Нецелесообразно

Министр экономического развития и торговли Республики Казахстан Кайрат Келимбетов не видит особого смысла в том, чтобы создавать отдельную программу по развитию среднего бизнеса

Нецелесообразно

Он указывает на множество уже существующих документов и программ, благодаря которым предприниматели получают помощь от государства. У бизнеса и так есть масса инструментов, чтобы влиять на решения власти и получать от нее необходимую поддержку, уверен член кабинета.

— Кайрат Нематович, как вы считаете, есть ли смысл создавать отдельную программу по развитию среднего бизнеса?

— Институт предпринимательства оказывает огромное влияние на развитие рыночной экономики страны. Именно благодаря малому, среднему и крупному бизнесу в стране формируется и развивается конкурентная среда, происходит активное насыщение рынка товарами и услугами, создаются новые рабочие места, повышается экспортный потенциал и увеличиваются налоговые поступления. Сегодня государственная поддержка оказывается в комплексе для всех субъектов предпринимательства, в том числе и среднему бизнесу. С прошлого года реализуется программа поддержки малого и среднего бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020». Основной ее целью является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. Кроме того, с начала текущего года поддержка среднего и крупного бизнеса оказывается в рамках таких программ, как «Производительность 2020» и «Программа посткризисного восстановления (оздоровление конкурентоспособных предприятий)».

Полагаю, разработка отдельной программы по развитию среднего бизнеса нецелесообразна. Основные механизмы поддержки бизнеса, в том числе и среднего, отражены в перечисленных выше документах. Например, основными механизмами реализации «Дорожной карты бизнеса 2020» являются субсидирование ставки вознаграждения, частичное гарантирование по кредитам банков, развитие производственной инфраструктуры. Программа «Производительность 2020» предполагает оплату части затрат участнику программы за разработку или экспертизу комплексного плана модернизации того или иного инвестиционного проекта. Также будет предоставляться долгосрочное финансирование лизинговых операций. Будут предоставляться инновационные гранты. И так далее. Механизмы реализации программы посткризисного восстановления заключаются в анализе финансового состояния предприятий, разработке и исполнении плана оздоровления по каждому отдельному предприятию.

— Но в рамках всех этих программ поддержку могут получить и неэффективные компании.

— Чтобы избежать этого, в столице и в каждой из областей создаются специальные комиссии, советы и штабы, которые принимают решения о том, предоставлять или нет государственную поддержку.

— Как вы относитесь к идее налоговых преференций для среднего бизнеса?

— Действующее законодательство предусматривает налоговые преференции только для малого предпринимательства. Я считаю, что принятые и принимаемые меры господдержки среднего бизнеса будут более эффективны, нежели налоговые стимулы.

— По вашим ощущениям, какие отношения сложились у нас в стране между государством и средним бизнесом?

— Обратимся к статистике. Доля среднего бизнеса в ВВП страны в 2009 году составила всего 3%. Число активно действующих субъектов среднего предпринимательства по состоянию на 1 мая 2011 года составило более 8 тысяч. Наибольшее число юридических лиц среднего предпринимательства сосредоточено в Алматы — 2102. Далее идут Астана — 797, Карагандинская область — 697, Алматинская область — 546, Восточно-Казахстанская область — 484 и Костанайская область — 473. Численность занятых в среднем предпринимательстве — более 660 тысяч человек. Выпуск продукции (товаров и услуг) субъектами среднего предпринимательства составил 1516,6 млрд тенге.

Наблюдаемые позитивные тенденции в этом сегменте — это результат предпринимаемых государством мер финансовой и нефинансовой поддержки. Примером взаимодействия бизнеса и государства является создание Совета предпринимателей при главе государства и Единого координационного совета по вопросам предпринимательства, который возглавляет премьер. В их состав вошли представители госорганов, республиканских, региональных и отраслевых деловых ассоциаций и сами предприниматели. Основная задача этих советов — выработка рекомендаций по двум основным направлениям: государственная поддержка развития предпринимательства и улучшение бизнес-климата.

Чтобы укрепить партнерство государства и частного бизнеса, в Законе РК «О частном предпринимательстве» предусмотрены нормы, касающиеся обязательности участия субъектов частного предпринимательства в разработке проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих их интересы. В частности, законопроекты согласовываются с аккредитованными объединениями субъектов предпринимательства, а конкретнее, с экспертными советами по вопросам предпринимательства.

Чтобы содействовать реализации концессионных проектов, правительством также создан Казахстанский центр государственно-частного партнерства, который проводит экономическую экспертизу инвестиционных проектов, реализуемых на основе концессии или бюджетных инвестиций. Основной целью ГЧП является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой стороны — и государства, и бизнеса.

Суммируя все это, можно сказать, что экономическая стабильность и благоприятный бизнес-климат страны являются визитной карточкой Казахстана. Мы создаем прочную и долгосрочную базу для солидного и взаимовыгодного партнерства государства и бизнеса.

— У вас нет ощущения, что чиновники не совсем понимают роль бизнеса в экономике?

— Позвольте не согласиться с этим тезисом. Предприниматели — это ключевой элемент устойчивого развития любого государства. От их количества и качества зависит благосостояние нации в целом. Развитие предпринимательства — единственный путь зарождения среднего класса. Поэтому создание благоприятных условий для развития предпринимательства является одной из приоритетных задач государственной политики. В этом направлении правительством проводится достаточно эффективная и целенаправленная работа.

Если коротко, то речь идет о максимальном снижении административных барьеров, стремлении к такому уровню регулирования, который не будет мешать развиваться предпринимательству. Для этого совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность. На стадии подписания как раз сейчас находятся два законопроекта, непосредственно касающиеся снижения нагрузки на бизнес: «По совершенствованию разрешительной системы» и «По реформированию контрольно-надзорной деятельности государственных органов». Оба законопроекта касаются полномочий, как вы назвали, чиновничьего корпуса, поэтому разрабатывались и обсуждались в парламенте очень бурно. Ожидается, что принятие только одного из них позволит сократить лицензионно-разрешительный документооборот более чем на 800 тысяч единиц в год.

Государство оказывает и финансовую поддержку бизнесу. Так, во время недавнего кризиса на поддержку малого и среднего бизнеса было направлено около 170 млрд тенге. Для решения задач посткризисного развития с 2010 года реализуется комплексная программа развития предпринимательства «Дорожная карта бизнеса 2020». Это самая масштабная инициатива по развитию предпринимательства в истории современного Казахстана.

Наверное, можно говорить и о наличии фактов бюрократического отношения чиновников к предпринимателям. Однако развитие предпринимательства всегда находилось и сейчас находится в числе тем, которым уделяет особое внимание глава государства. В своих программных документах и выступлениях он определяет улучшение бизнес-климата в стране как одно из основных направлений государственной поддержки предпринимательства.

— Существует мнение, что одним из основных препятствий для развития среднего бизнеса является слабый менеджмент. Вы с этим согласны?

— Причинами сложившегося качества менеджмента можно назвать низкий уровень институционализации внешней и внутренней среды. Система бизнес-образования не учитывает казахстанские реалии, не развита сеть консалтинговых и исследовательских организаций, характер менеджмента — субъективный. Негативными проявлениями такого менеджмента можно назвать слабую заинтересованность персонала в конечных результатах, невысокую оплату труда, нарушение норм трудового законодательства, несовершенную систему управления персоналом. Однако не все так уж плохо: казахстанский менеджмент в целом обладает позитивными качествами. Базой является образованность и креативность наших предпринимателей, их стрессоустойчивость.

Повышение эффективности менеджмента возможно, на мой взгляд, и с помощью правительственных мер поддержки, и как ответ на конкуренцию.

— Может ли, на ваш взгляд, средний бизнес в Казахстане претендовать на роль элиты и агента позитивных изменений?

— Несомненно. Глава государства в своем выступлении на расширенном заседании правительства 17 апреля достаточно четко обозначил основные направления развития сектора МСБ в Казахстане, дал конкретные поручения кабинету. Речь идет о сокращении всех видов лицензий и разрешений на 30%. Об аудите законодательства на предмет устранения препятствий ведению бизнеса с привлечением бизнес-сообщества. О введении уведомительного порядка (вместо лицензионно-разрешительной системы) для создания и ведения бизнеса, кроме связанного с рисками для здоровья и жизни граждан. О запрете исполнения государственными органами функций, не закрепленных в законодательстве Республики Казахстан, сокращении перечня контрольно-надзорных функций госорганов и оптимизации количества проверок.

Еще несколько лет назад президент республики обратил внимание на необходимость развития именно среднего бизнеса. К сожалению, наступивший мировой финансовый кризис внес свои коррективы, когда все предпринимательство, особенно малое и среднее, нуждалось в государственной поддержке. Однако принятые и реализуемые в настоящее время программы развития экономики нацелены на сбалансированное развитие сектора малого и среднего предпринимательства с повышением доли МСБ в промышленности. Реализация программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010—2014 годы приведет к максимальному вовлечению МСБ, особенно среднего предпринимательства, в развитие экономики республики. Это должно повысить роль среднего предпринимательства в реализации технологического и инвестиционного потенциала экономики.

Как показывает международный опыт, укрепление сегмента среднего предпринимательства позволит значительно повысить технологический и инвестиционный потенциал сектора МСБ. Вклад казахстанского бизнеса в решение таких стратегических задач, как технологическое развитие и диверсификация экономики, также вырастет.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?