Как заставить плясать цены?

Комплекс мер по стабилизации цен на продовольственные товары, предложенный Минсельхозом, вряд ли выполнит поставленную задачу

Как заставить плясать цены?

В ответ на поручение президента страны разработать комплекс мер по регулированию продовольственного рынка с применением рыночных механизмов специалисты Минсельхоза написали соответствующую программу. Соглашаясь с тем, что бороться с повышением цен на основные продукты питания, когда они отражают волатильность на мировом рынке, бессмысленно и вредно, они сделали упор на снижении влияния спекулятивных моментов, сезонных колебаний.

Авторы программы предлагают акцентировать внимание на группе товаров: это рис, гречневая крупа, картофель, лук репчатый, морковь, сахар, растительное масло. Ситуацию по муке, макаронам и хлебу первого сорта предлагается оставить под контролем Продкорпорации.

Представленный комплекс мер, по словам министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова, «содержит оперативные и системные меры по трем блокам вопросов, реализация которых уже зимой 2011—2012 годов даст эффект». Первое — это формирование на уровне регионов стабилизационных фондов продовольственных товаров. Второе — освобождение всей цепочки производства плодоовощной продукции от НДС. Третье — выплата упреждающих пособий малообеспеченным слоям населения при повышении цен в период межсезонья.

В качестве меры по сглаживанию сезонных колебаний цен предлагается на местном уровне создать стабилизационные фонды, которые по аналогии с Продовольственной контрактной корпорацией скупали бы продукцию, а потом производили интервенции на рынке. Для этого предлагается при всех СПК создать операторов — специализированные дочерние компании в форме ТОО. Акиматы должны докапитализировать в этих целях свои СПК на 200 млн тенге. Осенью, когда цены на минимуме, оператор закупает соответствующую продукцию и размещает на складах. Видимо, в случае с растительным маслом и сахаром это будет контрактация объемов с вывозом в нужное время. В период межсезонного роста цен оператор вбрасывает товар на рынок, оговорив с торговыми сетями фиксированную наценку. «Вся деятельность стабилизационных фондов и их операторов будет регламентирована правилами, которые будут разработаны в центре и спущены в регионы для единообразия их деятельности», — пояснил министр.

Осторожно: НДС

Между тем формирование уже существующих стабфондов зерна вызывает массу нареканий со стороны сельхозпроизводителей, которые иначе, как «продразверсткой», этот процесс и не называют. Кроме того, сомнительно, что участники рынка добровольно согласятся замораживать объемы масла и сахара при росте цен на рынке. Также пока не внушает доверия прозрачность деятельности СПК, а тем более дочерних ТОО. Кроме того, при обратной ситуации — снижении цен — возникнет вопрос об убытках этих операторов. Очень трудно представить организации в любой форме хозяйствования, которые, будучи встроены в рынок, не захотели бы получать прибыль.

Не просто будет решить вопрос и по складам. Затея с массовым строительством овощехранилищ как элемента инфраструктуры провалилась из-за нежелания сельхозтоваропроизводителей и перекупщиков легализовать объемы деятельности, поскольку в основном они работают по патенту, без уплаты НДС. А при оборотах выше 25 тыс. МРП производители должны платить этот вид налога. Если освободить от уплаты НДС индивидуальных предпринимателей и мелких сельхозпроизводителей, о чем говорил г-н Мамытбеков, возникнут проблемы при уплате «первого НДС» со всей суммы. Юридические лица, закупающие продукцию, кроме НДС в размере 12%, платят еще 5% налога у источника выплат. Поэтому их продукция становится дороже на 17%.

Мало того, освобождение всех участников цепочки производства плодоовощной продукции от уплаты НДС повлечет за собой требование аналогичных мер по другим видам продукции. К тому же «первый плательщик НДС» все же останется и прежде всего торговые организации. Поэтому на конечные цены для потребителей отмена НДС какого-либо существенного влияния не окажет. Напротив, по мнению многих экспертов, надо ввести минимальный НДС, может, нулевой, но всем группам сельхозпроизводителей — вплоть до самых мелких.

Адресная борьба с ценами

Хотелось бы порадоваться за малоимущих, которых от роста цен спасут адресные пособия, но пока не очень ясен механизм — кому и сколько. Как посчитают малоимущих акиматы, кого включат, а кого — нет... Будет ли это адекватной, своевременной помощью, а не среднестатистической дельтой, из-за проволочек выплачиваемой слишком поздно. Кроме того, Министерство социальной защиты проводит работу по оптимизации и сокращению видов различных социальных пособий. А новое пособие потребует времени на его встраивание в имеющуюся схему.

Наряду с этими мерами Минсельхоз предлагает продолжать работу по стимулированию производства овощной продукции. Составлена карта специализации регионов, на которой показаны места, где производство овощей является традиционным и технологически обоснованным. В соответствии с этой картой, вероятно, будут размещаться и финансовые средства в виде субсидий и кредитов. Возможные исключения — к примеру, успешное выращивание культур в «неспециализированных» регионах — будут регулировать акиматы. Также на акиматы возложена обязанность чуть ли не в административном порядке стимулировать строительство овощехранилищ и теплиц. Рекомендовано в программе усилить конкуренцию в розничной торговле путем большего строительства коммунальных рынков, на которых и конкуренция будет справедливой, и цены приемлемыми. На практике все «специальное» зачастую приобретает свойства «остальных» или превращается в очередную мелкооптовку, не оказывая влияния на местные средние цены.

Словом, понятно желание Минсельхоза предпринять рыночные шаги по урегулированию цен, но пока трудно назвать предлагаемые действия рациональными, поступательными и тем более рыночными. В основном меры сводятся к жесткому госрегулированию, стимулированию создания новых обходных схем и тонкому балансированию между адмресурсом и злоупотреблением.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности