при импорте товаров, производство которых отсутствует на территории страны или не покрывает потребности Казахстана, создает реальную угрозу многократного уменьшения объема инвестиций в основной капитал. Кроме того, недостаточно проработанная нормативная база обуславливает дополнительные риски в отрасли, которые в конечном счете отражаются на стоимости услуг лизинговых компаний.

Рынок лизинга в 2010 году: мягкая просадка

Первый посткризисный год для казахстанского лизинга выдался противоречивым: эффект от некоторого оживления частных лизинговых компаний был с лихвой нивелирован уменьшением активности государственных игроков. В итоге объем новых сделок второй год подряд демонстрирует снижение, хотя и менее сильное. Если в 2009 году объем сделок сократился более чем на треть — до 446 млн долларов, то в 2010 году совокупный объем нового бизнеса уменьшился менее чем на четверть, составив 336 млн долларов (см. график 2).

Частичное восстановление деловой активности в стране вкупе с рядом государственных программ, стимулирующих реальный сектор экономики, а также «эффект низкой базы» — вот основные факторы, обусловившие рост объема новых сделок большинства частных лизинговых компаний. «Прошлый год охарактеризовался активизацией рынка лизинга. Оживает экономика, а вместе с ней желание компаний расширять бизнес, приобретать необходимую технику, оборудование. К примеру, строительство международного транзитного коридора Западная Европа — Западный Китай повлекло за собой активный интерес к дорожной спецтехнике», — отмечает генеральный директор АО «Темiрлизинг» Бекболат Сыдыкбеков. С ним солидарен и финансовый директор АО «Халык-Лизинг» Арман Шарипов: «Главное событие 2010 года — это стабилизация в экономике. Именно по результатам прошлого года можно уверенно сказать, что фаза спада пройдена».

Неоправдавшиеся наиболее пессимистичные прогнозы касательно масштабов и длительности финансового кризиса поспособствовали уменьшению консерватизма у лизинговых компаний, что было выражено смягчением основных условий кредитования, в частности уменьшением ставки вознаграждения и размера необходимого первоначального аванса.

В то же время ряд государственных лизинговых компаний, занимающих лидирующие позиции на отечественном рынке, в 2010 году отметились снижением объемов нового бизнеса, потянув вниз весь рынок. Так, АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс» на фоне начавшегося процесса реструктуризации задолженности материнского холдинга сосредоточилось на работе с имеющимся портфелем. АО «Казагрофинанс», концентрирующееся исключительно на агропромышленном комплексе, на фоне аномальной летней жары, приведшей к засухе, столкнулось с многократным снижением спроса на свои услуги со стороны фермеров.

Сокращение объемов нового бизнеса не позволило лизинговым компаниям ощутимо нарастить свой портфель, динамика которого за последние годы сильно замедлилась. Так, в 2009 году портфель вырос на 6%, а по итогам 2010 года был зафиксирован всего полуторапроцентный рост показателя. Совокупный портфель лизинговых компаний по результатам 2010 года был равен 1,1 млрд долларов, что составило более 1% от ВВП (см. график 3).

Концентрация снижается: государство теряет позиции

В 2010 году на долю трех крупнейших участников рынка пришлось порядка 56,5% всех заключенных договоров, что говорит о продолжении тенденции по снижению концентрации на рынке. Так, если в 2008 году совокупная доля АО «Казагрофинанс», АО «БРК-Лизинг» и АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс» в общем объеме нового бизнеса казахстанского рынка составляла 79,6%, то по итогам 2009 доля лидирующей тройки снизилась до 67%. Основные факторы, обусловившие формирование подобной динамики, — неудачное стечение обстоятельств на рынке зерновых, наблюдаемое на протяжении последних двух лет, а также проводимая материнской компанией АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс» реструктуризация внешней задолженности.

Высокая урожайность казахстанских и мировых сельхозугодий в 2009 году обусловила снижение цен на зерновые культуры, что негативно сказалось на рентабельности фермерских хозяйств и, как следствие, уменьшило объем инвестиций в основной капитал. Но если в 2009 году спрос на средства АО «Казагрофинанс», исходя из динамики заключенных договоров, снизился всего на 8%, то в 2010 году на фоне низкой урожайности из-за небывалой жары и засухи объем нового бизнеса компании уменьшился более чем в 2 раза.

В связи с запуском программы реструктуризации внешней задолженности АО «Астана-Финанс» сократило объем выделяемых средств для дочерней лизинговой компании. По итогам 2010 года в компании произошло более чем двукратное сокращение объема нового бизнеса, позволившее третьему игроку, подконтрольному государству «БРК-Лизинг», подняться на вторую строчку ренкинга.

Таким образом, минувший год не для всех игроков с государственным участием оказался неудачным. Так, АО «БРК-Лизинг» сумело более чем в 6 раз увеличить объем новых сделок, достигнув темпов 2008 года. «Расширению деятельности компании способствовало участие в программе ФИИР, а также доступ к источникам фондирования на оптимальных для дальнейшего лизингового финансирования условиях», — отмечает председатель правления АО «БРК-Лизинг» Каныш Избастин (см. таблицу 1).

Что касается частных компаний, то здесь ситуация выглядит достаточно оптимистично. Представленные в ренкинге участники рынка, подконтрольные банкам, сумели по итогам 2010 года существенно нарастить объемы. Так, объем нового бизнеса ТОО «Райффайзен Лизинг Казахстан» вырос более чем в 2,5 раза, что позволило компании по данному показателю превзойти уровень 2008 года. «Увеличение объема нового бизнеса в 2010 году обусловлено положительными результатами нашей работы по повышению качества клиентского обслуживания и изменением политики продаж в 2009 году, которая теперь нацелена на развитие тесного сотрудничества с поставщиками транспортных средств и оборудования, что и дало свои плоды в виде планомерного роста объема и количества заключаемых лизинговых сделок, — отмечает генеральный директор ТОО “Райффайзен Лизинг Казахстан” Егор Журавлев. — Также важную роль сыграло наличие относительно недорогих финансовых ресурсов у нашей компании в условиях острой нехватки фондирования на рынке и незначительного оживления спроса на лизинговое финансирование на фоне общего постепенного восстановления экономики страны».

АО «Халык-Лизинг» продемонстрировало десятипроцентный прирост, а самую впечатляющую динамику показала лизинговая компания АО «Темiрлизинг», заключившая в 2010 году сделок приблизительно на 1,5 млрд тенге, что более чем в 7 раз превышает показатель 2009 года. В компании отмечают, что подобный результат обусловлен двумя основными факторами: участием АО «Темiрлизинг» в «Программе финансирования лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности через банки второго уровня и лизинговые компании» АО «ФРП ДАМУ», а также некоторым улучшением общих макроэкономических условий (см. таблицу 2).

Что касается расклада сил в отрасли по совокупному портфелю сделок, то тут ситуация практически повторяет ренкинг компаний по объему нового бизнеса. Единственным исключением является вторая строчка списка, которую, несмотря на существенное сокращение объемов бизнеса, сохранило за собой АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс». Сокращение совокупного портфеля сделок компании в 2010 году на 24% произошло на фоне прироста портфеля займов двух других представителей лидирующей тройки компаний: АО «Казагрофинанс» и АО «БРК-Лизинг» на 17,9% и 27,5% соответственно. При этом если в увеличении текущего портфеля КАФ, обусловленном внедрением специальной программы рефинансирования попавших в сложную ситуацию заемщиков, едва ли можно найти позитивные тенденции, то АО «БРК-Лизинг», практикующее преимущественно проектное финансирование, прирастило портфель за счет реализации проектов по обновлению ж/д парка.

Рост совокупного портфеля заключенных договоров у банковских ЛК был довольно быстрым благодаря значительному объему нового бизнеса этих компаний.

Перспективы есть!

После двухлетнего сокращения объема нового бизнеса лизинговых компаний уже в текущем году можно ожидать роста рынка. Запуск программы ФИИР в 2010—2014 годах вкупе со стартом работы Таможенного союза и ожидаемым началом функционирования Единого экономического пространства способны вывести казахстанский рынок лизинга на качественно новый уровень. Прописанные в программе ФИИР средства достижения намеченных целей, среди которых в качестве одного из основных инструментов обновления основных фондов обозначено льготное финансирование посредством финансового лизинга, способны оказать двойной положительный эффект на отечественный рынок лизинга.

Во-первых, посредством субсидирования процентной ставки будет напрямую простимулировано использование услуг лизинговых компаний для инвестиций в основной капитал. Во-вторых, реализация отдельных механизмов программы ФИИР, таких как «Дорожная карта бизнеса 2020», посредством которой планируется оздоровление предпринимательского сектора и поддержка новых бизнес-инициатив, способна существенно облегчить нагрузку на частный бизнес, что, в свою очередь, обусловит появление дополнительных возможностей инвестировать в основной капитал.

В то же время необходимо отметить, что в настоящий момент прогноз динамики рынка лизинга, помимо общеэкономических тенденций, обуславливается также прогнозом климатических условий. Данное обстоятельство, в свою очередь, связано с высокой концентрацией на рынке государственных лизинговых компаний, чья деятельность ориентирована на сельскохозяйственный сектор. С учетом этого даже наличие таких факторов, как «эффект низкой базы» после нескольких лет снижения объемов рынка, а также старт государственных программ развития и вхождение страны в Таможенный союз, не позволяют оптимизму окончательно взять верх. В связи с этим наш прогноз роста рынка на 2011—2012 годы является достаточно консервативным и не превышает отметки в 30%.

Отмена льгот — угроза для рынка

Развиваться лизинговым компаниям в периоды роста экономики, а также оставаться на плаву в период кризиса значительно помогли различные преференции, в частности льготы по НДС, срок действия которых был обозначен до 1 января 2012 года. В настоящее время уплата НДС на предметы лизинга осуществляется методом зачета согласно статье 250 НК РК. Данная статья предусматривает льготы по НДС для целого перечня основных средств, производство которых отсутствует на территории страны или не покрывает потребности Казахстана.

В этой связи планируемая отмена льгот по НДС с 1 января 2012 года на такие виды товаров, как оборудование, сельскохозяйственная техника, железнодорожные вагоны и локомотивы, морские суда, вертолеты, самолеты и другие, по мнению агентства, несет в себе прямое противоречие целям программы ФИИР, посредством которой планируется обеспечить развитие приоритетных секторов экономики.

Так, высокая степень износа основных фондов страны называется в программе ФИИР в числе ключевых проблем на пути устойчивого экономического роста. По данным «Эксперт РА Казахстан», показатель в прошлом году превысил отметку в 70%. Вместе с тем в настоящий момент в стране идет активное обновление основных фондов, о чем свидетельствуют данные Агентства РК по статистике, согласно которым импорт машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов составляет 43,2% от общего объема импортированных товаров. При этом производство и сборка большей части перечня товаров на территории страны не осуществляется, в связи с чем происходит освобождение от уплаты НДС при импорте подобных основных средств, что, безусловно, является существенным подспорьем для переживающего нелегкие времена бизнеса.

Планируемая отмена льгот по НДС, по мнению «Эксперт РА Казахстан», может привести не только к снижению эффективности амбициозной программы ФИИР, но и обусловить снижение темпов экономического роста на фоне лишения предприятий малого и среднего бизнеса возможностей эффективных инвестиций в основной капитал. Кроме этого, удорожание средств производства неминуемо приведет к росту цен на конечную продукцию.

Ожидаемая отмена льгот по НДС в 2012 году, по мнению агентства, является преждевременной и, возможно, даже губительной для еще неокрепшего после двухлетнего спада бизнеса. Мы считаем, что действующий льготный налоговый режим по НДС и КПН необходимо продлить как минимум до завершения программы ФИИР в 2014 году. Агентство придерживается той точки зрения, что корректировать сроки действия той или иной льготы необходимо по мере происходящих в отрасли изменений. В то же время на сегодняшний день более или менее подходящим для перехода на общий налоговый режим нам видится период с 2016 по 2017 год.

Регулирование отрасли: лучшее — враг хорошего

Тем не менее, несмотря на имеющие место пробелы в казахстанском законодательстве, порой не позволяющие в полной мере воспользоваться всеми преимуществами государственной поддержки, следует отметить, что количество инструментов и в целом объем государственного стимулирования отрасли являются показательными не только в Центральной Азии, но и на всем пространстве СНГ. Комплексный подход, обуславливающий, с одной стороны, наличие целого ряда налоговых и таможенных преференций, а с другой — стимулирование спроса на услуги лизинговых компаний посредством специальных программ льготного финансирования, характерен далеко не для всех стран постсоветского пространства.

Без лукавства можно сказать, что развитие лизинговой отрасли в Казахстане — в значительной степени заслуга государства, своевременно разработавшего законодательную базу и не поскупившегося на определенные преференции. Освобождение от уплаты НДС, таможенных пошлин на целый ряд импортируемых основных средств, производство которых в Казахстане не осуществляется, и КПН на вознаграждение от лизинговой сделки — факторы, призванные обеспечить со стороны лизинговых компаний предложение существенно более дешевого, в сравнении с банковским, финансирования под инвестиции в основной капитал.

Однако качество имеющихся нормативно-правовых актов, регулирующих отрасль, порой напоминает сюжет басни «Лиса и журавль», когда гостеприимные хозяева поочередно использовали для угощения настолько неудобную посуду, что гостю всякий раз так и не удавалось полакомиться. Несмотря на наличие очевидных преимуществ, перспективная лизинговая сделка из-за несовершенства НПА сегодня нередко оборачивается для лизингодателя существенными убытками.

Так, согласно статье 78 Налогового кодекса (НК) РК передача имущества по договору лизинга является финансовым лизингом, обуславливающим наличие имеющихся преференций, если она, в частности, отвечает требованиям:

— срок сделки должен быть не менее 3 лет;

— в течение 3 лет не должна быть произведена замена лизингополучателя.

Таким образом, в случае если договор лизинга расторгается до истечения минимально необходимых трех лет, в соответствии со статьей 238 НК РК к лизинговой компании применяются штрафные санкции в виде начисления дополнительных налогов и штрафов за период с момента начала действия сделки. Это ставит лизингодателя в заведомо невыгодное положение перед недобросовестным лизингополучателем, который, понимая нежелание лизинговой компании идти на крайние меры, может потребовать необоснованные преимущества по заключенному ранее договору.

По мнению участников рынка, данную статью необходимо переформулировать, с тем чтобы облагаемым оборот признавался именно с даты наступления изменений условий сделки при прекращении обязательств по договору, что было бы более справедливо и позволило бы уменьшить риски лизинговой компании, которые в конечном счете отражаются на стоимости услуги.

Еще одним спорным моментом является невозможность замены лизингополучателя. Крупное предприятие зачастую предпочитает использовать в производстве новое, модернизированное оборудование, тогда как условия договора по приобретенным ранее предметам лизинга обязывают лизингополучателя исправно производить оплату по купленному ранее оборудованию, возможно, уже морально устаревшему. В то же время для небольшой компании-лизингополучателя возможность приобрести в лизинг с существенным дисконтом на вторичном рынке необходимое оборудование является наиболее оптимальным вариантом обновления основных средств, при этом важным обстоятельством является сохранение льготного налогового и таможенного режимов.

Не согласны лизинговые компании и с пунктом 5 статьи 24 Закона Республики Казахстан № 78-II «О финансовом лизинге», согласно которому лизингополучатель после получения копии судебного приказа о необходимости возврата предмета лизинга лизингодателю вправе в десятидневный срок направить в суд возражения против заявленного требования об истребовании предмета лизинга. «Главным недостатком действующего законодательства РК, регулирующего лизинговую отрасль, является отсутствие возможности быстрого изъятия предмета лизинга в случае обжалования лизингополучателем судебного приказа, что сильно осложняет эффективную работу по дефолтным сделкам и в результате приводит к существенным финансовым потерям лизинговой компании. Обжалование приказа и перевод дела в исковое производство может занять более двух месяцев, за которые лизингополучатель может сокрыть или повредить предмет лизинга, — считают в «Райффайзен Лизинг Казахстан». — Мы предлагаем сначала осуществить изъятие предмета лизинга, а после по желанию лизингополучателя начинать процесс уточнения обоснованности изъятия».

Наличие определенных проблем при изъятии предметов лизинга на сегодняшний день является одним из основных рисков для лизингополучателей, что отражается на конечной стоимости услуг лизинговой компании. Кроме этого, отсутствие гарантий своевременного и полноценного возврата предмета лизинга, в случае если сделка прерывается, нередко удерживает лизингодателей от заключения сделки с небольшими предприятиями, что также негативно сказывается на развитии рынка.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?