Фундаментальный бизнес

Компании среднего звена являются основой экономики Германии. Именно они дают работу большинству граждан, платят основные налоги, а также несут главное бремя обучения рабочей силы

С точки зрения количественных показателей, Германия является экономикой, определяемой исключительно средним бизнесом
С точки зрения количественных показателей, Германия является экономикой, определяемой исключительно средним бизнесом

«Сила Германии» — так без ложной скромности называют себя немецкие компании среднего звена. Предприятия с количеством сотрудников от 10 до 500 человек и годовым оборотом до 50 млн евро (именно такова формальная граница определения среднего бизнеса в Германии) действительно являются основой немецкой промышленности. Именно они, а не крупнейшие гиганты немецкой экономики — Siemens, Daimler или Bayer — дают работу самой большой части немецких граждан и создают общественную ткань, без которой немыслима современная экономика.

С точки зрения количественных показателей Германия является экономикой, определяемой исключительно средним бизнесом: 99,7% немецких компаний, платящих налоги, являются компаниями среднего бизнеса. В них трудятся более 65% немецких работников, платящих взносы в системы социального страхования, на них приходится почти 40% оборота всех немецких компаний. Наконец, около 83% немецких подмастерий (среднее профессиональное образование в Германии в первую очередь осуществляется непосредственно на базе предприятий) проходят обучение именно в компаниях среднего звена.

Большинство представителей среднего звена остаются семейными компаниями. Это накладывает определенные особенности на их механизмы принятия решений: например, такие фирмы гораздо менее охотно расстаются с сотрудниками в кризисные времена, поскольку многие работники представляют собой уже не первое поколение, работающее на данную компанию. Поэтому и лояльность сотрудников к компании гораздо выше, чем в крупных концернах. В развитие бизнеса такие компании чаще всего инвестируют из собственных средств или с помощью кредитов, стараясь не прибегать к продаже долей или к размещению акций на открытом рынке. «Компании среднего звена обладают совершенно особенным мышлением, они думают в масштабе поколений, а не только о текущей выручке. Именно поэтому в будущем мы можем ожидать от них больших инноваций», — сказал профессор Института прикладных исследований инноваций Бернд Кригесманн.

В большинстве немецких федеральных земель существуют программы поддержки среднего бизнеса. Как и остальные программы поддержки бизнеса, они отвечают нормативам европейского антимонопольного регулирования, так как, во-первых, предоставляются компаниям вне зависимости от происхождения их капитала, а, во-вторых, направлены на поддержание особых, значимых для ЕС отраслей: например, альтернативной энергетики.

Согласно опросу, проведенному в начале 2010 года банком DZ Bank, 60% компаний среднего звена назвали свое экономическое положение хорошим, а 6% — очень хорошим. Суммарно положительные ответы серьезно превысили результаты весны и осени 2009 года (53% и 57% соответственно). На плохое финансовое положение пожаловались 26% компаний среднего звена (весной и осенью 2009 их было соответственно 31% и 29%), на очень плохое — 8% (весной и осенью 2009 — 16% и 14%). Согласно тому же опросу, лишь 39% компаний среднего бизнеса, имеющих своими клиентами конечных покупателей, ожидают улучшения своего положения, в то время как среди компаний среднего звена, работающих в сегменте B2B, улучшения ожидали 57% опрошенных. Интересно, что немецкие компании среднего звена, испытывающие нехватку наличности, легко могут решить свою проблему. По данным DZ Bank, от 25% до 34% компаний среднего бизнеса, желающих взять кредит, получают его в течение одной недели (разные цифры зависят от разных типов банков). В течение 1—3 недель получают кредит 25—27% компаний. Еще 31—39% — в срок от 3 недель до 2 месяцев. И лишь 10—13% получают кредит спустя более чем 2 месяца.

Нельзя говорить, что средний бизнес в Германии существует отдельной жизнью от крупнейших концернов. Значительная часть представителей среднего звена является поставщиками крупных компаний, работающими в B2B секторе. Именно такая связь двух секторов обеспечивает успех немецкого среднего бизнеса, в том числе и его инноваций, считает исполнительный директор немецкого союза промышленности BDI Хайнрих Хёфер. По мнению господина Хёфера, средний бизнес, выполняя заказы крупных концернов, вносит активный вклад в развитие немецких инноваций: «Многие заказы со стороны концернов, которые получает средний бизнес, содержат в себе расходы на инновации. Возьмите тот же автомобильный бизнес. Автоконцерны дают импульс своим поставщикам участвовать в финансировании инноваций. Даже если те того и не хотят. Литейная и прочая промышленность вынуждена делать это. Что же касается долей расходов на инновации по сравнению с бюджетом компании, тут не все просто. В среднем концерны тратят значительную долю своих расходов на инновации и средние компании, казалось бы, отстают от них в этом. Но частично это связано с особенностями бухгалтерского учета. Один пример: среднее звено особенно сильно в производстве станков. Однако в этой сфере расходы на производство собственно станков не считаются расходами на инновации, даже в том случае, если — как это бывает весьма часто — конкретный станок создается в единственном экземпляре под уникальные условия», — сказал «Эксперту Казахстан» г-н Хёфер.

Берлин

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее