Фундаментальный бизнес

Компании среднего звена являются основой экономики Германии. Именно они дают работу большинству граждан, платят основные налоги, а также несут главное бремя обучения рабочей силы

С точки зрения количественных показателей, Германия является экономикой, определяемой исключительно средним бизнесом
С точки зрения количественных показателей, Германия является экономикой, определяемой исключительно средним бизнесом

«Сила Германии» — так без ложной скромности называют себя немецкие компании среднего звена. Предприятия с количеством сотрудников от 10 до 500 человек и годовым оборотом до 50 млн евро (именно такова формальная граница определения среднего бизнеса в Германии) действительно являются основой немецкой промышленности. Именно они, а не крупнейшие гиганты немецкой экономики — Siemens, Daimler или Bayer — дают работу самой большой части немецких граждан и создают общественную ткань, без которой немыслима современная экономика.

С точки зрения количественных показателей Германия является экономикой, определяемой исключительно средним бизнесом: 99,7% немецких компаний, платящих налоги, являются компаниями среднего бизнеса. В них трудятся более 65% немецких работников, платящих взносы в системы социального страхования, на них приходится почти 40% оборота всех немецких компаний. Наконец, около 83% немецких подмастерий (среднее профессиональное образование в Германии в первую очередь осуществляется непосредственно на базе предприятий) проходят обучение именно в компаниях среднего звена.

Большинство представителей среднего звена остаются семейными компаниями. Это накладывает определенные особенности на их механизмы принятия решений: например, такие фирмы гораздо менее охотно расстаются с сотрудниками в кризисные времена, поскольку многие работники представляют собой уже не первое поколение, работающее на данную компанию. Поэтому и лояльность сотрудников к компании гораздо выше, чем в крупных концернах. В развитие бизнеса такие компании чаще всего инвестируют из собственных средств или с помощью кредитов, стараясь не прибегать к продаже долей или к размещению акций на открытом рынке. «Компании среднего звена обладают совершенно особенным мышлением, они думают в масштабе поколений, а не только о текущей выручке. Именно поэтому в будущем мы можем ожидать от них больших инноваций», — сказал профессор Института прикладных исследований инноваций Бернд Кригесманн.

В большинстве немецких федеральных земель существуют программы поддержки среднего бизнеса. Как и остальные программы поддержки бизнеса, они отвечают нормативам европейского антимонопольного регулирования, так как, во-первых, предоставляются компаниям вне зависимости от происхождения их капитала, а, во-вторых, направлены на поддержание особых, значимых для ЕС отраслей: например, альтернативной энергетики.

Согласно опросу, проведенному в начале 2010 года банком DZ Bank, 60% компаний среднего звена назвали свое экономическое положение хорошим, а 6% — очень хорошим. Суммарно положительные ответы серьезно превысили результаты весны и осени 2009 года (53% и 57% соответственно). На плохое финансовое положение пожаловались 26% компаний среднего звена (весной и осенью 2009 их было соответственно 31% и 29%), на очень плохое — 8% (весной и осенью 2009 — 16% и 14%). Согласно тому же опросу, лишь 39% компаний среднего бизнеса, имеющих своими клиентами конечных покупателей, ожидают улучшения своего положения, в то время как среди компаний среднего звена, работающих в сегменте B2B, улучшения ожидали 57% опрошенных. Интересно, что немецкие компании среднего звена, испытывающие нехватку наличности, легко могут решить свою проблему. По данным DZ Bank, от 25% до 34% компаний среднего бизнеса, желающих взять кредит, получают его в течение одной недели (разные цифры зависят от разных типов банков). В течение 1—3 недель получают кредит 25—27% компаний. Еще 31—39% — в срок от 3 недель до 2 месяцев. И лишь 10—13% получают кредит спустя более чем 2 месяца.

Нельзя говорить, что средний бизнес в Германии существует отдельной жизнью от крупнейших концернов. Значительная часть представителей среднего звена является поставщиками крупных компаний, работающими в B2B секторе. Именно такая связь двух секторов обеспечивает успех немецкого среднего бизнеса, в том числе и его инноваций, считает исполнительный директор немецкого союза промышленности BDI Хайнрих Хёфер. По мнению господина Хёфера, средний бизнес, выполняя заказы крупных концернов, вносит активный вклад в развитие немецких инноваций: «Многие заказы со стороны концернов, которые получает средний бизнес, содержат в себе расходы на инновации. Возьмите тот же автомобильный бизнес. Автоконцерны дают импульс своим поставщикам участвовать в финансировании инноваций. Даже если те того и не хотят. Литейная и прочая промышленность вынуждена делать это. Что же касается долей расходов на инновации по сравнению с бюджетом компании, тут не все просто. В среднем концерны тратят значительную долю своих расходов на инновации и средние компании, казалось бы, отстают от них в этом. Но частично это связано с особенностями бухгалтерского учета. Один пример: среднее звено особенно сильно в производстве станков. Однако в этой сфере расходы на производство собственно станков не считаются расходами на инновации, даже в том случае, если — как это бывает весьма часто — конкретный станок создается в единственном экземпляре под уникальные условия», — сказал «Эксперту Казахстан» г-н Хёфер.

Берлин

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики