Нурлан Смагулов, президент холдинга Astana Group

Нурлан Смагулов, президент холдинга Astana Group

В такой республике, как Казахстан, которая в основном представлена на сырьевом рынке, важно иметь идеологию, которая определяла бы отношение к среднему бизнесу. Если мы сами, средний бизнес, сформулируем понимание нашей роли, то сможем донести до правительства, до финансовых институтов, до контролирующих и фискальных органов, что такое средний бизнес, и заставить их посмотреть на нас под другим ракурсом.

Просить каких-то преференций, говорить о снижении налоговой нагрузки в лоб, пожалуй, было бы неправильно. Но я бы обратился в правительство с призывом взглянуть на средний бизнес как на потенциальную силу, которая создает рабочие места, вообще меняет формат экономики страны. Это сила, которая генерирует новации.

Нам нужно привить мысль, что средний бизнес — это надежда национальной экономики. Что это компании, которые работают в Казахстане и которые связаны с республикой, как никто другой. В кризис именно они, как пехота, первыми попадают под пули. В частности, под шквал банковских репрессий. И вот поэтому по ним нужна специальная программа.

В обществе нужно менять стереотипы. В нас, предпринимателях, не должны видеть людей, которые стали нуворишами, быстро разбогатели. Мне кажется, надо сосредоточить внимание социума совсем на других вещах. Пока у нас как о надежде говорят либо об МСБ, либо о «капитанах экономики» — о государственном секторе, который, к слову, очень сильно наступает сегодня на бизнес на всех фронтах.

Поскольку в этих государствах у нас много партнеров, я сейчас часто бываю в Японии и Южной Корее. И все время встречаю там ярких людей из бизнеса. Они мне рассказывают, как у них в свое время шло развитие. Что в Японии, что в Корее происходило когда-то примерно то же, что у нас сегодня, — они выбирали путь, которым они пойдут. У них в отличие от нас не было проблемы наличия нефти и металлов. Были только рыба и море, потому вопрос стоял острее: «Как вообще выживать?» Их власти наблюдали за ситуацией и думали, как им улучшить благосостояние, создав локомотивы экономики. В итоге они выделили из среднего бизнеса ряд лидеров по личностным качествам, репутации. Этим избранным создали очень большие преференции, которые можно считать весьма спорными, — это были налоги, протекция правительства и вообще общества. Этих людей попросту назначили локомотивами. Не все из избранных выжили. Но те, кто выжил, создали мировые бренды. Hyundai, Daewoo, Samsung в Корее; Toyota, Sony и прочие — в Японии. Это тоже один из вариантов развития экономики. В качестве идеи я хотел бы обратить внимание власти на опыт возникновения корейских чеболей или японских кайрэцу.

Наша проблема состоит в том, что у нас пока нет такого четкого фокуса, как у корейцев и японцев в свое время. У нас есть транснационалы. Не хочу их ругать. Повезло людям, что уж там. Работают. И, вероятно, неплохо работают, раз живы. И есть малый бизнес, который зарабатывает себе на хлеб насущный. И среди всего этого имеется средний бизнес с неоформленной идеологией. Но крепкой национальной экономики пока нет. Так вот, может, его до некоторой степени искусственно создавать? Может, ему сформировать тепличные условия?

Это лишь информация к размышлению. Я понимаю, что наше общество вряд ли это легко примет. В Японии или Корее, если правительство сказало, что вот они лидеры, это тут же стало для всех аксиомой. У нас общество социально обиженное, разнополярное. Объяснение, мне кажется, в том, что мы все — выходцы из постсоветского пространства. К богатству большинство относится негативно.

Есть, конечно, еще один вариант — дубайский. Но он, как мне видится, не очень для нас подходит.

И третий вариант эволюционный: все оставить как есть. Будем выживать в джунглях или как на Диком Западе. И кто выживет, тот выживет. Но ждать придется долго. Да и опасно это.

Я не пропагандист корейского пути. Я не говорю, что нужно что-то такое в моей отрасли — торговле — создавать. Но я просто предлагаю: может быть, в каких-то отдельных сегментах попробовать пойти этим путем?

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?