По всем направлениям

По всем направлениям

О том, как сейчас обстоят дела на рынке интернет-услуг, мы говорим с Ануаром Аубакировым, генеральным директором АО «Нурсат».

— Какова сейчас ситуация на рынке интернет-услуг? Насколько активно он растет?

— Посткризисная ситуация снизила планиуемые темпы прироста предоставляемых услуг, но не оказала такого существенного влияния, как в других сферах страны. Несмотря на то что в других сферах экономики наблюдалось замедление темпов роста и снижение доходов, телекоммуникационная сфера, наоборот, увеличивала свои обороты, особенно в области предоставления услуг доступа в Интернет. Доходы от предоставления услуги доступа в Интернет в 2010 году по сравнению с 2009 годом выросли на 26,1%, а количество пользователей Интернета выросло на 25%.

Интерес и потребности пользователей к интернет-услугам растет с каждым днем. Например, по данным Агентства РК по статистике, число абонентов сети Интернет в 2010 году выросло более чем в 2,5 раза по сравнению с 2005 годом, не достигнув 1 миллиона пользователей при населении в 16,4 млн человек, что говорит о потенциале роста рынка телекоммуникационных услуг Казахстана.

— Насколько насыщен рынок, на ваш взгляд?

— Если исходить из доли телекоммуникационного сектора в развитых странах (5% от ВВП), то отрасль связи Казахстана может еще, как минимум, удвоить объемы услуг в данной сфере. Это означает, что рынок не до конца насыщен. Для развития рынка Казахстан должен наращивать объем услуг, особенно в части увеличения доли контент-услуг, которые повлияют на потребление услуг Интернета и передачи данных.

— Какие основные тенденции можно отметить на этом рынке?

— Ключевой тенденцией будет необходимость внедрения дополнительных услуг, которые позволят расширить клиентскую базу и обеспечить конечные потребности пользователей в телекоммуникационных услугах. Телекоммуникационная отрасль в XXI веке в своем развитии зависит от инновационных разработок, которые позволят улучшить качество обслуживания и отвечать требованиям клиентов, зачастую зависящих от развития информационных технологий.

— Как вы оцениваете уровень конкуренции? Насколько сильно ощущается конкурентная борьба?

— Уровень конкуренции на рынке сейчас очень высок: более трехсот операторов связи в различных сегментах в настоящее время работают как на региональных рынках, так и на республиканском. Уровень конкуренции будет увеличиваться, этот факт обусловлен развитием новых экономичных технологий предоставления услуг и сервисов. В свою очередь могу заверить, что «Нурсат», являясь высокотехнологически развитой компанией, будет постоянно внедрять новые услуги с высокой добавленной стоимостью для выхода в лидеры на рынке телекоммуникационных услуг.

— Как вы оцениваете потенциал роста рыночной доли мобильных операторов? Рассматриваете ли вы их в качестве конкурентов? И насколько сильный это конкурент?

— Мобильная связь переживает период динамичного роста, в этом сегменте рынка развернулась наиболее острая конкурентная борьба. Наблюдается постоянное снижение тарифов на услуги мобильной связи. Потенциал роста рынка мобильной связи оценивается как высокий. Рынок сотовой связи Казахстана еще недостаточно насыщен, потенциал органического роста не исчерпан. Дальнейшее развитие технологий в сторону 3G/4G, рост проникновения смартфонов и коммуникаторов, появление приложений, стимулирующих использование мобильного Интернета, — все это будет влиять на рост рынка в ближайшее время.

Конечно же, это тоже будет влиять на отток клиентов в сторону мобильного Интернета. Однако рынок интернет-услуг развивается по всем направлениям и находится на стадии роста, несомненно, это станет одним из драйверов развития телекоммуникационного рынка в целом, где каждый оператор найдет свою нишу на рынке.

— Что может сделать провайдер, чтобы выжить и преуспеть в текущей конкурентной борьбе на рынке интернет-услуг?

— Конечно, снижение цен и развитие в определенной нише повышает конкурентоспособность компании. Однако в нынешних условиях развития рынка телекоммуникаций, чтобы преуспеть в такой развивающейся конкуренции, любая компания должна идти в ногу со временем и развивать инновационные технологии, внедрять последние современные услуги, также параллельно развивать объем услуг, особенно в части увеличения доли контент-услуг, которые повлияют на потребление услуг Интернета и передачи данных.

— В каких сегментах, секторах рынка интернет-услуг вы видите наибольший потенциал роста для своей компании?

— Отечественный интернет-рынок достаточно молодой, сегодня можно наблюдать, как сектор интернет-услуг от элементарного состояния переходит в многосложную структуру. Поэтому развитие интернет-услуг будет во всех секторах рынка.

Однако, думаю, основной потенциал роста интернет-услуг будет в предоставлении беспроводного широкополосного доступа в Интернет и услуг с высокой добавленной стоимостью. «Нурсат» имеет стратегические перспективы в создании центра спутниковых технологий группы компаний АО «Казахтелеком», что позволит путем синергитического эффекта в данном сегменте рынка расширить спектр предоставляемых услуг.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики