Дружба за деньги?

Ученые доказали: у богатых людей, как правило, больше друзей. Можно ли считать, что люди предпочитают дружить с обеспеченными приятелями ради материальных выгод?

Дружба за деньги?

Дружба в социальных сетях не сильно отличается от общения в реальном мире. Проекты вроде Facebook привели к тому, что у тысяч людей в списке друзей значится по несколько тысяч знакомых в Интернете. Конечно, считается, что чем шире круг друзей, тем хуже вы знаете каждого из них, но армия френдов сегодня есть почти у всех. И тут вот какая штука. Исследования психологов из университета Виргинии и Лондонской школы бизнеса показали, что количество друзей в социальных сетях каждого конкретного человека напрямую зависит от его социально-экономического положения в социуме. Пожалуй, точно такая же картина наблюдается и в реальной жизни, но в оффлайне эту взаимосвязь куда сложнее проследить.

Изначально исследователи исходили из простого и понятного предположения: если у вас есть проблемы с работой, то друзья, пытающиеся одолжить у вас денег или зовущие часто на вечеринки, могут стать обузой. Бедным обычно не хватает ни времени, ни сил, ни собственно денег для того, чтобы помогать остальным и веселиться. С другой стороны - у людей с нестабильным финансовым положением друзей меньше, но их дружба более глубока, так как бедные люди, в теории, готовы чаще помогать друг другу в трудную минуту.

Так вот: гипотеза эта получила полное научное подтверждение. Психологи создали модель-симулятор, которая оценивала плюсы от социальных связей при разных социоэкономических условиях. После этого они попросили 250 американцев рассказать о плюсах и минусах трех разных степеней дружбы: близкой, приятельской и поверхностной. Каждый участник опроса получал 60 очков, которые символизировали запас времени, денег и энергии. Респонденты должны были распределить эти "ресурсы" между различными типами своих друзей. При этом ученые незаметно от респондентов оценивали эмоциональное состояние опрошенных, степень удовлетворённости жизнью, а также уровень их мобильности - показатель, который обозначает то, как часто люди в поисках работы или учебы переезжали с места на место.

Результаты оказались предсказуемыми. Люди, имеющие стабильный заработок и прочное финансовое положение, часто переезжали. У них много приятелей и хороших знакомых, общение с которым было эпизодическим и весьма поверхностным. Серьезных, крепких друзей эти люди обычно не заводят: незачем, если постоянно переезжаешь с места на место. Люди с неустойчивым финансовым положением, наоборот, ведут оседлый образ жизни и предпочитают тратить время и энергию на небольшое количество, но старых, проверенных друзей.

Все это вполне можно считать серьезным научным исследованием, поскольку его результаты были опубликованы в авторитетном научном журнале Psychological Science.

Резюмируя, приходится констатировать, что старая народная мудрость не врет. Библейская история о блудном сыне, от которого отказались его друзья после того, как он потратил все деньги, и который вернулся домой, полностью совпадает с выводами ученых. Верно и то, что жители богатых западных стран обычно намного дружелюбнее и улыбчивее жителей стран бедных. В то же время в Европе и Америке дружба между людьми далеко не так крепка (обычно), как в России, Казахстане и других менее благополучных государствах. Все знают, что если "наши люди", которые ко всем обычно относятся с подозрением, сошлись, то это - всерьез и надолго.

На закуску: в социальных сетях все - точно так же. Люди побогаче имеют тысячи френдов, но уделяют слишком мало времени каждому из них. Бедные подростки и люди среднего возраста "лишних" друзей не заводят, но с теми, что есть, регулярно общаются.

 

 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее