Как они часто не совпадают

Авторитетный международный эксперт Марлен Ляруэль в начале декабря выпустила доклад, посвященный различию подходов США и ЕС к странам Центральной Азии, в том числе и к Казахстану. Вывод эксперта категоричен. США практикуют прагматичный подход к региону, в ЕС разделяет обеспокоенность ситуацией с правами человека в ЦА и развивают гуманитарное сотрудничество. Какой подход победит, аналитик не знает, но считает позицию ЕС более нравственной

Как они часто не совпадают

Директор программы по странам Центральной Азии института европейских, российских и евразийских исследований школы международных отношений Эллиота при университете Джорджа Вашингтона Марлен Ляруэль выпустила доклад, посвященный политике ЕС и США в Центральной Азии.

«Эксперт Казахстан» решил привести основные тезисы доклада, в котором дан всесторонний анализ положения региона, в который входит и Казахстан, а также рассказано, с какими угрозами может столкнуться ЦА в ближайшие годы и в чем различие  подходов .

«Изучение документов, определяющих политику США и Евросоюза в Центральной Азии, позволяет обнаружить недостаточную слаженность их действий в этом регионе», - отмечает Ляруэль.

Все пути ведут в Кабул

Одним из основных аргументов в защиту этого довода является изложенная в докладе позиция, заключающаяся в том, что подходы США и европейских стран к Центральной Азии во многом отличаются: для них характерны разные типы торговых отношений, уровень влияния, взгляды на методы обеспечения безопасности. При этом США и Европу объединяют общие ценности и относительно схожее видение будущего Центральной Азии.

На том, какое будущее видится в ЦА из-за океана, госпожа директор останавливается особо.

На протяжении последних 20 лет Центральная Азия смещалась в этом видении из Евразии, территории бывшего Советского Союза, в «Большой Ближний Восток» или в «Южную Азию». Путем отделения Центральной Азии от остального постсоветского пространства Вашингтон стремится отойти от традиционного, ориентированного на Россию видения этой территории и продвинуть новую концепцию регионализации.

С 1999 года Центральная Азия находится в ведении центрального командования Министерства обороны США, которое также занимается Ближним Востоком, Северной Африкой, Афганистаном и Пакистаном. В 2006 году госдепартамент США передал вопросы отношений с Центральной Азией, которые ранее курировало бюро по Европе и Евразии, новому бюро по Центральной и Южной Азии. Эти административные перетасовки свидетельствуют о том, что США переключают внимание с европейского на азиатский континент.   

В 2009 году, когда разрабатывалась концепция «Афганистан-Пакистан», Белый дом под руководством Барака Обамы пересмотрел стратегию США в Центральной Азии и разработал «дорожную карту», определившую пять приоритетных задач.

Свободные радикалы

Во главе угла для США стоит  максимальное углубление сотрудничества стран Центральной Азии и США по вопросам борьбы с терроризмом в Афганистане, в особенности - размещение воздушных баз США и НАТО и транзит войск и грузов вдоль Северной сети поставок. США предлагают наладить взаимодействие по поимке и посадке экстремистов, и чем больше последних остается на свободе, тем сильнее угрозы для всего региона.

Среди других задач - активно развивать и проводить диверсификацию источников энергии и маршрутов поставок, продвигать процессы оздоровления структур власти и защиты прав человека; повышать конкурентоспособность экономик; поддерживать способность государств к  самоуправлению - в частности, не допустить распада государственности Таджикистана и Кыргызстана, в том числе путем обеспечения продовольственной безопасности.

В Вашингтоне Центральную Азию в первую очередь воспринимают как регион, соседствующий с Афганистаном. Видение Центральной Азии через призму событий в Афганистане выводит на первый план соображения безопасности. Узбекистан благодаря географическому расположению и населенности выступает ключевым партнером. Его значимость возросла с открытием Северной сети поставок.

Лейтмотивом отношений Вашингтона и Бишкека является судьба транзитного центра “Манас”. Официально база будет закрыта в 2014 году, когда закончится вывод войск из Афганистана.

Арендная плата, вносимая США, и техническая помощь, оказываемая в связи с арендой базы, являются важной статьей доходов в госбюджете Кыргызстана: в 2011 году эта цифра достигла 150 миллионов долларов; поэтому, возможно, в дальнейшем “Манас” превратится в гражданский или полувоенный объект.

Энергия жизни

Второй важный элемент политики США в Центральной Азии - развитие и диверсификация источников энергии и путей поставок – также имеет отношение к Афганистану, но уже в долгосрочной перспективе. Еще в 1990-х годах в США была предложена концепция Нового Шелкового пути, в основе которой лежит убеждение, что залогом стабильности в регионе является торговая активность между Европой и Азией, которая может также способствовать выводу Центральной Азии из-под влияния России.

На третьем месте стоят задачи по продвижению демократии. В этом направлении, правда, успехов особых достигнуто не было.  На официальном уровне госдепартамент отрицает, что Соединенные Штаты теряют интерес к демократическому развитию Центральной Азии в угоду соображениям безопасности.

В этой связи Роберт Блэйк, в частности, заметил следующее: «Мы не рассматриваем работу в Центральной Азии как проблему выбора между обеспечением безопасности и продвижением ценностей - таких, как права человека. Прогресс в одной из сфер может помочь укрепить и стимулировать прогресс в других областях».

Четвертое направление политики США - развитие рыночной экономики - считалось центральным в 1990-е годы, но в настоящее время его важность снизилась до уровня технических программ.

Активность Вашингтона здесь ограничивается продвижением кандидатур Казахстана, Узбекистана и Таджикистана на вхождение во Всемирную торговую организацию и надеждами на то, что Новый Шелковый путь окажет благотворное влияние на региональную торговлю, что приведет к активизации бизнес-инициатив и улучшению инвестиционного климата.

Между союзником и соперником

Казахстану в докладе эксперта уделено особое внимание. Так, отмечено, что в течение долгого времени Вашингтон считал Казахстан близким союзником Москвы и основным проводником российского влияния в регионе.

В первой половине 1990-х годов США свели свою работу в Казахстане к процессам ядерного разоружения. Казахстан, тем не менее, остается единственной страной в регионе, разработавшей многовекторную внешнюю политику, которой он остается привержен на протяжении 20 лет и избегает геополитических  флуктуаций и резких смен курса, характерных, например, для Узбекистана.

Астана подчеркивает, что является самым надежным партнером США. Две страны связывает ряд общих экономических интересов в Каспийском бассейне, между ними растет торговый оборот и укрепляется стратегическое партнерство, усиленное вопреки восстановлению российского влияния и расширяющейся роли Китая. В особенности это касается сотрудничества в рамках НАТО и вопросов безопасности в районе Каспийского моря

А у нас в квартире газ

Автор доклада также анализирует разность подходов США и ЕС к Центральной Азии. Разница в подходах ЕС и США становится очевидна в энергетическом секторе. США стремятся продвинуть проект газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) как символическое звено, связывающее Центральную и Южную Азию. Это идет вразрез с интересами Европы, рассчитывающей запустить трубопровод из Каспийского бассейна на свою территорию.

Евросоюз мало интересует ТАПИ, так как он может помешать переговорам с Ашгабатом; более того: появление этого газопровода никак не скажется на позиции России как основной экономической и энергетической артерии, связывающей Европу и Центральную Азию. В этой связи в Брюсселе склонны считать, что идея сближения Центральной и Южной Азии требует дополнительного обсуждения.

Будущее туманно

О будущем региона Марлен Ляруэль говорит с настороженностью. Трудно предугадать, как будут разворачиваться события после 2014 года. По одному из возможных сценариев, военное присутствие США может остаться на прежнем уровне.

Но может случиться и так, что интерес американцев пойдет на спад, а внимание переключится на другие регионы мира, и это позволит активизироваться неправительственным организациям. В таком случае повысится разнообразие американских политических игроков в Центральной Азии.

С процессом укрепления позиций Азии на мировой арене интересы США и Европы, в особенности в области торговли и геополитики, могут со временем все больше расходиться. Но их по-прежнему будет связывать общность взглядов, к примеру, на демократические ценности.

Лучше вместе, да лучше

США и Европе следует лучше координировать свои действия, что может привести к расширению сотрудничества в области продвижения демократических ценностей и обеспечения безопасности в Центральной Азии. Еще одной общей чертой американской и европейской политики являются усилия, направляемые на оздоровление структур власти как основы стабильности и процветания.

Возможности для расширения сотрудничества существуют и в области образовательных инициатив, в особенности в высшем образовании, развитии критического мышления у молодежи, проведении специализированных технических тренингов, стимулировании активности гражданского общества.

Расхождение в геополитических и коммерческих интересах Европы и США - неизбежный процесс, который не ставит под угрозу отношения между двумя партнерами. США, в отличие от Евросоюза, имеют большое влияние в Азии.

Европа же логическим образом стремится расширить свое присутствие в этой части света. В последние десятилетия внешняя политика Соединенных Штатов имела глобальный характер, в то время как Европа была более сосредоточена на отношениях со своими непосредственными соседями.

Эти тенденции в европейской политике сохранятся, особенно если учитывать изменения политического ландшафта, к которым привела «арабская весна».

Разное видение мира влияет на перспективы более тесного сотрудничества Европы и США в Центральной Азии, поэтому их взаимодействие не должно основываться на геополитических интересах, которые действительно разнятся. Их партнерство необходимо строить на задачах по продвижению общих демократических ценностей и связанной с этим деятельности по улучшению процессов управления и развития Центральной Азии.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так