Самообман или реальность?

Редакционная статья

Самообман или реальность?

Наличие ума еще не гарантирует счастливую и безбедную жизнь, как и наличие природных ресурсов — развитой туристической отрасли. Хотя, по сути, казахстанский туристический продукт является одним из немногих действительно отечественных продуктов. Китай наряду с Турцией одевает и обувает, наряду с Узбекистаном обеспечивает фруктами и овощами, наряду с Германией и Японией поставляет автомобили. Казахстанский турпродукт — это единственная вещь, которую можем создать только мы, не опасаясь конкуренции со стороны импортеров. Но вместо того, чтобы холить и лелеять то небольшое количество компаний, которые создают этот продукт, государство выдумывает всяческие препоны. При этом туризм объявляется одной из приоритетных отраслей экономики, принимается множество программ, которые не исполняются. Однако от обилия этих программ и количества затраченных на их реализацию средств число туристов, желающих посетить нашу страну, не возрастает.

Как бы мы ни пытались зазвать к нам гостей, в Казахстан едут лишь единицы, да и то, чтобы взглянуть на птиц или цветы, которых нет в других уголках планеты.

Возможно, все дело в том, что у нас туризм воспринимается не как индустрия, причем индустрия гостеприимства, а как возможность быстро заработать? Оттого Казахстан стал страной шлагбаумов, а вместо комфортабельных, но приемлемых по стоимости отелей у нас строятся бараки по баснословным ценам. Конечно, кто-то может возразить, сказав, что у нас небольшой туристический сезон, а потому наши «отельеры» пытаются как можно быстрее вернуть затраченные средства. Но это психология временщиков. Приходя в этот бизнес серьезно и надолго, предприниматели не пытаются «сорвать куш» за один-два сезона, не думая о завтрашнем дне.

Почему мы уже на протяжении почти 20 лет пытаемся развить туризм, а воз, как говорится, и ныне там? Возможно, все дело в том, что пока нам это и не нужно: чиновникам вольготно живется и в сырьевом государстве, а бизнесменам куда прибыльнее заниматься «купи-продай», нежели таким хлопотным делом, как туризм.

Казахстан, имеющий всю таблицу Менделеева в своих недрах, оказался их заложником. Киргизия в отличие от нас не обладает таким разнообразием металлов и углеводородов, в ее активах лишь одна жемчужина — Иссык-Куль, а также горы и местный колорит. И самое главное — желание людей превратить эти природные ресурсы в туристические объекты. Поэтому в Кыргызстан едут иностранцы. Даже в прошлом году, когда туристическая отрасль всего мира (из-за экономического спада) и соседней страны (из-за очередной революции и событий в южных регионах республики) переживала не лучшие времена, Киргизию посетило множество иностранных туристов. Казахстан мог бы воспользоваться потенциалом соседней страны, включая ее туристические маршруты в свои программы. Но вместо этого казахстанские пограничники перекапывают дороги, ведущие в Кыргызстан, и максимально усложняют процедуру прохождения границы.

Кто страдает от этого больше? Киргизия? Скорее всего, нет. В эту страну иностранцы едут независимо от того, включено в программу посещение Казахстана или нет. Наша страна? Безусловно. Немногие иностранцы готовы ехать за тридевять земель, чтобы увидеть страну, которая ничем особо не примечательна с туристской точки зрения.

Так, может, не стоит заниматься самообманом и пытаться сделать Казахстан туристической Меккой Центральной Азии, а оценить свои возможности и понять, какие у нас есть точки роста в туризме (к примеру, эко- или экстремальный туризм), и развивать именно эти направления.