По гамбургскому счету

Достижением девятых «Звезд Шакена» стала самокритика

По гамбургскому счету

Завершился IX Алматинский кинофестиваль. Призы получили 16 картин. Из них 12 — от дирекции кинофестиваля, остальные шесть — спецпризы от партии «Нур Отан», «Казахфильма», академии им. Жургенова, Союза кинематографистов и Независимого жюри журналистов. Церемония награждения началась с чествования своих. Создателям картины «Мент» Маскату Оспанову и Медету Илгедаеву от «Нур Отана» вручили 500 тысяч тенге, приз от киностудии Ш. Айманова, а также сертификаты от салона красоты. «Мент» призван создать образ честного участкового и рассказать о нравах и обычаях казахского аула. Он снят на казахском языке и содержит образчики современного народного юмора.

Поровну, по две награды, получили картины из Ирана, России, Израиля, Франции и Турции. В Иран ушли спецприз от академии им. Жургенова (игровая полнометражка «Сыро, сварено, сожжено» Шахрама Мокри) и приз за «Лучшее неигровое кино, короткий метр» в номинации «Кино молодых» («Аско» Мохаммеда али Хашемзехи). Приза независимого жюри журналистов удостоилась дебютная неигровая картина россиян Язамира Готта и Ивана Болотникова «На линии игры», об инвалидах чеченской войны, подорвавшихся на минах русских солдатах и чеченцах, которых в одну команду объединил футбол. В номинации «Лучший дебютный игровой фильм» победителем стало «Другое небо» россиянина Дмитрия Мамулия. Награду получила перекочевавшая из номинации «Студенческое неигровое» в «Дебютное неигровое кино» «Аиша» израильтянок Ошри Хаюн и Хилы Коэн. Вручавший приз режиссер и член жюри Андрей Герасимов объяснил это отсутствием в номинации «Дебют» достойных фильмов. Лучшим анимационным фильмом была названа также израильская лента «Ступеньки» (Том Мадар, Инбар Ротштайн и Эмили Ной). Два спецприза (от Союза кинематографистов и от дирекции кинофестиваля) получили французы — Хендрик Дюсолир за мультфильм «Вавилон» и Сара Каннимгхэм за неигровое кино «Как любовь». Главных же наград «Лучший игровой полный метр» и Гран-при удостоились турецкие картины «Кувыркаться без крыльев» Саваса Байкала и «Бело как снег» Селима Гюнеса. Еще наградили кино Германии, Польши, Дании и Кыргызстана.

Для галочки

Казахстанских картин было немного две короткометражки и три мультфильма. Наша анимация несколько проигрывала на фоне работ студентов Санкт-Петербургского университета Кино и ТВ, среди которых особенно впечатлила «Полынь» Натальи Евдокимовой — изящная история, основанная на картинах Пабло Пикассо. Это попытка режиссера передать язык кубизма в анимации и фантазия на тему судьбы женщины, вдохновившей мастера на написание «Любительницы абсента», а также размышление о том, как жизнь становится произведением искусства, а картина — фильмом.

К сожалению, церемония закрытия фестиваля не только ни отличилась свежестью идей в подходах к ее проведению и содержанию культурной программы, но и продемонстрировала признаки деградации. Развлекательные номера, разбавляющие процедуру награждения конкурсантов, были крайне низкого уровня. Лучше было бы вообще обойтись без них. Возможно, не хватило финансов пригласить достойных исполнителей. Но ведь у фестиваля столько спонсоров, начиная с государственных и заканчивая частными организациями, что для них отведен целый каталог, а на неоднократное перечисление их имен на фестивале было затрачено немало времени. Такое ощущение, что все делалось ради галочки — и далекий от искусства спектакль, сыгранный двумя малоизвестными актерами российских сериалов, и скучные скетчи юмориста Михаила Задорного, и полезный студентам, но несколько скомканный мастер-класс классика советского кинематографа Василия Митты. Возможно, все это не относится к сути фестиваля — конкурсной программе и работе жюри. Учитывая многолетнюю историю «Звезд Шакена», дело обстояло так не всегда, и оно поправимо и в будущем.

Учиться снимать

К положительным моментам помимо важной информационно-образовательной миссии (как говорит Венера Нигматулина, задания международной планки для наших кинематографистов) можно отнести сложившуюся на фестивале свободную атмосферу обсуждений и дискуссий. Наконец, участники отечественного кинематографического процесса стали оценивать и себя, и ситуацию критически. Неоднократно повторялось, что казахстанские картины имеют низкий уровень. Как заметил, отбросив ненужную в рабочей обстановке политкорректность, Василий Митта, молодые казахские режиссеры не способны снять простую историю: «Демонстрируя высокий класс в воспроизведении штампов и клише, они могут имитировать любой американский фильм, а увидеть в собственной жизни развитие человеческих конфликтов и передать их в короткометражном кино не могут». Активная фестивальная жизнь — шанс для развития казахского кино, но полупустые залы на фестивальных просмотрах приводят в уныние, заметил режиссер. «Учиться снимать кино нужно неторопливо, вдумчиво и серьезно, опираясь на простые основы — универсальную для всех стран, культур и времен структуру драмы, открытую древними греками, четко выраженную у Шекспира и Чехова. Фестивальная картина не есть результат деятельности неграмотных людей, интуитивно постигающих суть кинематографа», — резюмировал он.

Отражать ситуацию

Интересные мнения были высказаны на заседаниях клуба кинематографистов, вести которые пригласили журналиста Тулегена Байтукенова. Преподавательница академии Жургенова Надежда Беркова считает, что интересно поговорить о том, как готовят в киношколах разных стран и как молодежь, индикатор процессов общества, отражает региональные проблемы в своих фильмах: «Я посмотрела турецкие и румынские картины. Было видно, что авторы озабочены положением низших слоев общества, людей, пребывающих у черты бедности. Это важная составляющая их мировидения. Они избрали своей темой ситуацию в стране. Киношкола помогает выразиться и показать свое отношение к окружающему миру и к языку кино. Чрезвычайно интересны работы учеников французской интернациональной школы La Femis: японец снимает фильм об одиночестве своего соотечественника, обслуживающего туристов в Париже, студент из Боготы — неигровую картину «В реальном времени» про то, как можно при помощи современных технологий преодолевать расстояния. Российская анимация «Собачья площадка» посвящена экологическим проблемам. Минимумом выразительных средств она показала, как мы приводим окружающую среду в плачевное состояние. Такие картины могут влиять на социальную ситуацию. Наши же студенты хотят быть как Тимур Бекмамбетов. Но можно ли считать такое кино национальным?» — задалась вопросом Надежда Николаевна.

Бегство от реальности

Тулеген Байтукенов также дал критическую оценку казахстанской молодежи: «Как правило, наши студенты ленивы и не хотят трудиться. Они снимают фильмы с первого курса и мечтают стать тарантинами. Это печально. При этом на фестивале мы видим поиски, эксперименты и творческую зрелость их сверстников из-за рубежа. Присутствие социальной проблематики обязательно в конкурсном контексте. Наша же молодежь почему-то таких тем избегает. Кино для нее — бегство от реальности. Молодые люди снимают фильмы не о том, что их беспокоит, а о том, что, как им кажется, будет красиво выглядеть. Может быть, и правда их не заботит происходящее в их стране? А может, они боятся?» По мнению Тулегена, в основу кино необязательно должны лечь политические проблемы. Много проблем социальных, этнокультурных и межэтнических. Но и они не находят отражения: «Если судить по фильмам, то наше общество волнует, как убить президента при помощи двух дельфинов. Или то, как в короткометражке фестиваля «Сюрприз» девочка думала, что ест конфеты, а объелась наркотиками. Такие сюжеты неправдоподобны и далеки от реальной жизни. Поэтому наш зритель и не ходит на отечественное кино», — полагает Тулеген. Правда, как заметил модератор, когда показывали казахского «Мента», зал был полон: «Несмотря на то что это не фестивальная картина, она зрительская и в ней есть подобие правды, в ней отражена пусть локальная, но волнующая зрителя тема». По его мнению, единственное за последние пять лет рефлексирующее на тему современной действительности кино — «Риелторы» Алехана Ержанова. К сожалению, его не успели смонтировать к фестивалю.

Боязнь быть собой

Журналист считает, что наше государство не заинтересовано взращивать таланты потому, что они будут думать и задавать вопросы. Ответов же на вопросы у государства нет. Он предложил прекратить финансирование кинематографа, чтобы проявились те, кто способен пробиться сам за счет способностей, умений и знаний. Но все-таки, по его мнению, «Казахфильм» закрывать не надо: «Это сакральное место. Несмотря на то что он многих развращает, в потоке безликих картин попадаются стоящие. Кроме того, это рабочие места. Без денег «Казахфильма» не было бы таких проектов, как, например, «Солнечные дни» Наримана Туребаева», — поправился Тулеген.

Свою точку зрения высказала преподавательница академии им. Жургенова Тамара Муканова: «Смотрю, как студенты посещают показы. Вчера было четверо, сегодня — двое. Это объясняется весенними экзаменами. Просьба снова перенести фестиваль на осень. «Звезды Шакена» из года в год все лучше. Видела три турецких фильма. Все они о любви и сняты замечательно. Турки умеют работать с деталями и языком. Этого не хватает казахскому кино. Но главное — ему не хватает смелости. Негативные стороны нашей ментальности — боязнь быть собой и стремление выдать желаемое за действительное. Уход в личину и показуху — причина неубедительности и слабости нашего кинематографа», — полагает г-жа Муканова. А журналистка Зайтуна Джандосова задалась важными вопросами: «Что предпринять, чтобы на конкурс следующего юбилейного кинофестиваля не попали слабые казахские фильмы? Кто их отбирал и по каким принципам? Как сделать так, чтобы туда попали талантливые работы?»

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?