Лебединая песня секонд-хенда

Лебединая песня секонд-хенда

Своими впечатлениями о том, что дало продление физическим лицам льгот для ввоза подержанных иномарок, с «Экспертом Казахстан» поделился генеральный директор компании «Бипэк Авто Казахстан» Игорь Потапов.

— Как вы оцениваете период льготного ввоза подержанных иномарок?

— По данным таможенных органов, с 1 июля прошлого года в страну было ввезено порядка 120 тысяч автомобилей. Откровенно говоря, мы ожидали, что поток секонд-хенда будет более мощным. Конечно, действие льгот отсрочило переход рынка на цивилизованные рельсы. Но крупным компаниям, работающим на казахстанском рынке с 90-х, терпения не занимать. Когда в 2001-м мы строили автосборочный завод, понимали, что благоприятные условия для развития национального автопрома сложатся не через год и не через два. Так что к дополнительным 12 месяцам импорта устаревшей техники мы отнеслись с философским спокойствием. Нашим «ответом» стал плановый запуск 12 новых моделей, многократный рост производства и повышение рыночной доли на «белом» рынке до 45%. Одним словом, мы не стояли на месте и заметно укрепили свои позиции.

— А как эти стоки подержанных авто могут повлиять на рынок сейчас? Снизятся, повысятся или останутся на прежнем уровне цены на секонд-хенд?

— Если проанализировать психологию не только продавца, но и потенциального покупателя подержанного автомобиля, станет понятно, что нет предпосылок для значительного роста цен в долгосрочной перспективе. Иными словами, уляжется ажиотаж и спекулятивно завышенные цены вернутся на прежний уровень, как это уже бывало прежде. Ведь очевидно, что цены на подержанные автомобили ограничены ценами на новые автомобили с учетом дисконта на износ или возраст. Разумеется, в этом смысле автомобили казахстанского и российского производства, как продукция с лучшим сочетанием цена — качество — оснащение, являются лучшим ориентиром для покупателей.

— Судя по статистике, об этом можно говорить уже в настоящем времени…

— Вы правы. Продажи Lada выросли за январь-май более чем в три раза, KIA и Chevrolet казахстанской сборки — в 11 и 2,7 раза. При этом рынок с начала года удвоился по отношению к цифрам 2010 г. Темп восстановления мощнейший, но продажи автомобилей, выпускаемых у нас и в России, росли, как видите, еще быстрее. Невзирая на конкуренцию со стороны льготно ввозимого секонд-хенда.

— А секрет роста не кроется в низкой базе сравнения?

— Напротив, Lada неизменно на первой позиции, Chevrolet стабильно в первой четверке. Исключение составляет лишь KIA, производство которой мы начали только весной прошлого года. Но и она уже в первой тройке иномарок по объемам сбыта.

— По-вашему, рынок и дальше сможет развиваться без активного участия банков и господдержки кредитных программ?

— Сегодняшний рост хорош на фоне недавних кризисных лет. Следующий этап — возвращение к докризисному уровню. Дальше потребуются возможности, которыми располагает только государство. Это последовательная политика технического регулирования, экологических стандартов и инструменты госфинансирования. Недавно Минпромторг России подвел итоги программы утилизации, и оказалось, что каждый вложенный рубль в утилизационные сертификаты вернулся двумя рублями дополнительных доходов в государственный бюджет! Иными словами, тратить деньги на утилизацию государству выгодно. Программа утилизации вкупе с госсубсидиями по автокредитам стала одним из важных факторов, повлиявших на оживление российского авторынка.

В Казахстане субсидии по кредитам могли бы также «подставить плечо» покупателям. Госпрограммой форсированного индустриально-инновационного развития предусмотрено субсидирование процентных ставок по кредитам для покупателей автомобилей казахстанского производства. Сегодня обсуждаются механизмы доступного автокредитования в этом формате. И чем раньше они будут реализованы, тем активнее это будет поддержано потребителями. Ведь уровень обеспеченности автомобилями пока невысок (162 автомобиля на 1000 жителей). Автомобильный парк нуждается в обновлении — средний возраст автомобиля близок к 20 годам.

— Может, пока производителям стоит перехватить инициативу в решении кредитного вопроса, например, организовать корпоративные кредитные учреждения при «Азия Авто»?

— Мы используем каждую возможность сделать наши автомобили более доступными. Планируем запустить финансирование автокредитов по схеме 50 на 50, когда риски на паритетной основе делятся между компанией и банками. А вот то, что уже нами реализовано и пользуется повышенной популярностью — это программа предварительных заказов.

Оформляя предварительный заказ, наш покупатель «страхуется» от ценовых колебаний, в том числе связанных с курсовой разницей. Поэтому сегодня до 70% всех автомобилей на «АЗИЯ АВТО» выпускается по предварительному заказу. Эта программа оказалась эффективным способом смягчения ценового вопроса. К примеру, при покупке внедорожника «KIA Mohave» можно сэкономить до 375 тысяч тенге. А это немаловажно в условиях, пока доступность автокредитования остается невысокой.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?