Public без relations

Public без relations

PR-щик — профессия тонкая. Сложная профессия без всяких шуток. Непросто постоянно балансировать между общественностью, обычно в лице ищущих сенсаций журналистов, и работодателем, образ которого необходимо сохранить незапятнанным. Общественность требует полной информации, специалист же по общественным связям должен просеивать ее сквозь частое сито преданности корпорации и лично руководителю и при этом делать хорошую мину: мол, мы к вам со всей душой и всегда открыты для общения. При этом нередко именно PR-щики, как это ни парадоксально, становятся между прессой и компанией. Существует множество причин для этого, и кроме объективных, есть и субъективные, в том числе личное отношение к изданию, к журналисту, нежелание беспокоить руководство…

Впрочем, трудные взаимоотношения СМИ и PR-щиков стали уже притчей во языцех. Особенно неприступны государственные органы. Если частные компании в большинстве случаев все же более или менее открыты, госорганы призывают на помощь закон о СМИ, который разрешает «на обращение, требующее дополнительного изучения и проверки», отвечать в течение месяца. Закон вроде бы не нарушен, но понятно, что для СМИ, выходящих в ежедневном или еженедельном формате, актуальность такого отложенного ответа сводится на нет.

Закрытыми по большому счету можно назвать и крупных сырьевиков, в частности государственные нацкомпании. Вспоминается, с каким трудом приходилось доставать информацию о IPO компании «Разведка Добыча КазМунайГаз» летом 2006 года. Кроме короткого сообщения о готовящемся первичном размещении акций за рубежом, каких-то детальных официальных комментариев не было. Не сообщалось даже, на какой площадке пройдет IPO. Мы с коллегой писали материал, опираясь на экспертные мнения, инсайд, потому что пресс-служба отказалась отвечать на наш запрос. Нежелание делиться информацией может обернуться против компании, в результате она лишается площадки для собственного продвижения. Закрытость компаний не лучшим образом отражается на их репутации и снижает к ним интерес СМИ.

Например, с момента ухода Александра Пикера из АТФБанка и прихода на должность председателя правления Ромео Коллина банк полностью закрылся для общения с журналистами. На одной из банковских конференций управляющему директору Александру фон Гляйху даже пришлось объяснять одной из присутствующих журналисток, почему АТФ игнорирует обращения СМИ. По его словам, 9 из 10 запросов касаются возможной продажи банка и комментировать тут нечего. Ну что тут скажешь? АТФБанк просто исчез со страниц газет и журналов. Появляются лишь негативные сообщения, вроде недавнего от Moody’s о возможности снижения рейтинга банка.

Пока я пишу эти строчки, мне позвонил сотрудник PR-службы одного из наших банков и почти трагическим тоном сообщил, что глава банка, к сожалению, не сможет ответить на вопросы «Эксперта Казахстан», потому что… Следует ряд причин, почему это невозможно. Но в следующий раз мы обязательно и непременно… etc. Но будет ли следующий раз?

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности