Необходимый баланс

Необходимый баланс

«Халык-Лизинг» считают необходимым наличие баланса между льготами для лизинговых компаний и условиями их получения

АО «Халык-Лизинг» создано в 2000 году, является универсальной лизинговой компанией, осуществляющей свою деятельность на рынках Казахстана, России и Узбекистана. Компания занимает пятую строчку ренкинга «Эксперт РА Казахстан» по объему нового бизнеса и размеру портфеля среди лизинговых компаний.

О текущем состоянии рынка лизинга и препятствиях на пути его развития рассказал финансовый директор АО «Халык-Лизинг» Арман Шарипов.

— Как вы оцениваете итоги 2010 года на лизинговом рынке? Наметилась ли тенденция по его восстановлению после кризисных лет?

— К сожалению, какого-либо существенного улучшения ситуации на рынке лизинга в 2010 году не произошло. Да, объемы нового бизнеса были несколько больше, чем в 2009 году, но не более того. Рост портфеля в 2010 году показали лишь государственные АО «Казагрофинанс» и АО «БРК-Лизинг». У остальных участников рынка портфели уменьшились. Рынок продолжает стагнировать, и какого-либо «разворота» в 2011 году пока не ожидается. Также можно с определенной долей уверенности сказать, что тех объемов бизнеса, что были в 2007—2008 годах, мы, скорее всего, не увидим в ближайшие 3 года.

— Что же послужило причиной такой динамики рынка?

— Факторов можно перечислить несколько. Но, пожалуй, фундаментальный фактор — это то, что экономика Казахстана строится на нескольких крупных корпорациях, которые, по большому счету, не нуждаются в лизинге или банковских кредитах. Они имеют открытый доступ на международные рынки капитала и могут привлечь дешевые и длинные деньги за рубежом. Эти компании не пострадали в кризис, и благодаря им экономика страны в целом продолжает расти.

Но если мы посмотрим на сектор МСБ, то он неразвит и его доля в экономике страны очень мала. Кризис просто обнажил эту слабость нашей экономики. МСБ до сих пор не может оправиться от кризиса, несмотря на различные государственные программы по его стимулированию. Спрос уже не растет предкризисными темпами, и предприятия в основном стараются снизить долговую нагрузку. Поэтому мы видим резкое снижение спроса как на банковские кредиты, так и на лизинг.

— В условиях сокращения спроса на лизинговые услуги на что была преимущественно направлена деятельность вашей компании?

— Когда объемы бизнеса резко падают, обычно приходит время для совершенствования внутренних процессов, повышения эффективности. Наша компания сфокусировалась на работе с проблемными проектами и развитии информационных систем. Нами было инициировано огромное количество судебных процессов, проведена комплексная работа по локализации имущества, его изъятию и восстановлению. Также в целях диверсификации бизнеса с 2010 года мы стали предоставлять услуги не только классического финансового лизинга, но и услуги по аренде техники и недвижимости. Чтобы повысить внутреннюю эффективность, мы с 2009 года целенаправленно инвестируем в развитие информационных систем. Так, в 2010 году в компании был завершен проект по автоматизации процесса бюджетирования, на текущий год стоят планы по внедрению CRM.

— Вы говорите, что ваша компания сконцентрировалась на работе с проблемными проектами. А изменилась ли как-нибудь ситуация с просроченной и проблемной задолженностью в минувшем году? Есть ли улучшения в этом направлении?

— К счастью, новых проблемных клиентов в 2010 году не появилось. Все проблемные проекты, которые мы имеем на сегодняшний день, стали таковыми в 2008—2009 годах. На текущий момент приблизительно треть портфеля компании составляют проблемные проекты. Улучшения есть, но, к сожалению, они проходят не так быстро, как хотелось бы. Например, в 2010 году у нас произошло улучшение ситуации по некоторым крупным должникам, но в основном — благодаря участию в госпрограммах.

— А что вы скажете про конкуренцию на рынке — изменилась ли она в прошедшем году?

— В 2010 году конкуренция стала намного жестче. Главной причиной здесь является дефицит хороших проектов, поэтому борьба за них между лизинговыми компаниями обостряется. Несмотря на то что некоторые лизинговые компании в 2010 году прекратили свою деятельность, дышать легче не стало. Очень сильно влияет на конкурентную среду на рынке активизация иностранных игроков, таких как «Райффайзен Лизинг Казахстан», стоимость фондирования у которых намного ниже стоимости казастанских компаний. Также сильно обостряют конкуренцию государственные лизинговые компании, которые не только обладают более дешевыми ресурсами, но и не имеют жестких планов по получению прибыли.

— В условиях обострившейся конкуренции в чем вы видите стратегические преимущества вашей компании?

— Главное преимущество — это географическая диверсификация бизнеса. «Халык-Лизинг» сегодня является международной компанией, так как мы работаем на территории Казахстана, России и Узбекистана. В наших планах — продолжить экспансию в другие страны региона. Также мы диверсифицированы по линиям бизнеса, так как занимаемся не только финансовым лизингом, но и арендой техники, а также управлением недвижимостью. Еще одним немаловажным преимуществом компании, я считаю, являются информационные системы и небольшой штат. Это позволяет нам держать под контролем операционные расходы и избегать излишней бюрократии как при работе с клиентами, так и во внутренних процессах.

— А какие препятствия вы видите для дальнейшего развития рынка лизинга, в том числе с точки зрения действующего налогового законодательства?

— Работая на рынках нескольких стран региона и изучая законодательство соседних стран, четко видишь преимущества и недостатки каждой системы. Одним из главных барьеров для развития лизинга в Казахстане является налоговое и таможенное законодательство. Я бы не хотел вдаваться в детали, так как все лизинговые компании с этими проблемами прекрасно знакомы, они не раз обсуждались с государственными органами на разных уровнях. Я хотел бы обозначить принципиальную проблему нашего законодательства по лизингу. Да, в Казахстане для лизинговых компаний существуют льготы, которых не существует в других странах. Но государство накладывает и ограничения, в которые необходимо «вписаться», чтобы этими льготами воспользоваться. Так вот, эти ограничения из года в год становятся все жестче и изощреннее. Мы на самом деле недалеки от ситуации, когда из-за законодательных ограничений лизингом будет заниматься бессмысленно, несмотря на льготы. Подобных ограничений (например, минимальный срок лизинга — 3 года) нет ни в одной из соседних стран. То есть хотелось бы какого-то здравого баланса между льготами и условиями их получения. Нелишне было бы также «синхронизировать» законодательство с соседними странами, хотя бы со странами Таможенного союза, чтобы в ближайшее время не «подарить» местный рынок российским лизинговым компаниям.

— Довольно пессимистично. Но все же как вы оцениваете потенциал рынка лизинга в Казахстане? Можете дать прогноз на 2011—2012 годы?

— Не могу сказать что-то конкретное по рынку лизинга в отрыве от всей экономики в целом. Не забывайте, что лизинг — это основные средства, это капитальные вложения. Бизнес никогда не пойдет на расширение или обновление производственных мощностей, если не будет уверен в будущем росте. Если будет динамичный рост, особенно в секторе МСБ, то будет расти и лизинг. Потенциал огромен, но пока же, на ближайшие два года, прогноз «осторожно оптимистичный». Объемы нового бизнеса будут расти, но этот рост, скорее всего, не превысит 20% по сравнению с предыдущим годом. Портфели лизинговых компаний продолжат уменьшаться, так как погашения пока еще превышают прирост от нового бизнеса. Ожидается дальнейшее постепенное улучшение ситуации с проблемными активами.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности