Забытый парламент

Один из парадоксов советского госуправления заключался в том, что институт, легший в его основу и давший имя стране, по существу ни на что не влиял

Горбачевские новации несколько оживили политическую жизнь Страны Советов
Горбачевские новации несколько оживили политическую жизнь Страны Советов

В первой Конституции КазССР 1937 года было сказано: «Вся власть в Казахской ССР принадлежит трудящимся города, аула и деревни в лице Советов депутатов трудящихся… Высшим органом государственной власти Казахской ССР является Верховный Совет Казахской ССР». Но практике картина была иной.

Немного истории. Верховный Совет (ВС) республики избирался раз в четыре года (с 1977 года — раз в пять лет) по территориальным округам. ВС собирался на сессии 2 раз в год, как правило, весной-летом и в декабре, продолжительностью 1—3 дня. В промежутке между сессиями функции высшего органа власти выполнял президиум, который производил назначения и увольнения членов правительства (с последующим утверждением на сессии), был вправе давать толкования законов, отменять решения правительства и облсоветов, присваивал почетные звания и осуществлял право помилования. Небольшой нюанс: на сессиях председательствовал председатель Верховного Совета, а работой президиума руководил председатель Президиума Верховного Совета, то есть первый был как бы «спикером», а второй — как бы «президентом», являясь также зампредом Президиума ВС СССР и членом Бюро ЦК Компартии Казахстана.

Визитка ЦК

Депутатский состав подбирался по возможности пропорционально национальному, возрастному и социальному составу населения. Это была своего рода визитная карточка республики. Казалось бы, расцвет народной демократии. На практике же все решения Верховного Совета накануне утверждались в ЦК партии. Через партийные органы проходили кандидатуры министров, решения об административно-территориальных изменениях, награждение грамотами и присвоение званий, проекты бюджета и государственного плана. Принимаемые республиканские законы основывались на аналогичных союзных законах. Собственно говоря, Верховному Совету толком и некогда было развернуться — за один созыв депутаты работали, по сути, только 20 дней. Фактически получалось, что советы были не сколько «высшими» или представительными органами власти, сколько представительскими. Нельзя, конечно, сводить к нулю работу советов и их депутатов, но особо значимой роли в нашей бывшей стране они не играли.

Говоря о роли института ВС в истории Казахстана, все обычно вспоминают 12-й и 13-й созывы, проработавшие на профессиональной основе в 1990—1995 гг. Но из памяти совсем выпал последний, «чисто советский» Верховный Совет 11-го созыва, которому удалось вкусить все прелести перестройки и поставить рекорд по сменяемости своего руководства.

Он был избран 24 февраля 1985 года, выборы прошли, как отмечала пресса, «в обстановке высокого политического и трудового подъема масс». В выборах приняли участие 99,99% избирателей, за кандидатов проголосовало 99,97% (против — 2958 человек). Из 510 депутатов — 222 рабочих, 35 колхозников, 183 женщины, 336 членов и кандидатов в члены партии. Состав ВС обновился после выборов на 69,2%.

Через месяц, 28 марта, Верховный Совет собрался на свою первую сессию. Председателем («спикером») был вновь избран академик Кыйлыбай Медеубеков, его заместителями — бригадир совхоза, председатель исполкома поселкового совета, директор комбината и крановщица. Пост председателя президиума сохранил Байкен Ашимов, его замом стал Александр Чернышов, а секретарем — Зауре Кадырова.

Мерила истории

Начало работы Верховного Совета совпало с приходом к власти Михаила Горбачева и началом перестройки. Горбачевские новации получили свое отражение и в деятельности ВС. В мае был принят указ «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». В ноябре решением ВС Уголовный кодекс КазССР был дополнен статьей «Преследование граждан за критику». В августе 1986 года в УК появилась еще одна новая статья «Изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости». В декабре вышли указы «О принудительном лечении и перевоспитании хронических алкоголиков и больных наркоманией» и «Об административной ответственности за непринятие мер по уничтожению дикорастущей конопли». В марте 1987 года — очередная новая статья в УК «Подмен чужого ребенка». Июль 1987 года привнес новые строчки в Кодекс об административных правонарушениях — «Изготовление и хранение без цели сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки и аппаратов для их выработки», «Занятие проституцией», «Приставание к иностранным гражданам с целью приобретения вещей». Август 1987 г.: УК — «Захват или удержание лица в качестве заложника». Октябрь 1987 г.: КОАП — «Заведомо ложный вызов специальных служб». В 1988 году Гражданский процессуальный кодекс был дополнен главой «Жалобы на неправомерные действия должностных лиц, ущемляющие права граждан», а Уголовный кодекс — разделом «О принудительных мерах медицинского и воспитательного характера» (март), в УК внесена статья «Незаконное приобретение, хранение, использование, передача или разрушение радиоактивных материалов» (май). В августе в КОАП и УК появилась статья «Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций». Июнь 1989 г. — указ «О ставках подоходного налога с кооперативов». Заголовки законов в данном случае — своеобразные вехи новейшей истории, по которым можно проследить проблемы, встававшие перед властью и обществом.

Бурные политические и социальные процессы, набиравшие ход в стране, привели к ротациям в руководстве республики. В сентябре 1985 года 68-летний Байкен Ашимов был отправлен на пенсию, а на его место сел 57-летний первый секретарь Мангышлакского обкома Саламат Мукашев, буквально за 5 дней до сессии избранный депутатом. За второе полугодие 1985 года Кунаев потерял ряд соратников — Аскарова, Аухадиева, Койчуманова, снятых со своих постов и лишенных депутатских мандатов ВС СССР. Приходилось маневрировать и выстраивать новые комбинации на ходу. Но если Кунаев рассчитывал на лояльность нового «президента», то он ошибся. На XVI съезде партии (февраль 1986 г.) Мукашев выступил с жесткой критикой положения дел в республике.

В апреле 1986 года Президиум ВС реализовал достаточно редко употреблявшуюся норму законодательства, инициировав голосование об отзыве депутата Дырдина — первого секретаря Каскеленского райкома (как сказано в преамбуле, «совершившего действия, недостойные этого высокого звания»). С этого времени ротации в депутатском корпусе приняли массовый характер. Во-первых, освобождались депутатские места в Верховном Совете СССР. На их места избирались новые руководящие работники «союзного масштаба», слагавшие депутатские полномочия в Казахстане. Во-вторых, отправленные в отставку работники «республиканского масштаба» добровольно-принудительно освобождали места для своих преемников. В-третьих, некоторые округа становились вакантными после кончины депутатов (в частности, в 1985 году ушли из жизни Габит Мусрепов и Александр Бараев). Только в течение 1986 года было избрано 22 новых депутата.

Новые лица ВС

Новый, 1987 год республика встретила с новым руководством и с очередным этапом кадровой чистки. В феврале-марте Верховный Совет отменил свои указы о присвоении звания «заслуженный экономист КазССР» бывшему помощнику Кунаева Бекежанову, звания «заслуженный строитель КазССР» бывшему управделами ЦК Статенину, звания «заслуженный работник культуры КазССР» другому бывшему помощнику — Владимирову. Одновременно было инициировано голосование по отзыву Бекежанова и Статенина из депутатов Верховного Совета. Первая сессия нового года привела к изменениям в руководстве ВС: зампредом президиума стала Вера Сидорова, секретарем — Советхан Нурпеисов. 26 апреля депутатом был избран новый первый секретарь ЦК Геннадий Колбин. В марте было принято решение о проведении в порядке эксперимента выборов в местные советы по многомандатным округам: объединяется ряд округов, на их месте создаются новые, по которым выдвигается несколько кандидатов (их число должно превышать число мандатов), побеждают набравшие больше половины голосов. Почти конкурентные выборы… Летняя сессия Верховного Совета продолжила изменения в руководстве: Кунаев был выведен из состава президиума (в феврале следующего года — и из состава депутатов), в состав которого вошел новый второй секретарь ЦК Кубашев. На ноябрьской сессии Колбин стал членом президиума. Всего за 1987 год было избрано 38 новых депутатов.

Укрепившаяся вертикаль

На февральской (1988 г.) сессии Саламат Мукашев был отправлен на пенсию (в октябре 1987 года ему исполнилось 60 лет). По мнению ряда мемуаристов, «президент» не сработался с Колбиным, а кроме того, первый секретарь незадолго до сессии заявил членам Бюро ЦК Компартии Казахстана: «Пошел такой разговор, будто малый жуз «победил» старшего; дошло до ЦК КПСС. Нам не надо бояться постоянно задавать себе и другим вопрос: а не возникнут ли такие разговоры при выдвижении того или иного работника? Я вполне допускаю, что упреки идут потому, что в Бюро ЦК находятся трое работников из западных регионов республики» (речь шла о Кубашеве, Мукашеве и ­Камалиденове). Поэтому кадровое решение решало сразу 3 вопроса — уходил «неудобный человек», выравнивался «региональный баланс», а кроме того, перемещение 51-летнего секретаря ЦК по идеологии и генерала КГБ Закаша Камалиденов в Верховный Совет давало Колбину возможность маневрировать. Камалиденову многие ставят в вину «чрезмерный интернационализм» и «ссору с интеллигенцией» (по крайней мере, по числу жалоб и анонимок в свой адрес со стороны творческих масс он побил рекорд десятилетия). Вместе с тем сильно укреплялась «советская вертикаль» власти, которую новый этап перестройки ставил на первое место. На той же сессии был принят закон «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни». Верховный Совет начал активно заниматься вопросом реформирования экономики и социальной сферы. На апрельской сессии было принято постановление «О задачах Советов народных депутатов республики по совершенствованию хозяйственного механизма и управления экономикой» и создана комиссия по вопросам национальных и межнациональных отношений.

ВС активно включился в процесс обсуждения изменений в союзную Конституцию и закон о выборах, занимался вопросами административной реформы, но неожиданно для всех 6 декабря на сессии ВС 52-летний Камалиденов был освобожден от должности «по состоянию здоровья и личной просьбе». Причин освобождения называют несколько. 1. Конфликт среди руководства республики по вопросам адмреформы (Камалиденов выступал против упразднения Мангышлакской области). 2. Гипотетическое желание Колбина объединить должности первого секретаря ЦК и председателя Президиума ВС. 3. Скандал с «прослушкой» телефонов руководства Верховного Совета. Кроме того, рано или поздно должен был возникнуть вопрос о том, кто сменит Колбина во главе республики, и в руководстве Казахстана потихоньку начиналась невидимая, но ожесточенная борьба…

На повестке опять УК

За 1988 год были избраны 17 новых депутатов.

Новый председатель Президиума ВС не был назначен, его обязанности исполняла Вера Сидорова. За время ее руководства были приняты решения по изменению системы государственных наград в республике, а также отменен изданный по инициативе Камалиденова указ о лишения академика Надирова звания «заслуженный деятель науки КазССР».

10 марта 1989 года был избран новый руководитель Верховного Совета — 59-летний первый секретарь Кокчетавского обкома Махтай Сагдиев. На долю нового «президента» пришлось введение в УК статей «Призыв к насильственному свержению или изменению советского государственного и общественного строя», «Нарушение национального и расового равноправия…», «Призыв к совершению преступлений против государства», «Оскорбление или дискредитация государственных органов и общественных организаций», указ «О порядке образования и деятельности самодеятельных общественных объединений», введение комендантского часа в Новом Узене, образование Комиссии по выяснению обстоятельств, связанных с событиями, имевшими место 17—18 декабря 1986 года в городе Алма-Ате, Комиссии ВС по содействию в обеспечении прав и интересов реабилитированных и создании памятников жертвам репрессий, имевших место в период 1930—1940-х и начала 1950-х годов, постановление «О задачах Советов народных депутатов по укреплению государственной и трудовой дисциплины в условиях демократизации и гласности», образовании Комиссии по рассмотрению заявлений и жалоб и борьбе с бюрократизмом, создание Временного комитета по борьбе с преступностью в КазССР во главе с Сагдиевым, призыв к Верховным Советам прибалтийских республик «принять меры по преодолению националистических, экстремистских, сепаратистских настроений у части населения…», указ «Об административной ответственности за реализацию продуктов питания с повышенным содержанием пестицидов, нитратов и других вредных для здоровья человека веществ», Программа борьбы с преступностью и укрепления правопорядка в Казахской ССР на 1989—1995 гг.», закон «Об аренде».

Безальтернативная конкуренция

В марте-апреле 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР, проведенные в значительной части округов на альтернативной основе. Несмотря на то что большинство руководителей республики легко получили мандаты, набрав более 80% голосов, не обошлось без эксцессов. В частности, выборы проиграл первый секретарь Алма-Атинского горкома Романов. После этого вопрос о безальтернативных выборах в республиканский Верховный Совет практически отпал. 14 мая впервые состоялись выборы, где конкурировали двое и больше кандидатов. Причем, что интересно, номенклатурные работники (к примеру, управделами ЦК, председатель облисполкома, первый секретарь горкома) избирались на безальтернативной основе. А конкуренция была в тех округах, где баллотировались исключительно «разночинцы». Так, научный работник Института ионосферы Докучаева победила на выборах бетонщика и водителя, фрезеровщик Задорожный победил слесаря Санникова…

22 июня в республике сменилась власть — вместо Геннадия Колбина первым секретарем ЦК был избран Нурсултан Назарбаев. На ближайшей сессии он был освобожден от должности председателя Совмина и избран в состав Президиума. Первый доклад нового руководителя республики на сессии был посвящен «задачам Советов народных депутатов по укреплению государственной и трудовой дисциплины в условиях демократизации и гласности». Премьером стал Узакпай Караманов, а секретарем Президиума ВС — ЦК Кайрат Жусупов.

21—22 сентября 1989 года состоялась XIV сессия Верховного Совета КазССР 11-го созыва, на которой были приняты постановление «О мерах по дальнейшему осуществлению политической реформы в республике», законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) КазССР», «О языках в КазССР», «О выборах народных депутатов КазССР», «О выборах депутатов местных Советов народных депутатов КазССР» (против конституционных поправок проголосовали 8 депутатов, против закона о языках — 26), создана Центральная избирательная комиссия по выборам и отзыву народных депутатов.

Изменения в Конституции затронули всю систему государственного устройства республики. Как отметил Махтай Сагдиев, представляя проект закона, «надо готовиться сегодня к фактической передаче всей власти на местах Советам, созданию материальных и правовых предпосылок для того, чтобы они как представительные органы народного самоуправления на деле решали все вопросы на своих территориях. (…) После долгих раздумий, споров, советов с учеными-правоведами, деятелями культуры создалось устойчивое мнение о нецелесообразности в нашей республике Съезда народных депутатов. В качестве единственного органа государственной власти предлагается сохранить Верховный Совет. Однако права и полномочия его значительно меняются, а представительные начала расширяются». Президиум Верховного Совета сохранился, но потерял право вносить изменения в законодательство и издавать нормативные указы. Вместо прежних постов председателя ВС и председателя Президиума ВС был введен пост председателя Верховного Совета как высшего должностного лица республики, представляющего ее внутри страны и в международных отношениях и избираемого Верховным Советом из числа народных депутатов «тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд».

Несмотря на то что изменения вступили в силу, ни на этой, ни на следующей сессии, состоявшейся в ноябре, кадровых перестановок не последовало. На ноябрьской сессии Верховный Совет постановил: обратиться в ЦК КПСС с просьбой о снятии формулировки — «проявление казахского национализма» в оценке событий, произошедших 17—18 декабря 1986 г.; принять к сведению, что комиссия не нашла подтверждений распространившимся слухам о многочисленных жертвах».

По готовому сценарию

За 1989 год было доизбрано 27 депутатов.

22 февраля 1990 года последняя, XV сессия освободила Махтая Сагдиева и Веру Сидорову от обязанностей председателя и заместителя председателя Верховного Совета и избрала Нурсултана Назарбаева председателем Верховного Совета, а ­Сергея Терещенко — его первым заместителем. В тот же день ВС принял обращение к союзному парламенту с требованием принять законы о собственности, о земле, о налогообложении, сообщив, что в случае их непринятия «оставляет за собой право объявления республиканской собственностью земли, ее недр, воды, лесов и других природных ресурсов».

Новый председатель в своем программном заявлении сказал: «Ленинский лозунг «Вся власть Советам!» вновь сможет наполниться реальным содержанием только тогда, когда Советы перестанут ждать дарованной «сверху» свободы действий, а сами всерьез и решительно возьмутся за рычаги государственного управления. Думаю, такой момент сейчас наступил. (…) Республика, как известно, владеет всего 7,5 процента объема имеющегося на ее территории промышленного производства, остальное — в распоряжении центра. Поэтому в ближайшее время предстоит покончить с этой несправедливостью. (…) Сегодня нет более насущной потребности у народа, чем жить в спокойной, мирной обстановке, чтобы детям не грозила опасность, а принадлежность к той или иной национальности не становилась поводом для подозрительности и вражды. (…) Хотел бы сказать несколько слов о моем понимании работы в новом качестве — председателя Верховного Совета республики. Буду откровенен: предложение о совмещении этой должности с работой первого секретаря ЦК Компартии Казахстана вызывало у меня определенные сомнения, серьезные раздумья, и решение было принято не без внутренней борьбы. Что же побудило меня принять это предложение? Во-первых, Махтай Рамазанович Сагдиев уже давно обращался в Бюро ЦК с настойчивой просьбой об освобождении его от занимаемой должности. (…) Сама жизнь сегодня не дает времени на раскачку. Завтра будет поздно сделать то, чего требует нынешняя ситуация. А процесс передачи власти Советам у нас несколько затянулся».

Почему Назарбаев ждал целых пять месяцев? С одной стороны, вроде чтобы не «обижать» 60-летнего Сагдиева, проработавшего к моменту юридического упразднения своей должности всего полгода. С другой — свойственная будущему президенту осторожность. Желание сначала укрепить свои позиции в аппарате, убрать не слишком нужные кадры, а затем спокойно идти на совмещение постов.

Последние акты, вышедшие за подписью ВС 11-го созыва, касались вынесения проекта закона об учреждении поста президента КазССР на всенародное обсуждение, но на этом законе начинается уже совсем другая история.

С избранием нового Верховного Совета 12-го созыва, начавшего свою работу 24 апреля 1990 года, Верховный Совет 11-го созыва ушел в историю. За 5 лет работы он сменил 7 руководителей (Ашимов, Мукашев, Камалиденов, Сидорова, Сагдиев, Медеубеков и Назарбаев) — абсолютный рекорд Союза. За время его работы обновилась пятая часть депутатского корпуса. За пять лет Верховный Совет из «машины для голосования» и «общественной приемной» стал фактически полноценным парламентом — с острыми дискуссиями и дебатами, заложившим основу под работу парламентов эпохи независимости.

Одно кадровое решение ВС-11 до сих пор находится в силе: Анатолий Линник, назначенный 28 июля 1986 года членом Верховного суда, по сей день работает в этой должности. Как, кстати, и Нурсултан Назарбаев, избранный в феврале 1990 года высшим должностным лицом республики…

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?