Элита национальной экономики

Первый заместитель председателя правления Национальной экономической палаты Казахстана «Атамекен» Екатерина Никитинская считает, что средний бизнес уже сегодня по своей экономической значимости является серьезной альтернативой корпорациям

Элита национальной экономики

Плох малый бизнес, не мечтающий стать крупным. Это верно повсюду, кроме Казахстана. Отечественные середняки расти не желают. Стать олигархом — участь счастливчиков. Но вывести свое маленькое предприятие в лидеры рынка — такого желания предприниматели в большинстве своем не выказывают. Крупная компания — большие хлопоты. Причем в казахстанских реалиях самые большие хлопоты — как раз не у крупного, а у среднего бизнеса: совокупные налоги выше, корпорации переманивают персонал, а чиновники не понимают его роли, а потому не спешат идти навстречу. Эта ситуация требует вмешательства и осознанных изменений со стороны властей. Почему так важен для страны средний бизнес? Екатерина Никитинская имеет свой взгляд на этот сегмент экономики.

Крепкий середняк

— Екатерина Сергеевна, на ваш взгляд, нужна ли нам отдельная программа по развитию среднего бизнеса?

— Государство должно не просто разработать разовую программу развития среднего бизнеса. Оно должно иметь долгосрочную стратегию развития среднего бизнеса и стратегию развития малого бизнеса. В настоящее время этот слой предпринимательства является наиболее уязвимым и незащищенным. Он испытывает наиболее серьезный административный прессинг. Если объективно сравнить его положение с крупным бизнесом, то однозначно последнему легче двигаться в административной среде. Во-первых, он лучше корпоративно организован и может нанимать более квалифицированных специалистов. Во-вторых, в этом бизнесе много менеджеров из числа бывших госслужащих, которые в той или иной мере сохранили личные связи с работниками государственных структур. В-третьих, что, пожалуй, основное, поскольку эти предприятия выступают структурообразующими для экономики страны, правительственные органы проявляют к ним особый интерес. На их базе нередко обеспечивается достижение многих социально-политических устремлений государства. В то же время личные контакты в правительстве позволяют руководству корпораций оперативно обсуждать и решать наиболее острые проблемы своего бизнеса.

Малый и средний бизнес лишен данных преимуществ, поэтому государство для обеспечения сбалансированности экономических интересов должно создавать специальные каналы связи с ним, в число которых входит поддержка деятельности отраслевых, региональных и национальных ассоциаций предпринимательства. Именно они образуют основной костяк социальной инфраструктуры среднего бизнеса, который позволяет профессионально прорабатывать наболевшие вопросы и защищать бизнес в правительственных органах.

— В том-то и дело, что в Казахстане власти всячески содействуют развитию крупного бизнеса, видя в нем опору экономики. Почему так важны «середняки»?

— Если вернуться к роли среднего бизнеса и позиционировать его относительно крупного, то, прежде всего, следует сказать, что средний бизнес, как и малый, это национальный бизнес, в то время как крупный бизнес — межнациональный. Фактически уровень развития среднего бизнеса является «визитной карточкой» развития экономики страны. А это означает, что именно ему нужно уделять особое внимание в рамках государственной политики.

В рыночно развитых странах предприятия малого и среднего бизнеса играют важную роль. Эти предприятия обеспечивают две трети прироста новых рабочих мест, существенно сокращая безработицу. В США они производят 40% ВНП и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве — 80, оптовой торговле — 86, сфере обслуживания — 81%. На них работает половина всех работников, занятых в частном секторе. Иными словами, главным работодателем является вовсе не крупный, а малый и средний бизнес. Особо важно, что в Америке именно эта категория предприятий обеспечивает создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные фирмы. Кстати, многие экономисты выступают приверженцами идеи об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР.

Но это далеко не полный перечень преимуществ и потенциальных возможностей среднего бизнеса в национальной экономике. Как показывает опыт Европейского союза, малое и среднее предпринимательство, обладая особой гибкостью, маневренностью и оперативной реакцией на меняющиеся экономическую обстановку и требования рынка, способствует развитию конкурентной среды, росту объемов производства, расширению ассортимента товаров и услуг, повышению качества продукции.

Предприятия малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых необходим для производства конечной продукции и крупным предприятиям сырьевой направленности.

Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность за счет переливов ресурсов. Они самым существенным образом связаны с развитием региональной экономики как единого комплекса промышленных, строительных и сельскохозяйственных производств, работающих в основном на местный рынок и создающих необходимую производственную и социальную инфраструктуру.

В Казахстане средние предприятия составляют 6,8% от общего числа действующих предприятий, а малые 92%. Активы средних предприятий достигли в 2010 году 9,8 трлн тенге, малых — 12 трлн тенге. Для сравнения: активы крупных предприятий равнялись 23,5 трлн тенге. Численность работников, занятых в малом бизнесе сегодня, свыше 1 млн человек, на средних предприятиях — 1,45 млн человек, на крупных — 1,53 млн человек. Выпуск продукции средними предприятиями составил в прошлом году 4 трлн тенге, малых — 6,6 трлн тенге, крупных — 9,4 трлн тенге. Так что малый и средний бизнес в республике по экономической значимости уже сегодня достаточно серьезная альтернатива крупным корпорациям.

Новые параметры

— Разработчикам программы поддержки среднего бизнеса придется ответить на два вопроса: 1) каковы должны быть основные механизмы такой программы; 2) как избежать поддержки неэффективных предприятий. Как бы вы на них ответили?

— В настоящее время финансовую поддержку средние предприятия могут получить в рамках Стабилизационной программы, программ «Даму-регионы», «Даму-Өндіріс» и финансирования лизинговых сделок, а также программы «Дорожная карта бизнеса-2020». Для этих предприятий также прорабатывается механизм дотирования процентной ставки по кредитованию в банках второго уровня. Остальной комплекс мер поддержки в виде сокращения административных барьеров не имеет определенной направленности на какой-либо целевой сегмент бизнеса.

Национальная экономическая палата Казахстана «Атамекен» неоднократно поднимала вопрос об использовании новых мер поддержки отечественного предпринимательства. Программа развития среднего бизнеса в качестве государственной поддержки по аналогии с практикой Европейского союза могла бы включать разработку механизмов прямого выделения бюджетных средств в фонды по страхованию рисков при инвестировании, создания смешанных фондов поддержки малого предпринимательства с различными долями государственных и частных вкладов, выдачу государственных гарантий под обеспечение кредитов коммерческих банков предприятиям, прямое участие государства в капитале малого предприятия.

Кроме того, требует окончательного решения вопрос о современных критериях малого, среднего и крупного бизнеса, поскольку действующие критерии их дифференциации уже не отвечают современным требованиям.

Национальная экономическая палата Казахстана «Атамекен» считает необходимым введение новых пороговых значений для подобной градации. В частности, для субъектов малого предпринимательства их следует установить на уровне 250 работников, совокупного годового дохода и балансовой стоимости активов в размере 1180 тыс. минимального расчетного показателя (МРП). Для субъектов среднего предпринимательства эти показатели соответственно должны составлять 500 человек и 11800 тыс. МРП.

Это позволит серьезно расширить доступ отечественных предпринимателей к мерам инвестиционной и административной поддержки, а также приблизить к европейским стандартам понятия малых и средних предприятий.

В целях исключения риска поддержки неэффективных предприятий должна использоваться система определенных критериев. Прежде всего срок деятельности предприятия. Так, если бизнес существует более трех лет и наращивает объемы, очевидно, что он доказал свое право на существование в рынке. Немаловажное значение имеет положительная кредитная история и дисциплина в финансовых расчетах с партнерами. Кстати, в этом случае очень эффективной мерой может стать оценка деловой репутации предприятия и его менеджмента соответствующими отраслевыми и региональными ассоциациями. И, конечно, обязательное участие в инвестировании при реализации проекта с государственной поддержкой.

— Следует ли, по вашему мнению, использовать налоговые преференции как метод стимулирования среднего бизнеса?

— Предоставление налоговых льгот имеет большое значение в стимулировании деятельности средних предприятий. Последние, как правило, выражаются в понижении базовых налоговых ставок, предоставлении налоговых каникул. Особенно активно поддерживается развитие малых и средних предприятий в экономически отсталых регионах.

В Казахстане уже сегодня применяются достаточно низкие налоговые ставки на основные виды налогов, такие как КПН, НДС и ИПН. Но вместе с тем существует ряд направлений, которые однозначно могут оказать сильное стимулирующее влияние на развитие среднего бизнеса в Казахстане.

Первое связано с использованием мер, обеспечивающих интенсивное обновление основных фондов через ускоренную амортизацию и создание не облагаемых подоходным налогом фондов (резервов) для обновления долгосрочных активов, а также компенсации сомнительной задолженности.

Второе предполагает введение дифференцированных налоговых ставок НДС для социально значимых групп товаров, включая продукцию сельскохозяйственного производства, по аналогии с европейской практикой. Их размер должен находиться на уровне 1/2—1/3 от базовой величины.

Третьим направлением является создание адекватной системы налогового администрирования. В настоящее время предприниматели в основном жалуются на чрезвычайно высокие штрафные санкции и не всегда обоснованные меры административного воздействия. Прежде всего это касается практики остановки расчетных счетов и корректировки НДС по результатам камерального контроля. Национальная экономическая палата Казахстана «Атамекен» и палата финансовых и налоговых консультантов выдвинула ряд предложений по оптимизации данных аспектов налогового администрирования в рамках рабочей группы в мажилисе парламента РК. Искренне надеемся на поддержку депутатов в конструктивном решении данных вопросов.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности