Как они часто не совпадают

Авторитетный международный эксперт Марлен Ляруэль в начале декабря выпустила доклад, посвященный различию подходов США и ЕС к странам Центральной Азии, в том числе и к Казахстану. Вывод эксперта категоричен. США практикуют прагматичный подход к региону, в ЕС разделяет обеспокоенность ситуацией с правами человека в ЦА и развивают гуманитарное сотрудничество. Какой подход победит, аналитик не знает, но считает позицию ЕС более нравственной

Как они часто не совпадают

Директор программы по странам Центральной Азии института европейских, российских и евразийских исследований школы международных отношений Эллиота при университете Джорджа Вашингтона Марлен Ляруэль выпустила доклад, посвященный политике ЕС и США в Центральной Азии.

«Эксперт Казахстан» решил привести основные тезисы доклада, в котором дан всесторонний анализ положения региона, в который входит и Казахстан, а также рассказано, с какими угрозами может столкнуться ЦА в ближайшие годы и в чем различие  подходов .

«Изучение документов, определяющих политику США и Евросоюза в Центральной Азии, позволяет обнаружить недостаточную слаженность их действий в этом регионе», - отмечает Ляруэль.

Все пути ведут в Кабул

Одним из основных аргументов в защиту этого довода является изложенная в докладе позиция, заключающаяся в том, что подходы США и европейских стран к Центральной Азии во многом отличаются: для них характерны разные типы торговых отношений, уровень влияния, взгляды на методы обеспечения безопасности. При этом США и Европу объединяют общие ценности и относительно схожее видение будущего Центральной Азии.

На том, какое будущее видится в ЦА из-за океана, госпожа директор останавливается особо.

На протяжении последних 20 лет Центральная Азия смещалась в этом видении из Евразии, территории бывшего Советского Союза, в «Большой Ближний Восток» или в «Южную Азию». Путем отделения Центральной Азии от остального постсоветского пространства Вашингтон стремится отойти от традиционного, ориентированного на Россию видения этой территории и продвинуть новую концепцию регионализации.

С 1999 года Центральная Азия находится в ведении центрального командования Министерства обороны США, которое также занимается Ближним Востоком, Северной Африкой, Афганистаном и Пакистаном. В 2006 году госдепартамент США передал вопросы отношений с Центральной Азией, которые ранее курировало бюро по Европе и Евразии, новому бюро по Центральной и Южной Азии. Эти административные перетасовки свидетельствуют о том, что США переключают внимание с европейского на азиатский континент.   

В 2009 году, когда разрабатывалась концепция «Афганистан-Пакистан», Белый дом под руководством Барака Обамы пересмотрел стратегию США в Центральной Азии и разработал «дорожную карту», определившую пять приоритетных задач.

Свободные радикалы

Во главе угла для США стоит  максимальное углубление сотрудничества стран Центральной Азии и США по вопросам борьбы с терроризмом в Афганистане, в особенности - размещение воздушных баз США и НАТО и транзит войск и грузов вдоль Северной сети поставок. США предлагают наладить взаимодействие по поимке и посадке экстремистов, и чем больше последних остается на свободе, тем сильнее угрозы для всего региона.

Среди других задач - активно развивать и проводить диверсификацию источников энергии и маршрутов поставок, продвигать процессы оздоровления структур власти и защиты прав человека; повышать конкурентоспособность экономик; поддерживать способность государств к  самоуправлению - в частности, не допустить распада государственности Таджикистана и Кыргызстана, в том числе путем обеспечения продовольственной безопасности.

В Вашингтоне Центральную Азию в первую очередь воспринимают как регион, соседствующий с Афганистаном. Видение Центральной Азии через призму событий в Афганистане выводит на первый план соображения безопасности. Узбекистан благодаря географическому расположению и населенности выступает ключевым партнером. Его значимость возросла с открытием Северной сети поставок.

Лейтмотивом отношений Вашингтона и Бишкека является судьба транзитного центра “Манас”. Официально база будет закрыта в 2014 году, когда закончится вывод войск из Афганистана.

Арендная плата, вносимая США, и техническая помощь, оказываемая в связи с арендой базы, являются важной статьей доходов в госбюджете Кыргызстана: в 2011 году эта цифра достигла 150 миллионов долларов; поэтому, возможно, в дальнейшем “Манас” превратится в гражданский или полувоенный объект.

Энергия жизни

Второй важный элемент политики США в Центральной Азии - развитие и диверсификация источников энергии и путей поставок – также имеет отношение к Афганистану, но уже в долгосрочной перспективе. Еще в 1990-х годах в США была предложена концепция Нового Шелкового пути, в основе которой лежит убеждение, что залогом стабильности в регионе является торговая активность между Европой и Азией, которая может также способствовать выводу Центральной Азии из-под влияния России.

На третьем месте стоят задачи по продвижению демократии. В этом направлении, правда, успехов особых достигнуто не было.  На официальном уровне госдепартамент отрицает, что Соединенные Штаты теряют интерес к демократическому развитию Центральной Азии в угоду соображениям безопасности.

В этой связи Роберт Блэйк, в частности, заметил следующее: «Мы не рассматриваем работу в Центральной Азии как проблему выбора между обеспечением безопасности и продвижением ценностей - таких, как права человека. Прогресс в одной из сфер может помочь укрепить и стимулировать прогресс в других областях».

Четвертое направление политики США - развитие рыночной экономики - считалось центральным в 1990-е годы, но в настоящее время его важность снизилась до уровня технических программ.

Активность Вашингтона здесь ограничивается продвижением кандидатур Казахстана, Узбекистана и Таджикистана на вхождение во Всемирную торговую организацию и надеждами на то, что Новый Шелковый путь окажет благотворное влияние на региональную торговлю, что приведет к активизации бизнес-инициатив и улучшению инвестиционного климата.

Между союзником и соперником

Казахстану в докладе эксперта уделено особое внимание. Так, отмечено, что в течение долгого времени Вашингтон считал Казахстан близким союзником Москвы и основным проводником российского влияния в регионе.

В первой половине 1990-х годов США свели свою работу в Казахстане к процессам ядерного разоружения. Казахстан, тем не менее, остается единственной страной в регионе, разработавшей многовекторную внешнюю политику, которой он остается привержен на протяжении 20 лет и избегает геополитических  флуктуаций и резких смен курса, характерных, например, для Узбекистана.

Астана подчеркивает, что является самым надежным партнером США. Две страны связывает ряд общих экономических интересов в Каспийском бассейне, между ними растет торговый оборот и укрепляется стратегическое партнерство, усиленное вопреки восстановлению российского влияния и расширяющейся роли Китая. В особенности это касается сотрудничества в рамках НАТО и вопросов безопасности в районе Каспийского моря

А у нас в квартире газ

Автор доклада также анализирует разность подходов США и ЕС к Центральной Азии. Разница в подходах ЕС и США становится очевидна в энергетическом секторе. США стремятся продвинуть проект газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) как символическое звено, связывающее Центральную и Южную Азию. Это идет вразрез с интересами Европы, рассчитывающей запустить трубопровод из Каспийского бассейна на свою территорию.

Евросоюз мало интересует ТАПИ, так как он может помешать переговорам с Ашгабатом; более того: появление этого газопровода никак не скажется на позиции России как основной экономической и энергетической артерии, связывающей Европу и Центральную Азию. В этой связи в Брюсселе склонны считать, что идея сближения Центральной и Южной Азии требует дополнительного обсуждения.

Будущее туманно

О будущем региона Марлен Ляруэль говорит с настороженностью. Трудно предугадать, как будут разворачиваться события после 2014 года. По одному из возможных сценариев, военное присутствие США может остаться на прежнем уровне.

Но может случиться и так, что интерес американцев пойдет на спад, а внимание переключится на другие регионы мира, и это позволит активизироваться неправительственным организациям. В таком случае повысится разнообразие американских политических игроков в Центральной Азии.

С процессом укрепления позиций Азии на мировой арене интересы США и Европы, в особенности в области торговли и геополитики, могут со временем все больше расходиться. Но их по-прежнему будет связывать общность взглядов, к примеру, на демократические ценности.

Лучше вместе, да лучше

США и Европе следует лучше координировать свои действия, что может привести к расширению сотрудничества в области продвижения демократических ценностей и обеспечения безопасности в Центральной Азии. Еще одной общей чертой американской и европейской политики являются усилия, направляемые на оздоровление структур власти как основы стабильности и процветания.

Возможности для расширения сотрудничества существуют и в области образовательных инициатив, в особенности в высшем образовании, развитии критического мышления у молодежи, проведении специализированных технических тренингов, стимулировании активности гражданского общества.

Расхождение в геополитических и коммерческих интересах Европы и США - неизбежный процесс, который не ставит под угрозу отношения между двумя партнерами. США, в отличие от Евросоюза, имеют большое влияние в Азии.

Европа же логическим образом стремится расширить свое присутствие в этой части света. В последние десятилетия внешняя политика Соединенных Штатов имела глобальный характер, в то время как Европа была более сосредоточена на отношениях со своими непосредственными соседями.

Эти тенденции в европейской политике сохранятся, особенно если учитывать изменения политического ландшафта, к которым привела «арабская весна».

Разное видение мира влияет на перспективы более тесного сотрудничества Европы и США в Центральной Азии, поэтому их взаимодействие не должно основываться на геополитических интересах, которые действительно разнятся. Их партнерство необходимо строить на задачах по продвижению общих демократических ценностей и связанной с этим деятельности по улучшению процессов управления и развития Центральной Азии.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики