Председательство Казахстана в ОИК: проблемы и перспективы

Казахстанское председательство в СМИД ОИК создает благоприятные условия для решения тех задач, которые ставит перед собой эта организация

Председательство Казахстана в ОИК:  проблемы и перспективы

Организация Исламская конференция (ОИК) охватывает широкий спектр проблем международного сотрудничества, включая вопросы политического, социально-экономического, культурного и научно-технического взаимодействия. Кроме того, важнейшими целями организации являются создание условий для устойчивого развития стран-членов.

Как известно, в ОИК существует разветвленная организационная структура — саммит, совет министров иностранных дел, постоянные комитеты, исполнительные комитеты, международный суд, комитет постоянных представителей, генеральный секретариат, постоянный комитет по правам человека и другие. Также существует значительное число субсидиарных органов, специализированных и аффилированных институтов. Например, Исламский банк развития, ИСЕСКО (аналог ЮНЕСКО), Всемирная исламская академия наук, несколько исламских университетов и т.д.

Саммит в соответствии с уставом проводится раз в три года, а совещания министров иностранных дел (СМИД) — ежегодно. Из-за политических катаклизмов в Египте в начале этого года был отменен запланированный на середину марта в Шарм-эль-Шейхе 12-й саммит ОИК. Очередной СМИД запланирован на 28—30 июня этого года в Астане.

В ОИК предусмотрено двухуровневое председательство — на саммите глав государств и правительств и на уровне министров иностранных дел. На 38-й министерской встрече в Астане Казахстан станет председателем СМИД стран — членов ОИК.

Европейский опыт  для арабских проблем

Очевидно, что председательство Казахстана в ОИК выпадает на один из сложных этапов, переживаемых мусульманским сообществом.

Основные дебаты разворачиваются вокруг острых проблем международной и региональной безопасности. Прежде всего это застаревший клубок ближневосточных проблем — арабо-израильский конфликт, внутрипалестинские и межарабские противоречия, а также разногласия других стран-членов.

Кроме того, противоречивые события на Ближнем Востоке — смена политических режимов в Тунисе и Египте, гражданский конфликт в Ливии, обострившиеся конфликты в Сирии, Йемене и ряде других стран. Перманентно актуальны проблемы Афганистана, ситуация вокруг иранской ядерной программы, нестабильность в Ираке и Судане, напряженность в Кашмире и вокруг Нагорного Карабаха, рост военных расходов и милитаризация, растущая международная террористическая активность, сотрясающая прежде всего исламский мир, — все это в повестке дня актуальных проблем мусульманского мира. Из года в год документы саммитов и СМИД ОИК пронизаны серьезной озабоченностью этими вопросами.

Казахстан, имея опыт председательства в ОБСЕ в 2010 году, уже анонсировал ряд своих приоритетов на международной арене, связанных с международной стабильностью и безопасностью, активизацией экономических связей и дальнейшим развитием межкультурного и межконфессионального диалога.

Как и ОБСЕ, ОИК — это диалоговая площадка, объединяющая страны, в том числе географически отдаленные друг от друга, находящиеся на разных континентах. Спектр задач в ряде ключевых сфер во многом похож. Это вопросы международной безопасности, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. Но пространство ОБСЕ сравнительно более однородно. Основную группу в ОБСЕ составляют европейские государства, которые разделяют общие ценности, сопоставимы по социально-экономическим, культурным и политическим показателям. В то же время страны — члены ОИК более дифференцированы по этим параметрам и составляют несколько групп государств.

Как отметил генсек ОИК Экмеледдин Ихсаноглу 2 декабря 2010 года на саммите ОБСЕ в Астане, «обе организации занимаются вопросами международного мира, безопасности и развития, сфера сотрудничества ОБСЕ и ОИК весьма обширная». «Нам необходимо в полной мере использовать эту возможность, придавая импульсы нашему сотрудничеству на основе расширения взаимодействия и консультаций», — сказал генсек ОИК.

Вместе с тем институт председательства в ОБСЕ и ОИК имеет различия. Роль генерального секретаря и секретариата в ОИК является более весомой и значимой, нежели в ОБСЕ. В ОИК в отличие от ОБСЕ существует устав, обновленная версия которого была утверждена на 11-м саммите организации в Дакке в марте 2008 года.

Коллегиальность и преемственность в деятельности ОИК в соответствии с уставом обеспечивается функционированием Исполнительного комитета ОИК, который составляют председатели принимающих стран настоящего, предыдущего и будущего саммитов и СМИД, а также страны, где расположена штаб-квартира секретариата ОИК (Саудовская Аравия) и генеральный секретарь. В ОБСЕ в этих целях существует институт «тройки», куда Казахстан входит в этом году.

Программы, резолюции  и действия

Процедурно председательство в СМИД ОИК — это отработанная практика, в рамках которой принимающая страна вырабатывает совместно с другими членами исполкома и генеральным секретарем общую повестку дня.

В соответствии с десятилетней программой действий ОИК намерена повысить свою роль в поддержании безопасности, мира и содействии разрешению конфликтов в государствах-членах.

Учитывая напряженность на Ближнем Востоке, очень важным вопросом в повестке дня ОИК является вопрос ядерного нераспространения. Организация стремится активно участвовать в миротворческом процессе и внести посильный вклад в разрядку напряженности в этом вопросе. Приветствуя пакистано-индийский диалог в этой сфере, ОИК подтверждает право каждой страны на развитие мирного атома.

ОИК приняла несколько резолюций в поддержку инициативы об установлении на Ближнем Востоке безъядерной зоны. Излишне объяснять, насколько сложный это вопрос.

Как известно, США и другие западные страны вовлечены в конфликт с Ираном по вопросу его ядерной программы, в то время как мусульманский мир озабочен тем же вопросом, но в большей мере в отношении Израиля. В своих резолюциях ОИК подчеркивает право всех стран на развитие ядерной энергетики в мирных целях и призывает Израиль присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия и поставить все свои ядерные объекты под контроль всеобщего режима безопасности МАГАТЭ.

ОИК активно поддерживает создание зон, свободных от ядерного оружия в Африке, Юго-Восточной и Центральной Азии, что нашло отражение в соответствующих резолюциях.

События, произошедшие в странах Ближнего Востока в первой половине 2011 года, стали серьезным вызовом как для ОИК, так и для всего мирового сообщества.

Смена политических режимов в Тунисе, Египте, разразившийся гражданский конфликт в Ливии свидетельствуют о новом этапе противоречивого процесса политической и социальной модернизации в арабском мире, вовлекающего и другие мусульманские страны. Рост протестных настроений в Сирии, Саудовской Аравии, Йемене, Алжире, Бахрейне и Иране, анонсированные реформы в Иордании, Марокко и Судане, хотя отражают специфические особенности каждой страны, имеют общую подоплеку.

Прежде всего это активная роль растущего среднего класса и молодежи, не желающих мириться с устаревшими авторитарными методами правления, с сопутствующими явлениями в виде коррупции, непотизма, серьезно влияющими на экономический уклад этих стран. Авторитарные режимы с методами правления, характерными для второй половины XX столетия, оказались не готовы к новым вызовам, связанным с информационной, технологической глобализацией, с появлением новой энергичной прослойки людей, стремящихся жить по иным стандартам. Эти процессы неоднозначны и зачастую противоречивы, но их последствия будут иметь в обозримой перспективе серьезные геополитические тектонические сдвиги как на Ближнем Востоке, так и шире в мусульманском мире.

Ситуация в обширной зоне Пакистана и Афганистана остается крайне тревожной. В Центральной Азии нестабильность сохраняется в Киргизии, возросла террористическая активность в Таджикистане. В региональном контексте уязвимо положение в водном, энергетическом, транспортно-транзитном секторах. Сложный период переживают отношения Узбекистана и Таджикистана из-за комплекса водно-энергетических вопросов. ОИК с пониманием относится к проблемам, испытываемым обеими странами, и стремится снизить остроту противоречий в этом вопросе. СМИД ОИК, прошедший в Душанбе 20 мая 2010 года, в итоговом документе поддержал инициативу Таджикистана объявить 2012 год Международным годом экономного использования водных ресурсов. Такая постановка вопроса правомерна, так как в регионе важнейшей проблемой остается эффективность использования водных ресурсов. В целом отношения между некоторыми членами ОИК далеки от принципов исламской солидарности.

Разделенная умма

Как отмечалось еще на саммите в Мекке в 2005 году, мусульманский мир стоит перед серьезными политическими, социально-экономическими, культурными и научными вызовами, затрагивающими его единство, спокойствие, безопасность и развитие. Государствам — членам ОИК требуется решительное сотрудничество и принятие необходимых инициатив, для того чтобы достойно встретить и преодолеть эти вызовы.

В числе основополагающих целей ОИК всегда была защита и поддержка мусульманских общин в мире. Поэтому секретариат ОИК осуществляет мониторинг положения мусульман в разных странах мира, проблем и трудностей, с которыми они сталкиваются в политической, социальной и экономической жизни. Ряд резолюций ОИК отражают озабоченность по соблюдению прав мусульман в Китае, в частности в Синьцзяне. Подобная озабоченность распространяется на положение мусульманских общин в Индии, Таиланде, Эфиопии, на Филиппинах и в ряде других стран. Вместе с тем ОИК стремится придерживаться международных норм и принципа невмешательства во внутренние дела других стран.

Борьба с экономическим отставанием и бедностью одна из важнейших задач организации на ближайшее десятилетие. Социально-экономические и политические контрасты в мусульманском мире наглядно иллюстрируют сложности, испытываемые странами ОИК, одновременно претерпевающими серьезную трансформацию традиционных структур и модернизацию.

Существуют ощутимые диспропорции в уровне развития, жизни, доходов и образования стран ОИК. Демографический рост в ряде стран ОИК серьезно сказывается на уровне, качестве и доступности медицинских услуг, создает большие трудности в социально-экономическом развитии, влияет на уровень безработицы. С этими вопросами тесно корреспондирует проблема нелегальной миграции.

Нурсултан Назарбаев, выступая на открытии VII Всемирного исламского экономического форума в Астане, обратил внимание на то, что на фоне других динамично развивающихся регионов мира отставание в устойчивом развитии многих мусульманских стран особенно заметно. Сегодня исламский мир, насчитывающий почти полтора миллиарда человек, не является единым монолитом. Ислам как религия имеет единые корни, но мир ислама состоит из разных регионов, имеющих порой диаметрально противоположные модели развития.

Условно, в ОИК существует группа арабских стран, азиатская и африканская группы, две страны Гайана и Суринам в Латинской Америке. 22 государства-участника, так называемые наименее развитые страны, а это практически вся африканская группа, наряду с рядом других стран-членов страдает от этих проблем. В то же время группа состоятельных членов ОИК, прежде всего арабских стран, — в числе главных доноров беднейших государств мусульманского мира.

Группа влиятельных членов ОИК — Саудовская Аравия, Турция, Египет, Иран, Сирия, Пакистан, Индонезия и ряд других — финансово и политически оказывают существенное воздействие на деятельность ОИК. В этом контексте не стоит переоценивать роль председателя организации. Уставом закреплен принцип консенсуса при принятии решений. Если консенсус не достигается, решение принимается большинством в 2/3 голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

Казахстанский подход

Очевидно, что в период председательства Казахстана в ОИК, перенявшего эту эстафету у Таджикистана, будет еще более выраженное внимание к Центральной Азии и смежным зонам. Активизация торгово-экономического сотрудничества, расширение транзитно-транспортного потенциала стран-членов, социально-экономическая реабилитация Афганистана — актуальные для ОИК вопросы. В условиях нестабильности мировых финансовых рынков и валютных войн возрос интерес к исламскому банкингу, и не только лишь со стороны мусульманских стран.

Учитывая позиционирование Казахстана в вопросе ядерного нераспространения, Астана, вполне вероятно, вновь озвучит с трибуны ОИК свое видение решения этих проблем.

Очевидно, что председательство в ОИК будет сопровождаться инициативами в сфере продвижения идей межконфессионального и межцивилизационного диалога. Десятилетняя программа действий отмечает, что диалог между цивилизациями, построенный на взаимоуважении и взаимопонимании, равенстве между народами, является необходимой предпосылкой для международного мира и безопасности, толерантности, мирного сосуществования и участия в выработке механизма для такого диалога. Ставится задача обеспечить участие ОИК и ее специализированных органов в качестве активного партнера в диалоге цивилизаций и религий, а также иных инициативах и усилиях в данной области.

Как известно, Казахстан уже проводил съезды мировых и традиционных религий, и с площадки ОИК могут быть вновь озвучены идеи терпимости в отношениях между конфессиями.

Безусловно, председательство в ОИК, участие в «тройке» ОБСЕ в 2011 году даст Казахстану шанс укрепить мосты взаимодействия между двумя структурами, а также усилить межкультурный диалог с целью противодействия проявлениям ксенофобии и исламофобии, расовой нетерпимости, адаптации мусульман в западных обществах.

Следует отметить, что в ранее принятых резолюциях ОИК нашли поддержку ряд казахстанских инициатив, в частности процесс Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), оказание помощи жителям Аральского и Семипалатинского регионов, пострадавших от ядерных испытаний.

В условиях возросшей роли мусульманских стран в мире активизация сотрудничества Казахстана с ОИК и его институтами открывает новые возможности по более эффективному решению проблем международной безопасности, улучшению торгово-экономического сотрудничества, культурному и информационному обмену.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?