Hyundai идет к истокам

Южнокорейский автопроизводитель постепенно вновь усиливает диверсификацию группы

Hyundai идет к истокам

Сегодня Hyundai Motor Group является одной из самых быстрорастущих автомобильных компаний в мире. В рейтинге крупнейших автопроизводителей мира она смогла подняться с 10-го места в 2000 году до 5-го места в 2010-м.

По результатам исследования Interbrand «Лучшие мировые бренды» в 2010 году Hyundai показала самый стремительный рост стоимости бренда среди автопроизводителей. Ценность бренда Hyundai выросла на 9,3% по сравнению с 2009-м, превысив среднее значение по отрасли (2,8%). Hyundai Motor входит в список лучших мировых брендов уже шесть лет, в 2010-м она заняла 65-е место из 100 (в 2005-м — 84-е). Как отмечают эксперты Interbrand, компания смогла заметно повысить узнаваемость своего бренда за счет разнообразной линейки предложений, качества продукта и активной маркетинговой политики (хороший эффект, например, дала реклама в ходе чемпионата мира и суперкубка по футболу).

В апреле Hyundai Motor Group представила новый логотип и корпоративную стратегию под названием «Концепция развития 2020», которая определит развитие автопромышленной группы на следующие десять лет. Стратегия касается существующих подразделений — автомобильного (Hyundai Motor) и сталелитейного (Hyundai Steel) и недавно приобретенного строительного и инжинирингового (завершается сделка по обратному выкупу Hyundai Engineering & Construction). Это приобретение стало еще одной большой новостью компании в этом году. Именно от Hyundai Construction, некогда возглавлявшей группу Hyundai, моторная компания отделилась почти десять лет назад.

Цель новой стратегии — расширить присутствие компании на мировых рынках. В частности, стратегия предусматривает продажу автомобилей с большим разнообразием цен, что должно сделать их максимально доступными массовому потребителю. Hyundai решил изменить и представление о премиум-классе. Подобная политика очень помогла компании добиться успеха на рынке на заре ее становления.

В 2015 году Hyundai планирует наладить массовый выпуск гибридных автомобилей — и это другой объявленный элемент стратегии. Также компания будет активно изучать перспективы развития электромобилей. При этом в дальнейшем развитии группы должны оказать существенную поддержку неавтомобильные подразделения.

Пора рекордов

Финансовые показатели компании также быстро растут, как и узнаваемость бренда. В первом квартале 2011 года Hyundai Motor, крупнейший автопроизводитель Южной Кореи, реализовала 919,1 тысячи автомобилей (на внутреннем рынке — 166,7 тысячи, за рубежом — 752,5 тысячи) — это на 9,2% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Чистая прибыль в первом квартале по сравнению с прошлым годом выросла на 46,5% до 1,88 трлн вон. Выручка компании выросла на 21,4% в том числе благодаря увеличению объемов продаж. На внутреннем рынке Кореи продажи компании упали на 0,8%, зато на зарубежных рынках выросли на 11,6% (экспорт — 243,9 тысячи, зарубежные заводы — 508,5 тысячи).

В 2011 году компания планирует увеличение продаж до 3,9 млн автомобилей. В прошлом году продажи составили 3,6 млн, увеличившись на 16,3%. Чистая прибыль компании увеличилась в прошлом году на 77,8% до 5,3 трлн вон.

В компании считают, что лояльность потребителей позволила существенно увеличить к бренду строгий контроль качества. Годовые продажи Hyundai в США превысили 500 тысяч автомобилей впервые с момента выхода на североамериканский рынок в 1986 году. В Китае и Индии также были достигнуты рекордные результаты за все время существования компании в этих странах — реализовано соответственно 700 тысяч и 600 тысяч автомобилей. Рост продаж вызван созданием новых моделей специально для этих рынков.

Ваша правда, мистер Форд

В 20-х годах Генри Форд, пытаясь сделать Model T еще доступнее, решил производить все автомобильные компоненты самостоятельно. Hyundai Motor Co, похоже, возвращается к идеям Форда, тем более что философия американского промышленника корейцам хорошо знакома (см. Из Кореи в США).

Hyundai Steel в прошлом году объявил о старте коммерческой эксплуатации своего нового металлургического комбината в Южной Корее, производящего высококачественную листовую автомобильную сталь. В две доменные печи, запущенные в прошлом году, Hyundai инвестировали 5,5 млрд долларов, их общая производительность — 8 млн тонн стали в год. В апреле текущего года Hyundai Steel начала строительство своей третьей доменной печи производительностью, как и две другие, 4 млн тонн в год и стоимостью примерно 3 млрд долл. Строительство планируется завершить к сентябрю 2013 года. Помимо автомобильной здесь также производится сталь для судов и потребительских товаров длительного пользования.

Собственное производство позволит не зависеть от внешних поставщиков и обеспечит сталью производство автомобилей в необходимом объеме. Кроме того, будет проще контролировать издержки на покупку стали, цена на которую продолжает активно расти на мировом рынке.

Еще одним преимуществом является возможность контролировать качество стали. Hyundai Steel постоянно инвестирует в разработки и инновации в сфере стальных сплавов, которые должны дать автомобилям дополнительное конкурентное преимущество на рынке. Чтобы сделать автомобили экономичнее, нужны более легкие стальные сплавы, которые при этом сохранят прежний уровень надежности. Hyundai уже заявил, что планирует увеличить долю высокопрочной стали в своих автомобилях до 50% в 2015 году, что сделает каркасы кузовов на 10% легче. «Несколько лет назад мы поняли, что хорошая, легкая, дешевая и прочная сталь необходима, чтобы достичь этих невероятных целевых показателей по расходу топлива… Мы не смогли получить такую сталь ни у одного из поставщиков, снабжающих остальных производителей, — рассказал генеральный директор Hyundai Motor America Джон Крафчик в интервью журналу «Форбс». — Поэтому решили построить собственный сталелитейный завод».

Это не ностальгия

Схожий эффект синергии, похоже, должна дать и покупка Hyundai Engineering & Construction, которая должна помочь с гибридами.

В марте на Сеульском автосалоне Hyundai показала две свои новые разработки — гибридную «Sonata» и концепт-кар «Blue2» с двигателем на водороде и электроприводом. К тому времени, когда Hyundai начнет массовый выпуск своих гибридов, уже должен быть сформирован полноценный рынок для этих автомобилей. По оценке A. T. Kearney, в 2014 году в мире будет продано около 1,5 млн гибридных и электромобилей, что составит примерно 2,5% от рынка легковых машин. А к 2020 году по разным оценкам такие автомобили будут занимать 10—30% рынка.

В апреле текущего года Hyundai Motor Group официально завершила процесс приобретения контрольного пакета акций в размере 34,9% Hyundai E&C (инжиниринг и строительство). Сумма этой сделки оценивается в 4,6 млрд долларов. Hyundai Motor Group в прошлом году объявила о намерении инвестировать в Hyundai E&C до 9,2 млрд. долларов. По экспертным прогнозам, к 2020 году HEC станет ведущей мировой строительной компанией с объемом заказов примерно 112 млрд долларов и уровнем продаж в 51 млрд долларов.

«Почему Hyundai E&C? — говорит представитель группы Фрэнк Аренс. — Это крупнейшая строительная компания Южной Кореи — прибыльный быстрорастущий бизнес. Приобретение обеспечит разнообразие источников дохода и будет дополнительной гарантией для наших акционеров в случае спада на автомобильном рынке». Как отмечает представитель Hyundai, строительная компания продается сейчас по хорошей цене, и у Hyundai Motor есть деньги и ресурсы, чтобы обеспечить рост Hyundai E&C.

«Серьезным препятствием на пути широкого внедрения электромобилей является отсутствие инфраструктуры, — добавляет г-н Аренс, — такой, как домашние и коммерческие зарядные станции. Hyundai E&C может помочь в создании этой инфраструктуры». При этом строительная компания, как ожидается, будет работать в виде самостоятельного бизнеса.

«Это правда, что Hyundai E&C была первой компанией, основанной отцом нашего председателя Чонг Монг-Ку. Но если бы Hyundai E&C не был бы хорошим приобретением, никакая ностальгия не заставила бы нас подавать заявку на ее покупку», — отметил Франк Аренс.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики