Химическая реконкиста

В среднесрочной перспективе казахстанские компании химической промышленности сконцентрируются на отвоевании внутреннего рынка промышленной химии

Химическая реконкиста

Полмесяца назад признано банкротом одно из законсервированных предприятий казахстанской химиндустрии — костанайское ТОО «Казхимволокно». Компания задолжала кредиторам (в числе которых «Жилстройсбербанк Казахстана» и ФРП «DAMU») около 1,8 млрд тенге. До этого на грани банкротства из-за успешного узбекского демпинга находился производитель азотных удобрений ТОО «КазАзот». Вместе с тем в отрасли есть несколько действующих компаний, успешно привлекающих инвестиции, наращивающих мощности как для наполнения внутреннего рынка, так и для экспорта. Их поддерживает государство и кредитуют местные банки. Пока первоочередная задача казахстанских химиков — отыграть позиции внутри страны и наполнить рынок элементарными продуктами.

Для внутреннего потребления

На сегодняшний день в химической промышленности действуют чуть более 200 предприятий, на которых работает не более 15 тыс. человек. Как видно, эти компании в основном входят в сегмент среднего бизнеса — наиболее активного проводника индустриальных инноваций. В 2005 году химпром в РК был на грани коллапса: устаревшие неэкологичные технологии начали запрещать, а сама отрасль стремительно теряла рентабельность (в тот год была зафиксирована убыточность — 7%). Но самые большие убытки химпром понес в кризисном 2009 году (прибыль — 1,6 млрд тенге; убыточность — 5,3%). Производство основных видов продукции не отличалось стабильностью, резкие спады чередовались с недолгими периодами укрепления.

В минувшем году была принята отраслевая программа развития на 2010—2014 годы (в рамках госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития), выглядящая лишь на первый взгляд инновационно. Согласно показателям этой программы химикам предстоит увеличить валовое производство в 2 раза за счет увеличения объемов производства фосфорных и азотных удобрений, а также наладки производства калийных. Линейка отрасли должна пополниться шестью новыми видами продукции: каустической содой (к 2014 году — до 33 тыс. тонн), хлором (до 10 тыс.), соляной кислотой (до 47 тыс.), гипохлоритом натрия (до 10 тыс.), аммонитом (до 15 тыс.), а также биопрепаратами и гуматами (до 0,6 тыс.). Отметим, что большинство этих продуктов РК сегодня импортирует, а по тем, которые производит, имеет отрицательное сальдо. Задача пятилетки — сократить дефицит (по каустической соде, например, со 100% до 70%), а по некоторым позициям вернуть отечественный рынок и выйти на экспорт (например, по гипохлориту натрия, соляной кислоте). Похожая программа существует и в отношении смежной фармацевтической отрасли: за 4 года планируется довести долю казахстанской продукции на рынке до 50%.

Вице-премьер и министр индустрии и новых технологий (именно в недрах МИНТ разрабатываются отраслевые промышленные программы) Асет Исекешев сформулировал задачу новой индустриализации, как создание первых переделов в отраслях, где Казахстан располагает природными ресурсами и имеет экспортный потенциал. Однако химпром, пока имеющий в структуре валового промышленного производства около 1% (в ВВП около 0,7%), не претендует на роль локомотива промышленного роста, но занимает позицию отрасли, обслуживающей крупный бизнес и прямо влияющей на его результаты. Поэтому казахстанские гиганты предпочитают иметь химические предприятия в своей структуре.

Например, в НАК «Казатомпром» подсчитали, что для запланированного повышения добычи урана к 2015 году потребуется увеличить производство серной кислоты (основной компонент для добычи урана методом подземного скважинного выщелачивания) в 4 раза по сравнению с 2006 годом. Пока «Казатомпром» пользуется серной кислотой других гигантов — «Казахмыса» и «Казцинка», но сейчас запускает собственный завод. Такое же решение принял крупнейший в РК производитель фосфорных удобрений — ТОО «Казфосфат».

Подобная ситуация и с другими ключевыми продуктами, отмеченными в отраслевой программе химиков. Фармацевты не имеют такой связи с промышленниками, но ориентируются на госзаказ, стимулирующий вытеснение дорогостоящей импортной продукции. По-видимому, именно восполнением внутренних потребностей промышленности РК и продиктовано выбранное правительством направление развития двух родственных отраслей.

Оптимизм лидеров

Чтобы взвешенно отразить позицию непосредственно бизнеса, «ЭК» опросил несколько казахстанских химкомпаний. Это наиболее крупные и активные из них — таразский «Казфосфат» (работает на довольно крепком и традиционном для РК рынке сельхозудобрений), павлодарское АО «Каустик» (в структуре ЦАТЭК; возрождающийся сегмент неорганической химии) и шымкентское АО «Химфарм» (специализируются на фармацевтическом рынке).

Лидеры отраслей последние несколько лет уверенно растут (за исключением «Каустика», где производство началось лишь в текущем году). По словам гендиректора «Химфарма» Рустама Байгарина, в денежном выражении производство вот уже 5 лет в среднем прирастает на 30% ежегодно. «На сегодняшний день АО «Химфарм» занимает более 5% всего фармацевтического рынка Казахстана в денежном выражении и более 20% в объеме продаваемых лекарственных средств», — говорит он. Гендиректор «Казфосфата» Мукаш Искендиров также отмечает 77-процентный рост производства (с 18 млрд тенге в 2006 году до 31 млрд в 2010 году).

Причиной такого роста этих компаний является не только увеличение физических объемов продукции, но и постоянное расширение продуктовой линейки. Например, «Химфарм» с учетом действующих мощностей ежегодно выводит на рынок 15—20 новых препаратов. С 2007 года было зарегистрировано 65 позиций, в ближайшую пятилетку компания планирует наработать и зарегистрировать 185 позиций. «Вместе с тем мы оптимизируем свой продуктовый портфель путем исключения из него продукции низшего ценового сегмента. На место старых и устаревших препаратов приходят современные и востребованные рынком бренды», — рассказывает г-н Байгарин.

«Мы предлагаем улучшенное качество фосфора, триполифосфата натрия, пищевой ортофосфорной кислоты. Кроме того, мы разработали и начинаем производство новых продуктов — сульфоаммофос, кормовые фосфаты», — отмечает г-н Искендиров.

Все три компании ориентированы на экспорт, однако учитывая особенность сегмента, где они представлены, доля экспорта у них разнится. Так, «Казфосфат» в минувшем году отгрузил за рубеж 90% фосфорных удобрений, но также занял 98% внутреннего рынка этого продукта. Также внутри РК компания реализует доломиты, известняки, шлаки и другую продукцию. «Химфарм», выступающий на более конкурентном фармацевтическом рынке, имеет (в зависимости от наименования) 30—70% рынка. В прошлом году компания экспортировала лишь 7%, но к 2013 году планирует довести экспорт до 15%. «Наша продукция (NaOH, HCl, Cl, NaOCl) широко применяется в нефтянке, металлургии, в работе водоканализационных комплексов страны, — рассказывает председатель правления АО «Каустик» Ерлан Орымбеков. — Эта продукция сейчас в республике не производится, спрос на нее из года в год динамично растет». Спрос подтвердили такие гиганты отечественной индустрии, как «Казатомпром», АО «Алюминий Казахстана», АО «Арселор Миттал Темиртау», ТОО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат», ТОО «Тенгизшевройл» и другие. «В РК нет хлор-щелочных производств, соответственно, нет и конкурентов», — отмечает г-н Орымбеков. Конечными потребителями «Казфосфата» являются производители кислот и солей фосфора, инсектицидов, пестицидов, средств защиты растений, а также аграрии, покупающие удобрения. «География экспорта нашей готовой продукции обширна — практически все страны ЕС и СНГ, Китай, Турция, Иран. В настоящее время мы ведем переговоры о поставках на новые для нас рынки — в Японию, Индию, США», — говорит гендиректор «Казфосфата».

Потребители «Химфарма» — целая цепочка из оптовых фирм, розничных точек и конечных потребителей. «По итогам работы 2010 года компания активно экспортирует продукцию в такие страны, как Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан, Грузия, Россия, Украина, Армения. До прошлого года компания экспортировала лекарственные субстанции и в страны дальнего зарубежья — Англию и Голландию», — поясняет г-н Байгарин. Новые направления экспорта — Туркменистан и Беларусь.

Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST, по словам директора департамента продвижения экспорта этого агентства Аскара Арынова, в минувшем году возместило затраты на экспортное продвижение для 10 химкомпаний общей стоимостью в 26 млн тенге. Рынки, на которые отечественные химкомпании продвигал KAZNEX INVEST — постсоветские страны, а также Китай, Индия и Иран. Так, астанинское ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling», производящее девулканизированную резину, заключила сразу три контракта на поставку продукции в Россию.

Наиболее жесткую конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках встречают фармацевты. «Основными конкурентами по старой номенклатуре выпускаемых «Химфармом» товаров являются фармацевтические заводы Индии, Китая, Прибалтики, Украины, России, Белоруссии и Казахстана. Новая номенклатура АО «Химфарм» ориентирована на динамично растущий средний ценовой сегмент и основными конкурентами в нем являются производители Восточной Европы и дженериковых компаний Западной Европы. Данный ценовой сегмент является приоритетным для «Химфарма» ввиду динамичного роста», — рассказывает г-н Байгарин. У «Казфосфата» в каждом регионе сбыта есть конкуренты — производители фосфоросодержащей продукции. Сейчас идет сбор данных о конкурентах в ЕС, России и Северной Африке.

Изыскание внутренних резервов

Одной из главных проблем отечественных химкомпаний является дефицит компонентов. Например, «Казфосфату» не хватает тех объемов кокса, который могут предложить производители в РК, поэтому компания закупает китайский кокс (свыше 60% общего объема потребления «Казфосфата»). Схожая ситуация с аммиаком, который наши химики импортируют из Узбекистана, емкость рынка которого сокращается в период роста потребления минеральных удобрений в этой стране. В результате «Казфосфат» вынужден снижать производство. Полностью импортируется кальцинированная сода. И тут таразские химики надеются на павлодарский «Каустик» (сырьевые запасы этого предприятия — 50 млн тонн), с которым в данный момент ведутся переговоры: «Казфосфат» стремится согласовать максимально возможные объемы поставок. Серной кислотой компания насыщается по остаточному принципу (после «Казатомпрома»), а импорт этого компонента из России оказывается дороже, чем цены, которые выставляют казахстанские производители.

«Химфарм» закупает субстанции и вспомогательные материалы в дальнем зарубежье, так как их выпуск нигде на постсоветском пространстве пока не налажен. «Сейчас проблем в закупке сырья для производства фармпродукции в основном не возникает, исключая определенные виды сырья, где есть критерии сезонности и специфика производства», — признается гендиректор компании.

Заново строящийся «Каустик» и расширяющийся «Казфосфат» прокредитовали банки: в первом случае — на 90 млн долларов АО «Банк развития Казахстана» (БРК), во втором — на 50 млн долларов ДО АО «HSBC Банк Казахстан» и АО «АТФБанк».

Все три компании отмечают, что испытывают острый дефицит квалифицированных кадров (инженеров-технологов, менеджеров, знающих тонкости производства). Несколько иная ситуация в отношении «синих воротничков». «Что касается технологов, аппаратчиков, другого производственного персонала, то по ним дефицита нет, — объясняет г-н Байгарин. — Серийное фармпроизводство в основном не требует уникальной квалификации, и казахстанская образовательная база в настоящий момент вполне обеспечивает нас трудовыми ресурсами в необходимых объемах». У «Казфосфата» дефицит есть и в рабочих. В компании это связывают с расширением мощностей в ближайшие годы. Вообще компания подчеркнуто внимательна к обучению персонала и подготовке технических кадров: с 2008 года в Таразе действует корпоративный учебно-методический центр, а обучение по интересующим «Казфосфат» специальностям в вузах предприятие оплачивает за свой счет. Похожий учебно-производственный комплекс планируют создать и павлодарские химики. «На сегодняшний день «Каустик» вкладывает немалые деньги в обучение персонала, в том числе и за рубежом, в учебных центрах аналогичных предприятий», — говорит г-н Орымбеков, сообщая, что предприятие сотрудничает в обмене опытом с узбекским ОАО «Навоиазот», где такую же группу продуктов получают также мембранным способом.

Штурвал на себя

Участники рынка во всех трех сегментах в общем довольны государственной политикой в химической промышленности. «На сегодня проработана система комплексных мер по поддержке отечественного фармпроизводителя: создание бесконкурентной среды при проведении государственных тендеров, заключение семилетних контрактов на поставку по госпрограммам продукции, произведенной на новых площадках, — рассказывает г-н Байгарин. — Это компенсация затрат, связанных с продвижением продукции на внешних рынках (например расходов по регистрации продукции, открытию зарубежных представительств и т.п.), это возможности, получаемые с созданием Таможенного союза (взаимное признание регистрации, десятикратное увеличение рынка и т.д.)».

Однако есть моменты, которые бизнес не устраивают. Например, «Казфосфат», остро зависящий от железнодорожных поставок, предлагает обязать НК «КТЖ» увеличить вагонный парк в обмен на рост тарифов. «В минувшем году тарифы на перевозку выросли на 15%, на подачу-уборку вагонов — на 51%. Вместе с тем железнодорожники не могут обеспечить потребности компании в подвижном составе, — говорит г-н Искендиров. — Только в январе этого года из-за дефицита хоппер-вагонов и цементовозов мы не смогли выполнить план продаж по фосмуке на экспорт в количестве 50 тыс. тонн, также из-за дефицита полувагонов не выполнили план продаж по гранулированному шлаку в объеме 25 тыс.тонн». Также «Казфосфат» предлагает отработать механизм субсидирования сельхозпроизводителей для покупки удобрений, чтобы эти средства не уходили на покупку иностранной продукции.

При этом инвестпривлекательность сегмента химудобрений остается стабильно высокой. И дело не только в глобальных проблемах — маячащем пищевом кризисе — но и в истощении фосфоритовых руд на месторождениях в Китае и России. «Это делает месторождения Каратау-Жанатасского фосфоритного бассейна весьма привлекательными», — заключает г-н Искендиров. Дополнительный интерес инвесторов, по его мнению, вызовет возврат к практике инвестиционных налоговых преференций.

За налоговые льготы ратует и г-н Байгарин, добавляя к этому «развитие фармацевтических кластеров в рамках свободных экономических зон с наличием благоприятных климатических и инфраструктурных условий, позволяющих уменьшить первоначальные инвестиции и эксплуатационные расходы инвесторов».

По накатанному

Отметим, что основную задачу предстоящих пяти лет — сокращение общего объема и линейки импорта — казахстанские химики решают, прибегая к импортным технологиям. Например, на «Каустике» технология и оборудование итало-германской Uhdenora S.P.A., входящей в концерн ThyssenKrupp AG. Основной продукт тот же, что и раньше — каустическая сода (NaOH). Только нынче используется экологически безопасный мембранный метод (ранее использовался вредный ртутный метод).

Оценивая перспективы рынка в целом, сегмент неорганической химии, выпускающей компоненты для промышленных производств, будет расти ровно теми темпами, что и сами эти производства. На внутреннее конкурентное поле, скорее всего, не войдут новые иностранные игроки, а мощности игроков действующих вряд ли позволят говорить о жесткой конкуренции — еще далеко до насыщения спроса. Фармацевтов ожидает пятилетка конкурентного затишья и роста мощностей, расширения линейки продукции: государство всемерно стимулирует эти процессы. Однако в таких условиях рынок уже не может стимулировать повышение качества продукции — эту задачу будут решать госорганы, ужесточая требования. Агрохимии, вероятнее всего, предстоит уверенный рост, так как казахстанский агропром входит в фазу активной интенсификации производства. Впрочем, это является мировой тенденцией для всех развивающихся стран.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом