Обедневшие города

Экономический кризис и растущие социальные расходы опустошили бюджеты немецких городов. Усугубляющаяся зависимость от кредиторов становится реальной угрозой городскому самоуправлению

Обедневшие города

«Cуммарный дефицит городских бюджетов Германии в прошлом году составил 7,8 миллиарда евро. И это еще не так плохо, как мы ожидали. Финансовые проблемы затрагивают все немецкие города. Я могу назвать регионы, где эти проблемы проявляются особенно остро, но не могу назвать ни одного города, в котором дела шли бы по-настоящему хорошо», — в разговоре с «Экспертом» представитель немецкого Союза городов и общин Уве Циммерманн не скрывает своей озабоченности.

Союз городов и общин (самоуправляемых поселений) объединяет более 11,5 тысячи населенных пунктов страны. Именно независимые города и общины на протяжении веков были одним из важнейших элементов общественного устройства Германии. Первые союзы городов появились на немецкой земле еще в XI веке, а городское самоуправление стало провозвестником демократии. Сегодня из-под этого тысячелетнего здания стремительно уходит финансовый фундамент. Мэрии городов вязнут в долгах, по всей стране практически невозможно найти город, способный похвастаться бездефицитным бюджетом.

Кризис социальных платежей

«Города особенно сильно пострадали от мирового финансового кризиса, — рассказывает исполнительный директор аналитического центра общественной экономики Лейпцигского университета Оливер Роттманн. — Они вынуждены нести высокие расходы, на которые лишь весьма ограниченно могут влиять, поскольку очень многое определяется федеральной землей. Расходы эти сократить нелегко. По особенно дорогим статьям, например, соцрасходам, установлены законодательные нормы, и они не могут быть урезаны. С другой стороны, приносящие доход местные налоги, в частности налог на прибыль компаний, очень зависят от конъюнктуры. Общины страдают от низких доходов, но их повышение, например, через увеличение ставки налога на доходы предприятий, сделает города непривлекательными для фирм. Наконец, на города давят большие долги, особенно краткосрочные кредиты».

С экспертом университета Лейпцига полностью согласен Франк Ципфель, аналитик компании Deutsche Bank Research: «Социальные расходы — самая большая проблема городов. В последние годы они взлетели до небес. Пару лет назад федерацией и землями был введен ряд мер, например, обеспечение социального минимума безработным или помощь пожилым гражданам. Тогда предполагалось, что это будут единичные случаи, но в реальности все оказалось иначе. Объем платежей постоянно увеличивался. Сейчас по этому поводу ведется дискуссия, и федерация обещает начать со следующего года брать на себя часть этих расходов — по четыре миллиарда евро в течение четырех лет», — говорит г-н Ципфель.

Однако вряд ли 4 млрд евро в год существенно облегчат положение городов. В прошлом году дефицит городских бюджетов составил 7,8 млрд евро. При том что прогнозы, строившиеся на менее удачной экономической конъюнктуре, говорили о возможном дефиците до 12 млрд евро. Ежегодные расходы городских бюджетов Германии на социальные нужды составляют 42 млрд евро, и это почти четверть всех городских трат. Если в 1995 году объем социальных платежей городских бюджетов был равен объему городских имущественных инвестиций, то в 2010-м социальные расходы уже превышали имущественные инвестиции почти вдвое.

«Я не вижу здесь места для особых улучшений, — скептически размышляет Уве Циммерманн. — Очень важно понимать, что разрыв между доходами и расходами городов наметился еще до кризиса. Кризис же этот разрыв резко усугубил».

Без дорог

Разрыв между растущими социальными расходами и постоянно сокращающимся объемом инвестиций — одна из важнейших причин наметившегося упадка немецкой городской инфраструктуры. А именно она является важнейшей частью инфраструктуры страны. Например, две трети немецких дорог строятся и содержатся на деньги городских бюджетов. Последние две зимы, выдавшиеся особенно холодными, нанесли дорожному покрытию значительный ущерб — но у городов часто нет денег даже на косметический ремонт.

«Уже сегодня городам не хватает четырех миллиардов евро на то, чтобы содержать дороги в порядке», — говорит Циммерманн. Между тем разрушающаяся инфраструктура делает город менее комфортным для проживания. Чем больше в городе стариков и безработных, тем большее бремя социальных расходов несет муниципальный бюджет — в ущерб инвестициям. Из такого города начинают уезжать молодые трудоспособные люди, которые и поддерживали его экономику своими деньгами. Бюджет теряет еще больше денег, и спираль закручивается все сильнее.

Больнее всего рост социальных расходов ударил по депрессивным городам Рурского района, некогда промышленного центра самой густонаселенной федеральной земли Германии — Северного Рейна — Вестфалии. Свои финансовые проблемы городские власти чаще всего пытались решить с помощью кредитов, что привело к значительной задолженности наиболее слабых в экономическом и социальном плане городов. «Больше всего должников в Северном Рейне — Вестфалии. Ситуация в таких городах, как Эссен, Бохум, Дуйсбург, во всем Рурском районе, совершенно драматическая. Кроме того, тяжелое положение в ряде городов в Гессене, Нижней Саксонии, Рейнланд-Пфальце. Впрочем, в плане задолженности между федеральными землями есть кардинальные различия. Например, в Бадене-Вюртемберге или в Баварии такой проблемы почти нет», — говорит Франк Ципфель.

Под гнетом долга

Между тем именно проблемные регионы серьезно влияют на общую долговую статистику. С 2005-го по 2010 год суммарный долг немецких городов вырос со 158,1 до 165,1 млрд евро. При этом главные кредиторы немецких мэрий — общественно-правовые земельные финансовые институты, а также федеральные кредитные органы. На земельные банки, сберкассы, а также на федеральные кредитные учреждения приходится 115,1 млрд из всех долгов немецких городов. Это означает, что города, долгие годы гордившиеся независимостью от федеральных и региональных властей, оказываются в их полном финансовом подчинении. Ведь по закону городские власти не могут даже объявить себя банкротами — если город не способен выплачивать долг, его финансы берет в свои руки федеральная земля.

Первые попытки переводить городские финансы на ручное управление силами правительства федеральной земли предпринимались еще два года назад, в разгар экономического кризиса. В первую очередь это касалось городов с единственным градообразующим предприятием, наиболее пострадавших от кризиса (подробнее см. «Чем спасется Монобург», «Эксперт» № 33 за 2009 год). Однако только сегодня эта процедура ставится на поток. «По конституции община — это автономная структура, но в реальности, как только начинаешь зависеть от субсидий, соблюдать автономию становится проблематично. Уже отмечены первые попытки создания в ряде федеральных земель региональных фондов по выплате городских долгов. Такие фонды есть в Рейнланд-Пфальце, Северном Рейне — Вестфалии, Гессене и Нижней Саксонии. Там земли и более сильные города предоставляют слабым городам деньги. При этом заключаются договоры о программах санации бюджетов, оговариваются обязанности городов сократить определенные расходы. Разумеется, такие договоры урезают автономию», — говорит Франк Ципфель из DB Research.

Впрочем, даже такой способ поддержки городского бюджета очень скоро окажется невозможным, предупреждает Оливер Роттманн из Лейпцигского университета. «Большая проблема, — говорит он, — заключается в том, что доходы земель тоже сокращаются, поскольку скоро им будет запрещено влезать в новые долги. Можно ожидать, что земли будут пытаться требовать от общин взять на себя часть расходов земельных бюджетов. Встает вопрос, как городам удастся решить проблему увеличивающегося напряжения между падающими доходами и растущими расходами».

В банк за рейтингом

Единственной оставшийся у городских властей возможностью поправить баланс станет получение новых кредитов. Рост спроса на выдачу городам дополнительных кредитов может создать в Германии новый сектор финансовых услуг: потребуется составление кредитных рейтингов городов. Первым банком, объявившим о готовности рассчитывать такие рейтинги, стал Deutsche Bank.

«Инвесторы ожидают все большей прозрачности. Уже сегодня кредитные риски тщательно проверяются банками. Однако в случае с городами — вследствие так называемой союзной ответственности внутри общественной “семьи” — многие кредиторы до последнего времени отказывались от детальной оценки рисков. Мы хотим предложить общинам помощь, благодаря которой они могут улучшить свой рейтинг и создать основу для того, чтобы стать привлекательными для внешних инвесторов. Насколько мы знаем, мы — единственный банк, который предлагает это в такой форме», — поясняют в DB Research.

Впрочем, некоторые эксперты восприняли нововведение скептически. «О получении международных рейтингов, особенно для маленьких городов, не может идти и речи. До недавних пор немецкие города находились в выгодной ситуации благодаря обязанности земель и федерации поддержать их. Хотя за пределами Германии получение городами кредитных рейтингов достаточно распространено», — говорит Оливер Роттманн.

Так или иначе, финансовое положение немецких городов в ближайшее время будет играть самую существенную роль в национальной политике. Именно недовольные кризисом городской инфраструктуры жители крупных городов Рурского района положили начало череде поражений на местных выборах правящей партии Ангелы Меркель — Христианско-демократического союза. Похоже, спасение городских бюджетов станет важнейшей немецкой внутриполитической задачей на ближайшие несколько лет.

Берлин

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?