Между небом и землей

Между небом и землей

В Казахстане сегодня действуют три основные программы развития экономики: Форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), «Дорожная карта бизнеса 2020», Программа посткризисного восстановления (оздоровления конкурентоспособных предприятий). Во всех документах предусматриваются меры стимулирования бизнеса. В то же время в республике нет ни одной программы, которая была бы направлена исключительно на развитие среднего бизнеса. Даже в Законе «О частном предпринимательстве» основным принципом признается «приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». Из чего можно сделать вывод, что до последнего времени государство было не заинтересовано в среднем бизнесе либо рассматривало его не более чем переходный этап от малого к крупному. Вообще, очень трудно, анализируя госпрограммы, как-то выделить из них положения, касающиеся среднего бизнеса: он всегда пристегнут к малому, как в ФИИР, или крупному, как в программе посткризисного восстановления. Сегодня приходит понимание того, что без среднего — впрочем, как и без малого — бизнеса диверсификация экономики, к которой Казахстан стремится с начала нулевых (в 2001-м была принята программа импортозамещения, в 2003-м стратегия индустриально-инновационного развития, предтеча ФИИР), без включения в нее всего арсенала МСБ останется лишь пустым звуком.

Возьмем, к примеру, ФИИР. Хотя все предприятия независимо от величины имеют равный доступ и могут участвовать в программе, упор сделан все-таки не на крупный бизнес. Постоянно подчеркивается — малый и средний. Одна из заявленных целей ФИИР — снижение уровня концентрации экономики и усиление роли малого и среднего бизнеса в процессе индустриализации.

«Экстенсивный характер роста крупного казахстанского бизнеса, ориентированного на получение быстрой прибыли от экспорта сырья, не позволил ему переключиться на более высокие переделы и на внутренний рынок при изменении мировой конъюнктуры, — признается в программе. И далее объясняется, почему до кризиса роль МСБ в диверсификации была столь ничтожной: — Специфика национального среднего и малого бизнеса в Казахстане определялась его возможностью занимать свободные ниши, гарантирующие быструю отдачу от инвестиций (внутренние неторгуемые сектора экономики: недвижимость, торговля, местная строительная индустрия, торгово-посреднический сектор и сфера услуг)». Такая специализация — результат «объективного эволюционного процесса становления национального бизнеса». «Соответственно, — делают вывод разработчики программы, — приоритеты бизнеса не коррелировали с приоритетами государства по развитию обрабатывающих производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью».

На наш взгляд, игроками в перечисленных секторах являются все же малые предприятия. Но в Казахстане работали и работают средние предприятия, специализирующиеся как раз в торгуемых секторах, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью и даже, не побоимся этого слова, экспортно ориентированные.

В ФИИР расписаны планы развития отраслей, в том числе нефтегазовой, нефтехимии, металлургии, которые традиционно являются вотчиной крупных компаний. Однако правительство, очевидно, намерено в качестве драйверов развития обрабатывающих производств на базе сырьевых отраслей задействовать малые и средние предприятия.

Государство хочет сосредоточиться на стимулировании «производств более высокой добавленной стоимости, формировании вспомогательного, обслуживающего и перерабатывающего блоков малых и средних предприятий через аутсорсинг и усиление местной составляющей в крупных проектах, а также на формировании кластеров вокруг крупных системообразующих компаний за счет объединения усилий обслуживающих и вспомогательных предприятий» в нефтегазовой промышленности. В нефтехимии планируется создать малые и средние предприятия, специализирующиеся на выпуске инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью. В металлургии запланировано построить 25 малых и средних предприятий. И так далее — от фармацевтики до сельского хозяйства. В программе предусмотрена система поддержки, в том числе и налоговые преференции, однако не сегментам бизнеса, а отраслям в целом.

Чтобы поставить точку в анализе ФИИР, следует сказать о том, что вызывает удивление в программе: она написана так, словно до ее появления в стране не существовало ни малого, ни среднего бизнеса, хотя у нас множество средних компаний, которые работают с крупными сырьевиками.

Последняя по времени принятия программа (4 марта 2011 года) — посткризисного восстановления. Ее задача — помочь выйти из долговой ямы и восстановить платежеспособность конкурентоспособных предприятий. Программа ограничивает список претендентов на госпомощь: в первую очередь речь идет о градообразующих и системообразующих предприятиях несырьевого сектора, важных для регионов не только с точки зрения пополнения местных бюджетов, но и создания рабочих мест. Что касается сегментов, то участниками программы могут быть только крупные и средние компании с объемом задолженности не менее 4,5 млрд тенге. Эта программа напрямую связана с ФИИР: чтобы развивать инновационную экономику, нужно сначала оздоровить предприятия, очистить их от долгов, найти стратегических инвесторов, которые могли бы капитализировать компании, отсеять всех нежизнеспособных игроков. Собственно, такую задачу и ставит программа посткризисного восстановления: оздоровить 30—50 предприятий и сохранить порядка 70% рабочих мест.

Какие именно компании получат помощь в рамках программы, пока неизвестно. Для участия нужно просто подать заявление до конца 2011 года. Но как раз здесь и могут возникнуть проблемы, особенно у средних предприятий. Мало какое из них может претендовать на статус градо- или системообразующего. Определены законодательно количественные показатели — стоимость активов и число рабочих мест — соответственно, не более 325 000-кратного МРП и 250 человек — исключают попадание в целевую группу. Тем более критерии отнесения предприятия к системообразующим пока даже не утверждены. Конечно, это самый волнующий вопрос: кто получит помощь государства. Она, к слову, заключается в субсидировании ставки по кредитам. Кроме того, государство берет на себя половину расходов на оплату консультантов. Они должны будут оценить жизнеспособность предприятия и разработать план его оздоровления.

Основная идея программы «Дорожная карта бизнеса 2020» — помощь малым и средним предприятиям также через субсидирование кредитной ставки, а также гарантирование займов. Она была принята раньше, чем программа оздоровления, — в апреле 2010-го. Заявленная же цель — «Обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест» — в принципе, та же. Таким образом, две программы дополняют друг друга и позволяют охватить все сегменты бизнеса.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?