Ни ангелов, ни фондов

Ни ангелов, ни фондов

Председатель правления Фонда развития предпринимательства DAMU Ляззат Ибрагимова упрекает средний бизнес в отсутствии свежих идей.

— Нужна ли специализированная программа для среднего бизнеса (СБ)?

— Думаю, что нужна. Согласно ст. 18 Закона РК «О предпринимательстве» государство оказывает поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса, то есть тем, у кого численность работников до 50 человек и активы до 60 тыс. МРП. Кроме того, сегодня действует ФИИР, до этого были еще несколько программ, в рамках которых выделялись средства, субсидии и другие формы поддержки. Но получалось так, что сектор среднего бизнеса фактически выпал. Сейчас работает «Дорожная карта бизнеса 2020», по условиям которой субсидирование и гарантирование распространяется на всех предпринимателей.

Есть такой термин — «газель». Это быстроразвивающиеся компании. Если взглянуть на статистику, то все «газели» — представители СБ. Необходима точечная программа, способствующая появлению таких «газелей». Либо надо изучать опыт «газелей» и применять его в Казахстане.

— Каковы механизмы такой программы? Может быть, необходимо создать соответствующую исследовательскую организацию?

— Совсем необязательно. Такую работу можем проводить и мы. DAMU как раз нацелен на помощь росту предприятий и переходу их из малых в средние. Сейчас средних компаний очень мало. Все механизмы у нас существуют: и гарантирование, и субсидирование, и обучение, и сервисная поддержка. Но сегодня прежде всего необходимо выбрать конкретные предприятия с хорошим потенциалом роста и целенаправленно в них вкладывать.

Хотя интересно было бы под них запускать новые инструменты. Например, венчурное финансирование. Но у нас пока оно не работает. Если вы заметили, все инструменты, развитые на нашем рынке, — это инструменты долгового капитала: кредиты, облигационные займы. Фактически инструмента долевого финансирования нет. Нет у нас ни бизнес-ангелов, ни фондов прямых инвестиций. Пока такая система у нас не налажена.

— В чем, по-вашему, причина того, что эти новые инструменты не работают?

— Прокредитовать — это самое простое. Но вхождение в капитал требует от инвестора кропотливой, сложной работы. Например, верной оценки рынков сбыта, грамотных бизнес-инициатив, идей.

— Насколько необходимы СБ налоговые преференции?

— У нас есть норма по отсрочке налогов, кроме налогов по зарплате. Есть возможность применения этой нормы, Министерство финансов его рассматривает как инструмент. Но пока нет механизма использования. Я думаю, что налоговые преференции должны быть, но в первую очередь для предприятий, внедряющих новые технологии. Остальные — особенно торговля и услуги — должны платить.

— Как вы можете охарактеризовать отношения между бизнесом и государством?

— Местные исполнительные органы знают свой бизнес в лицо. Они первыми доносят до бизнесменов информацию о госпрограммах. Но существует миф о том, что предпринимателям не следует пользоваться госпрограммами, потому что потом придут, проверят и будет хуже. Но если у вас нормальная отчетность, все процессы выстроены и автоматизированы, нет вопросов с точки зрения бухгалтерской документации, то придраться будет не к чему.

— Каков уровень менеджмента казахстанского СБ?

— В Казахстане сложилась парадоксальная ситуация: есть финансовые ресурсы в банках, есть меры институциональной поддержки, есть бизнес-инкубаторы, активные отраслевые ассоциации, но нет интересных бизнес-идей. Однако за любой идеей скрывается конкретный человек. Я верю в теорию пассионарности. Думаю, должно прийти время пассионариев, не боящихся рисковать. Пока у нас таких немного. Взять хотя бы реакцию на Таможенный союз. Некоторые рады, что их рынок расширился. Но до сих пор есть предприниматели, которые ходят и рассказывают мифы, что всех выкупят или задушат своей продукцией россияне. Но сегмент МСБ тем и силен, что мобилен, способен быстро находить свое место на изменяющемся рынке. С другой стороны, важно, чтобы и крупные компании помогали и слова о необходимости аутсорсинга не оставались декларациями. На каком-то этапе развития все хотят все делать сами.

С точки зрения профессиональной подготовки менеджерам в среднем бизнесе, на мой взгляд, требуются регулярные отраслевые семинары. Можно привлечь ресурсы, нарисовать красивый бизнес-план, но первая проблема, с которой сталкивается бизнес, — это отсутствие технологических кадров. Хороших технологов буквально возят из области в область. Кроме того, большая часть из них находится в предпенсионном возрасте.

Также существует проблема роста. В малом бизнесе часто бывает, что владелец является и работником, и управляющим. В крупном встречается ситуация, когда даже управляющий и владелец — разные лица. В среднем чаще всего акционер является менеджером. Когда малый бизнес переходит в средний, владельцу нужно понять, что стоит передавать некоторые свои функции квалифицированному специалисту. А это уже другая психология.

— Каков потенциал СБ как агента положительных изменений?

— «Дорожная карта бизнеса 2020», по-моему, ориентирована как раз на средний бизнес. И эта программа будет приращивать казахстанский СБ. Мы реализуем проекты роста действующего бизнеса. В первую очередь перспектива есть у компаний, занятых в несырьевом секторе промышленности. Интересные проекты есть в пищевой промышленности, в стройиндустрии, производстве металлической продукции, текстильной промышленности. Есть и небольшие новые, нетрадиционные ниши. Например, в Павлодаре одна компания покупает сырье, из которого изготавливаются мешки для накрытия полувагонов. Дело в том, что по нормам ЕС все сыпучие материалы не должны перевозиться в открытом виде. И у этой компании большие интересные заказы. А казалось бы, какая узкая ниша!

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее