Организация исламского сотрудничества

Министр иностранных дел Казахстана Ержан Казыханов уверен, что астанинская встреча министров иностранных дел Организации Исламская конференция станет важным шагом в повышении авторитета, роли и возможностей организации

Организация исламского сотрудничества

— В конце месяца состоится СМИД, встреча министров иностранных дел Организации Исламская конференция, где Казахстан будет председателем. Какой будет повестка дня? Какие резолюции будут приняты? И какова роль Казахстана в формировании повестки встречи и подготовке резолюций?

— Мы считаем, что СМИД будет уникальным, так как это будет первое мероприятие такого масштаба в рамках исламской уммы после событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Ни одна организация еще не собиралась и не обсуждала их серьезно. Были встречи в рамках Лиги арабских государств, но лига перенесла саммит с конца мая на следующий год, посчитав, что еще потребуется время для подготовки. Сегодня мы имеем большое количество подтверждений от министров иностранных дел, с интересом смотрящих на встречу в Астане, у нас будет достаточное количество участников и насыщенная программа.

Как работает эта организация? В структуре ОИК есть два крупных мероприятия — саммиты (их проводят раз в три года) и ежегодные сессии Совета министров иностранных дел (СМИД). Всей оперативной работой занимаются председатели ОИК, а все вопросы решаются на СМИДах. Председатель саммита сейчас Сенегал. А 38-й СМИД пройдет в Астане с 28 по 30 июня, с него начнется наше годичное председательство в этой структуре.

В рамках ОИК действует около 15—20 учреждений, занимающихся различными вопросами более узкого формата, — социально-экономические, исторические исследования, аналог ЮНЕСКО Исламская образовательная, научная и культурная организация — ИСЕСКО и другие. В целом ОИК действует как любая региональная организация в соответствии с Уставом ООН. В 2005 году была принята программа действий до 2015 года. В ней обозначены все приоритеты, выстроен стратегический план движения организации.

Был принят новый устав, который вступит в силу после того, как две трети стран-участниц ратифицируют его. Пока он находится в процессе адаптации. По сравнению с ООН в этой организации еще не такие жесткие правила и процедуры, в этом направлении еще предстоит работа. Это единственная организация, объединяющая все страны исламской уммы, причем концепция организации претерпела определенную эволюцию. Ее полноправными членами стали такие государства, как Камерун, где всего 20% мусульман. Крупнейший донор — Саудовская Аравия, она вносит около 20% всех средств, там находится и штаб-квартира ОИК. Ну а Казахстан — самое большое по территории государство исламского мира.

Ежегодно на СМИДах ОИК принимается порядка ста резолюций по трем направлениям — политическому, торгово-экономическому и гуманитарному. В чем наши приоритеты? Мы планируем принять Астанинскую декларацию по итогам СМИДа. В нее по нашей инициативе войдет ряд моментов, представляющих интерес для Казахстана. Прежде всего, это касается безопасности. Мы хотим подчеркнуть, что в этом году отмечается двадцатилетие закрытия Семипалатинского полигона, что вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний является неотъемлемой частью глобального режима нераспространения ядерного оружия. Мы готовим месседж о том, что Казахстан совместно со своими соседями по региону создал уникальный прецедент образования зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. Эта тема актуальна для Ближнего Востока, и на недавней обзорной конференции ДНЯО в Нью-Йорке было принято решение провести конференции по зоне, свободной от ядерного оружия, на Ближнем Востоке в 2015 году. В этом смысле мы говорим, что ЗСЯО в Центральной Азии — хороший пример при обсуждении вопроса о создании такой зоны на Ближнем Востоке.

Мы говорим о том, что 22 страны из 57 стран — членов Организации Исламская конференция относятся к группе наименее развитых стран. Их нуждам и потребностям должно уделяться огромное внимание. Мы говорим о том, что, к сожалению, торговые инвестиции по линии Восток—Запад превалируют и зависимость достаточно большая. Почему бы не развивать торговое и техническое сотрудничество по линии Юг—Юг, то есть между государствами исламской уммы и шире — в целом по развивающемуся миру? Уже есть определенные предложения, документы и наработки на этом направлении, но мы считаем, что необходимо более активно стимулировать процесс развития взаимных инвестиций между членами организации.

Субрегион Центральной Азии представляет сегодня большой геополитический и экономический интерес. Проведение СМИДа в Астане позволит привлечь внимание исламских организаций к Казахстану, к Центральной Азии. Мы сейчас развиваем исламский банкинг. Хотим привлечь внимание к нуждам и проблемам стран Центральной Азии. Мы полностью поддерживаем инициативу генерального секретаря ОИК о создании программы по Центральной Азии. Планируется создание реестра проектов по таким странам, как Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан, куда страны извне могли бы инвестировать финансы.

Конечно, для нас важны вопросы диалога между Востоком и Западом. Казахстан здесь имеет конкретные наработки. В 2008 году у нас проходила министерская встреча «Общий мир: прогресс через разнообразие», куда мы приглашали группу министров исламских государств и министров западных стран. Получился хороший диалог. У нас прошло три съезда лидеров мировых религий. Опираясь на собственный опыт толерантности и межнационального диалога, мы хотим предложить модель сотрудничества и начать сближать позиции Запада и исламского мира. Во многих исламских государствах зародились замечательные инициативы. Как, например, диалог цивилизаций — иранская инициатива. В Пакистане — концепция просвещенной умеренности. Все эти инициативы важны и они взаимно дополняют друг друга. Наша инициатива «Съезд религий» тоже важна. Сегодня ООН признала в качестве объединяющей турецко-испанскую инициативу — идею «Альянса цивилизаций». Специальный секретариат создан в Нью-Йорке. Мы входим в число друзей этой организации. Мы считаем, что наши общие усилия могут быть более рельефно показаны в рамках этой инициативы. Кроме того, Казахстан инициировал три важные резолюции, которые уже предварительно одобрены. СМИД работает таким образом: сначала проводятся две встречи Старших должностных лиц (СДЛ), на которых получают одобрение все решения мероприятия. В апреле и мае на протяжении двух недель шли бурные дебаты в Джидде, в штаб-квартире ОИК в Саудовской Аравии, под председательством нашего замминистра иностранных дел, проводившего всю координационную работу, так называемый драфтинг. Нам удалось снять проблемы по целому ряду резолюций.

— Чему будут посвящены наши резолюции?

— Мы предложили резолюцию о 29 августа — Международном дне действий против ядерных испытаний и вступлении в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Внесли резолюцию по объединению усилий стран ОИК по противодействию незаконному обороту наркотиков, поступающих из Афганистана. Афганская сторона принимала активное участие, мы вместе готовили текст. До сих пор не было конкретной резолюции в рамках ОИК по наркотикам из Афганистана. Мы ее сделали. Мы сделали также отдельную резолюцию о взаимодействии между ОИК и рядом региональных организаций. Наметили в ней фокус на укрепление связей ОИК и ОБСЕ с учетом нашего председательства в этой организации. Сделали упор на взаимодействии между ОИК и Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии — это тоже наша инициатива.

Кроме того, в Мекканской программе действий до 2015 года была заложена идея о переименовании организации и изменении ее символов. В рамках СДЛ такое решение о переименовании было принято, формально оно будет приниматься на 38-м СМИДе ОИК в Астане. Для нас это большая честь. ОИК была создана в 1969 году в Рабате, после поражения арабских стран в войне 1967 года. Это была попытка объединиться вокруг главной проблемы того времени — ближневосточной. Сейчас задачи и смысл организации изменились, и ее новое название будет звучать так — Организация исламского сотрудничества. Будут также приняты и одобрены новые флаг и символ организации. Мы рады, что все это произойдет в Астане. Что же касается ближневосточного урегулирования, то оно остается важнейшим приоритетом организации. По этой теме будет принят ряд резолюций. Сейчас палестинская администрация лоббирует принятие резолюции в отношении суверенитета и независимости Палестины в рамках ООН. Поддержка этим усилиям имеется. Позиция Казахстана по вопросам ближневосточного урегулирования известна. Мы присоединяемся к той солидарности, которая есть в рамках этой организации.

— Какие различия между ОИК и ОБСЕ с точки зрения функционирования этих организаций? В какой мере казахстанский опыт председательства в ОБСЕ может быть применим к работе в ОИК?

— В начале нашего председательства в Организации Исламская конференция центральным событием будет выступление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который даст оценку ситуации в мире и регионе, даст обзор проблем, с которыми мы сталкиваемся, и предложит стратегическое видение дальнейшего движения вперед. Глава Казахстана придаст свое видение нашей деятельности. Так было и в начале нашего председательства в ОБСЕ, а по результатам председательства лидерство нашей страны и ее президента получило мировую поддержку и понимание.

Организационные процедуры, методы и правила работы отличаются в ОБСЕ и в ОИК. Эти организации отличаются по своим подходам к решению тех или иных задач. Приведу пример. Казахстан был председателем ОБСЕ, и министр иностранных дел получал статус действующего председателя ОБСЕ. Это единственный человек, уполномоченный ездить по регионам и странам и высказывать одобрение и критику в отношении безопасности, гуманитарных проблем и прав человека. Это весомая роль. Что касается председателя страны, председательствующей в ОИК, то такие функции там не оговорены. Фактически функции рупора организации исполняет генеральный секретарь, который и выступает от имени организации. «Второй шапки» у министра иностранных дел в рамках ОИК не будет. Естественно, во время своих визитов мы будем отдавать предпочтение двусторонним встречам с представителями стран исламского мира. Мы имеем мандат говорить со странами региона или от их имени с другими регионами мира.

У ОИК нет никаких миротворческих структур, которые могли бы активно вмешиваться в решение конфликтов. Сейчас эту тему активно поднимает генеральный секретарь и хочет создать отдельный миротворческий департамент ОИК, который бы предоставил мандат направлять миссии в регионы, например для сбора данных в горячих точках. Такая потребность возникла — Сирия, Ливия, Йемен. Но консенсуса по этому вопросу пока нет. Многие страны считают, что нет необходимости в таком мандате. Надо признать, что пока есть определенная заторможенность в деятельности ОИК и есть проблема ее соответствия тем процессам, которые происходят в мире. Надеюсь, астанинская площадка станет хорошей возможностью для обсуждения этих проблем. Впервые в рамках астанинской встречи проблемы будут обсуждаться в интерактивном формате. Мы по предложению секретариата ОИК посвятим специальную сессию встрече министров в интерактивном формате. Это будет попытка оторвать министров от домашних заготовок, от текстов выступлений.

Еще одним проявлением лидерства Казахстана и нашего президента я считаю то, что мы получили много просьб от государств Евросоюза об участии в этом мероприятии. В его работе примут участие председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы, министр иностранных дел Австрии, которая имеет тесные связи с исламским миром, министры иностранных дел Таиланда, Словении, спецпосланник президента США при ОИК, высокие представители Великобритании, России и многих других стран и международных организаций. Интерес в мире в целом и на Западе, в частности, к ОИК как важнейшей организации исламского мира растет, соответственно растут и возможности ОИК в решении международных проблем.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности