Смазать, но не промазать

Смазать, но не промазать

На минувшей неделе российское ООО «Газпром нефть — смазочные материалы» (входит в состав российской нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей компании ОАО «Газпром нефть») открыло представительство в Казахстане. Компания заявила о своих планах занять чуть более 50% казахстанского рынка смазочных материалов (СМ).

«Продукция ООО «Газпромнефть-смазочные материалы» в 2010 году занимала в Казахстане порядка 44% рынка, в 2011 году ориентируемся на 50—52%. Однозначный рост. Динамика на три года вперед будет положительной», — заявил о планах компании глава представительства «Газпром нефть — СМ» в РК Максим Вишневский. Напомним, что «Газпром нефть — СМ» работает на казахстанском рынке с 2008 года. Продуктовая линейка компании включает масла и смазки для промышленного применения, которые поставляются в Центральную Азию под маркой «Газпром нефть», а также моторные масла SibiMotor. По словам г-на Вишневского, ключевой задачей представительства в регионе является развитие профессиональной дистрибьюторской сети как основного канала для продвижения брендов компании, а также оказание технической и маркетинговой поддержки промышленным предприятиям и розничным клиентам.

По оценкам управляющего директора единственного отечественного завода СМ High Industrial Lubricants & Liquids Corporation (HILL) Даурена Шадикула, рынок РК ежегодно растет на 10—15%. Сам HILL занимает четверть рынка. Также на рынке СМ присутствуют такие бренды, как BP, Castrol, Shell, Mobil и другие.

Напомним, в августе минувшего года ТОО «Газпром нефть — Казахстан» (реализует автомобильные бензины, дизтопливо и сжиженный газ) приобрело 20 казахстанских АЗС в южных областях. Этот казахстанский актив «Газпром нефти» стал третьей сбытовой компанией в Центральной Азии с 2006 года, когда компания вышла на розничный рынок региона. Сегодня казахстанская «дочка» занимает незначительную часть рынка. И хотя в текущем году количество заправок увеличится — планируется открыть еще 20 АЗС в Астане и Алматы, а объемы реализации по всей линейке вырастут, это не позволит заправщикам войти даже в десятку лидеров. Ранее сообщалось, что компания намерена создать сеть из 100 АЗС до 2020 года. На первом этапе — до конца 2010 года все автозаправочные сети в Казахстане перевели на единый розничный бренд «Газпром нефть».

Возможно, позиции «Газпром нефти» на казахстанском рынке могли бы измениться, приобрети она долю в Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ, мощность — 7,5 млн тонн в год, глубина переработки — 85%). Тем более НК «КазМунайГаз» (КМГ) была готова продать до 50% из своих 58%. «Газпром нефть» пока предпочитает не производить в Казахстане, а продавать.

Так, во вторник, 21 июня, директор коммерческой дирекции «Газпром нефти» Леван Кадагидзе рассказал, что компания взаимодействует с КМГ, совместно просчитывая эффективность сделки по приобретению ПНХЗ. «Но сейчас неким сдерживающим фактором является введение единого таможенного пространства, единого экономического пространства. Как это повлияет на рынок? Здесь наши прогнозы расходятся именно в части оценки рыночных перспектив. А все определяется рынком, — сказал он. — Как только будет более четкое представление об изменении товарных потоков нефти и нефтепродуктов в связи с этими событиями, наверное, наше движение будет более определенным. Сейчас мы в стадии даже не обсуждений условий сделки, а в стадии взаимного обмена мнениями».