Слабые места Казнета

Развитие Казнета во многом будет связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, строительством необходимой инфраструктуры, а также появлением возможности монетизировать интернет-проекты

Слабые места Казнета

Рост интернет-активности в Казахстане и развитие Казнета в последние несколько лет видны невооруженным глазом. Уже появились и национальный поисковик, и национальная блогосфера, и местный онлайн-кинотеатр, отчеты предприниматели также сдают через Интернет, а информационные агентства в своих сообщениях дают ссылку на twitter-ленту премьер-министра страны.

«За последние несколько лет уже был сделан очень большой скачок в развитии Казнета, — говорит президент объединения юридических лиц «Интернет Ассоциация Казахстана» Шавкат Сабиров. — Появилось большое количество ресурсов различной направленности, от новостных сайтов и блог-платформ до интернет-ресурсов, занимающихся электронной коммерцией. Прогресс виден, например, по тому, как хорошо и правильно создаются ресурсы, как правильно работают журналисты (а не занимаются воровством). Для примера: если три года назад было порядка 40 интернет-магазинов, сейчас их уже более 200, практически готов законопроект об электронных деньгах, готовится закон об электронной коммерции».

Однако теперь казахстанским создателям интернет-порталов пора задуматься о переходе количества в качество, если они хотят монетизировать свои творения.

Зона KZ

«Казнет развивается довольно активно, что проявляется как в количественных, так и в качественных показателях, — считает генеральный директор интернет-компании PROFIT Online Александр Васильев. — Растет количество интернет-пользователей, они становятся более активными — выходят в Интернет чаще, проводят там больше времени, посещают больше сайтов. Увеличивается и количество интересных интернет-проектов, рекламные бюджеты уверенно перетекают в Интернет».

По данным казахстанской интернет-компании PROFIT Online, доменная зона KZ за 2010 год реально пополнилась примерно на 11 тыс. имен и общий доменный пул зоны по состоянию на конец 2010 года составил около 53 тыс. имен. «Таким образом, рост количества доменных имен по сравнению с предыдущим годом составил 26,7%, тогда как годом ранее этот показатель составлял около 31,7%, — рассказывают в компании. — Замедление темпов роста обусловлено увеличением общей доменной базы, но в абсолютных цифрах в ближайшие годы число регистраций сохранится примерно на текущем уровне — 10—12 тысяч имен в год».

Как отмечают эксперты компании, в целом интерес к доменной зоне KZ остается высоким, о чем свидетельствует стабильно растущий спрос на доменные имена. Среднемесячное количество заявок выросло с 1388 в 2009 году до 1446 в 2010-м. А вот интерес к регистрации доменных имен на кириллице пока выглядит сдержанным. В 2010 году было подано 706 заявок на подобные домены. Основная масса доменных имен сегодня регистрируется через частных регистраторов, лидером которых является компания Hoster.kz. Около половины всех зарегистрированных доменов приходится на Алматы.

«К сожалению, основная масса новых сайтов — это всевозможные торренты и файлообменники, — отмечает Александр Васильев. — По-настоящему интересных проектов создается гораздо меньше. Также создается много корпоративных сайтов — все больше компаний понимают, что присутствие в Интернете должно быть обязательным».

Кто вы?

Для понимания того, что такое Казнет и какие у него перспективы, нужно знать, что из себя представляет локальная интернет-аудитория. В конце прошлого года независимая исследовательская компания ICT-Marketing, специализирующаяся на исследованиях в сфере телекоммуникаций и IT, провела ежегодное исследование интернет-аудитории. По результатам этого исследования в 2010 году количество интернет-пользователей в Казахстане составило 4,3 млн человек, или 26,5% населения страны. По данным министра связи и информации Аскара Жумагалиева, по итогам первого квартала нынешнего года уже 34,4% населения являются интернет-пользователями.

Как отмечают в ICT-Marketing , в 2010 году размер интернет-аудитории увеличился более чем на 30%. Среди городских жителей Казахстана в возрасте 16 лет и старше используют Интернет 41%, среди сельских жителей той же категории — 19%. Больше всего, как и следовало ожидать, Интернетом пользуется молодежь. В городах с населением 70 тысяч и более человек среди жителей в возрасте 16—24 лет 66% пользуется Интернетом. Это самая активная возрастная категория. В основном пользователи заходят в Интернет с компьютера или ноутбука, около четверти горожан также используют мобильный телефон.

Эксперты констатируют, что в 2010 году продолжился рост интенсивности использования Интернета. Количество горожан, использующих Интернет ежедневно, которые и формируют ядро интернет-аудитории, составляет 47% взрослых интернет-пользователей. В конце 2009 года этот показатель был 42%. Аудитория, использующая ресурсы Сети, как минимум, раз в неделю, на конец прошлого года составила 84% взрослых пользователей Интернета (в конце 2009 года 79%). При этом исследователи выяснили, что чаще всего казахстанцы используют Интернет для обмена электронной почтой, скачивания музыки и видео, а также общения в социальных сетях. Только около 5% от всех интернет-пользователей имели опыт покупок в сети Интернет.

Однако в связи с такими относительно небольшими показателями проникновения, да в и целом небольшой численностью населения в Казахстане потенциал создания порталов для внутренней аудитории вызывает некоторый скепсис. Правда, эксперты с этим утверждением не согласны. «Потенциал развития крайне высокий, — констатирует Александр Васильев. — Сегодня самый посещаемый казахстанский сайт имеет суточную аудиторию около 100 тысяч человек. А, к примеру, на Mail.ru каждый день заходит примерно 1,4 миллиона казахстанцев. Согласитесь, есть к чему стремиться. На сегодняшний день перспективной можно считать практически любую нишу». Последнее замечание связано с тем, что казахстанская часть глобальной паутины еще сформирована слабо, и здесь можно в любых нишах создавать свои проекты, не опасаясь серьезной конкуренции. Г-н Сабиров согласен с тем, что создавать ресурсы на внутреннюю аудиторию вполне перспективно, поскольку рынок развит слабо и еще много потенциально интересных ниш, в которых можно работать. Но при этом важно найти инвестора, потому что без инвестиций развивать новые направления крайне сложно. Кроме того, как считает глава ассоциации, аудитория для нашего рынка вполне достаточная, чтобы делать бизнес и развиваться.

«Пользователям интересен прежде всего региональный контент, — говорит заместитель председателя правления АО “Казконтент” Тимур Кубеков. — Поэтому такие сайты, как YouTube, Яндекс или Google, уже дают возможность работать только с локальной информацией. И развитие этой региональной составляющей будет важной частью Казнета. Спрос на подобный контент создает хороший потенциал для создания локальных ресурсов». Как отмечает эксперт, в Казахстане доля внутреннего трафика в 2010 году составляла 66%, в то время как в 2008 году было только 19%.

Среди наиболее интересных направлений развития Казнета г-н Сабиров называет в первую очередь новости, так как это сегодня самый «ликвидный товар». Пример с землетрясением показал это. Да и online-СМИ выигрывают по ряду качеств у традиционных. Поэтому с точки зрения инвестиций новостные сайты для инвестора выглядят наиболее привлекательными в Интернете. Второй сегмент — электронная коммерция и, наконец, социальная сфера.

Непобедимые пираты

Одним из важных аспектов дальнейшего развития Казнета, охватывающего все его сегменты, является создание необходимой нормативно-правовой базы. Интернет-ассоциация Казахстана довольно активно участвует в этом процессе. Как отмечают в ассоциации, самый важный и актуальный вопрос — это определение правового статуса интернет-бизнеса. «Этот вид бизнеса отличается от традиционного и подлежит другим регламентирующим правилам. Здесь сталкиваются и авторские права на интеллектуальную собственность, и большое количество различных условий владения сайтом», — констатирует Шавкат Сабиров. Среди других направлений работы ассоциации — разработка законопроектов об электронных деньгах и об электронной коммерции. Здесь ставится задача легализовать все денежные обороты, идущие через Интернет. Пользователь должен быть уверен в сохранности своих средств, так же как и продавец должен убедить потенциальных покупателей, что он не является мошенником и работает на законных основаниях. Доверие к online-платежам является одним из ключевых факторов развития электронной коммерции.

«Кроме того, сейчас мы в составе рабочей группы обсуждаем в мажилисе поправки по авторским и смежным правам. Проблема эта не местечковая, а по-настоящему глобальная! — рассказывает Шавкат Сабиров. — Сегодня казахстанское «поле» в Интернете представляет собой рай для ворованного контента — торрентов, файлообменников. Права журналиста и фотографа, оператора и автора песен висят в воздухе. Важно дать каждому из творческих людей право отстоять собственное произведение. Учитывая деликатность темы и ее актуальность, мажилис рассматривает вопрос о принятии закона прямого действия без каких-либо подзаконных актов. Не должно быть двусмысленности и непонимания в авторских правах».

Тема плагиата всегда была крайне актуальной для интернет-пространства, и эта проблема остается одной из самых трудно решаемых. В конце апреля состоялся круглый стол, где обсуждались вопросы защиты авторских прав в Интернете. Представители интернет-ассоциации, АО «Казахтелеком», АО «Казконтент», ТОО «ЮрИнфо», ТОО «Аудио-Видео-Меломан», ТОО «Kaztаg» говорили о необходимости соблюдения прав авторов литературных и музыкальных произведений. «В последнее время в казахстанском сегменте сети Интернет созданы и получили значительное распространение сайты, предоставляющие площадку для загрузки и обмена пиратскими фильмами, играми, музыкой и компьютерным программным обеспечением», — заявила заместитель председателя комитета по правам интеллектуальной собственности Минюста РК Шолпан Абдреева. При этом она отметила, что та мера, которая сегодня применяется к правонарушителям, не позволяет сдержать уровень распространения пиратства. Шавкат Сабиров, в частности, на этом обсуждении предложил наказывать авторов противоправного контента методом «трех щелчков». Первый — это уведомление автора противоправного контента, второй — предупреждение, а третий — заведение на нарушителя уголовного дела.

Также ассоциация работает над улучшением условий для развития казахского языка в Интернете. Речь идет о создании в глобальной сети среды для коммуникаций на казахском языке. «Развитие казахского языка в Интернете сегодня болевая точка не только государственных органов, но наша тоже. Для того чтобы что-то сделать, нужно дать человеку инструмент. При поддержке компании GSM Kazakhstan/Kcell мы переводим на казахский язык популярные системы управления контентом, работаем над созданием казахских шрифтов, планируем создать целую серию скринкастов и подкастов на эту тему. Давайте дадим пользователям инструмент для работы и поможем создавать сайты на казахском языке!», — отметил Шавкат Сабиров. Тимур Кубеков также говорит о том, что казахоязычного контента в Интернете пока мало, хотя потребность в нем есть. Желание развивать Интернет, говорящий на национальном языке, есть и в правительстве, так что можно ожидать, что это направление будет развиваться.

Продать ресурс

Одной из наиболее популярных для Казнета остается тема получения прибыли от интернет-проектов. Об этом, в частности, говорили на прошедшей в апреле конференции BarCamp Central Asia 2011. Как рассказал на этой конференции Тимур Кубеков, «за последние два года в Казахстане открылось очень много интернет-порталов, которые инвестируют сами. К этому списку можно отнести и государственные порталы». При этом эксперт отмечает, что поток инвестиционных средств в такие порталы маленький. Одна из причин — срок раскрутки интернет-проекта составляет от трех до семи лет, что часто не устраивает потенциальных инвесторов. «Проникновение в 2009 году, когда было 3,2 миллиона пользователей, уже интересно для рекламодателей, но еще неинтересно для инвестиций, — отметил Тимур Кубеков в интервью нашему журналу. — Уровень проникновения, достигнутый в прошлом году, уже интересен для инвесторов. Интернет-пользователи — это активная часть населения — это платежеспособный спрос, т.е. целевая аудитория основных рекламодателей».

Виталий Акимов, генеральный директор российской компании «Стартап Поинт», выступая на BarCamp, отметил, что заработать миллионы на интернет-ресурсах маловероятно, гораздо больше шансов продать успешный проект целиком или по частям, тем более что крупные компании в таких сделках заинтересованы.

Из всего названного выше количества сайтов только несколько десятков приносят прибыль своим создателям. Правда, рост рынка интернет-рекламы в Казахстане и нтернет-аудитории вселяет определенный оптимизм. Вместе с тем у потенциальных рекломадателей часто есть претензии не только к низкой посещаемости порталов, но и к их качеству.

Эксперты в целом сходятся во мнении, что один из важных факторов, который будет способствовать развитию Казнета — это развитие широкополосного доступа. И речь не только об увеличении проникновения. Проведение транзакций, интернет-телевидение требуют должной инфраструктурной поддержки. «Для многих стоимость доступа в Интернет остается высокой, не все желающие могут подключиться к тому же «Мегалайну» по причине изношенности телефонных линий — слабый уровень сигнала не позволяет воспользоваться услугой, — говорит Александр Васильев. — А многие еще не до конца сознают те возможности, которые таит Интернет».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики