Дружба за деньги?

Ученые доказали: у богатых людей, как правило, больше друзей. Можно ли считать, что люди предпочитают дружить с обеспеченными приятелями ради материальных выгод?

Дружба за деньги?

Дружба в социальных сетях не сильно отличается от общения в реальном мире. Проекты вроде Facebook привели к тому, что у тысяч людей в списке друзей значится по несколько тысяч знакомых в Интернете. Конечно, считается, что чем шире круг друзей, тем хуже вы знаете каждого из них, но армия френдов сегодня есть почти у всех. И тут вот какая штука. Исследования психологов из университета Виргинии и Лондонской школы бизнеса показали, что количество друзей в социальных сетях каждого конкретного человека напрямую зависит от его социально-экономического положения в социуме. Пожалуй, точно такая же картина наблюдается и в реальной жизни, но в оффлайне эту взаимосвязь куда сложнее проследить.

Изначально исследователи исходили из простого и понятного предположения: если у вас есть проблемы с работой, то друзья, пытающиеся одолжить у вас денег или зовущие часто на вечеринки, могут стать обузой. Бедным обычно не хватает ни времени, ни сил, ни собственно денег для того, чтобы помогать остальным и веселиться. С другой стороны - у людей с нестабильным финансовым положением друзей меньше, но их дружба более глубока, так как бедные люди, в теории, готовы чаще помогать друг другу в трудную минуту.

Так вот: гипотеза эта получила полное научное подтверждение. Психологи создали модель-симулятор, которая оценивала плюсы от социальных связей при разных социоэкономических условиях. После этого они попросили 250 американцев рассказать о плюсах и минусах трех разных степеней дружбы: близкой, приятельской и поверхностной. Каждый участник опроса получал 60 очков, которые символизировали запас времени, денег и энергии. Респонденты должны были распределить эти "ресурсы" между различными типами своих друзей. При этом ученые незаметно от респондентов оценивали эмоциональное состояние опрошенных, степень удовлетворённости жизнью, а также уровень их мобильности - показатель, который обозначает то, как часто люди в поисках работы или учебы переезжали с места на место.

Результаты оказались предсказуемыми. Люди, имеющие стабильный заработок и прочное финансовое положение, часто переезжали. У них много приятелей и хороших знакомых, общение с которым было эпизодическим и весьма поверхностным. Серьезных, крепких друзей эти люди обычно не заводят: незачем, если постоянно переезжаешь с места на место. Люди с неустойчивым финансовым положением, наоборот, ведут оседлый образ жизни и предпочитают тратить время и энергию на небольшое количество, но старых, проверенных друзей.

Все это вполне можно считать серьезным научным исследованием, поскольку его результаты были опубликованы в авторитетном научном журнале Psychological Science.

Резюмируя, приходится констатировать, что старая народная мудрость не врет. Библейская история о блудном сыне, от которого отказались его друзья после того, как он потратил все деньги, и который вернулся домой, полностью совпадает с выводами ученых. Верно и то, что жители богатых западных стран обычно намного дружелюбнее и улыбчивее жителей стран бедных. В то же время в Европе и Америке дружба между людьми далеко не так крепка (обычно), как в России, Казахстане и других менее благополучных государствах. Все знают, что если "наши люди", которые ко всем обычно относятся с подозрением, сошлись, то это - всерьез и надолго.

На закуску: в социальных сетях все - точно так же. Люди побогаче имеют тысячи френдов, но уделяют слишком мало времени каждому из них. Бедные подростки и люди среднего возраста "лишних" друзей не заводят, но с теми, что есть, регулярно общаются.

 

 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики