Нурлан Смагулов, президент холдинга Astana Group

Нурлан Смагулов, президент холдинга Astana Group

В такой республике, как Казахстан, которая в основном представлена на сырьевом рынке, важно иметь идеологию, которая определяла бы отношение к среднему бизнесу. Если мы сами, средний бизнес, сформулируем понимание нашей роли, то сможем донести до правительства, до финансовых институтов, до контролирующих и фискальных органов, что такое средний бизнес, и заставить их посмотреть на нас под другим ракурсом.

Просить каких-то преференций, говорить о снижении налоговой нагрузки в лоб, пожалуй, было бы неправильно. Но я бы обратился в правительство с призывом взглянуть на средний бизнес как на потенциальную силу, которая создает рабочие места, вообще меняет формат экономики страны. Это сила, которая генерирует новации.

Нам нужно привить мысль, что средний бизнес — это надежда национальной экономики. Что это компании, которые работают в Казахстане и которые связаны с республикой, как никто другой. В кризис именно они, как пехота, первыми попадают под пули. В частности, под шквал банковских репрессий. И вот поэтому по ним нужна специальная программа.

В обществе нужно менять стереотипы. В нас, предпринимателях, не должны видеть людей, которые стали нуворишами, быстро разбогатели. Мне кажется, надо сосредоточить внимание социума совсем на других вещах. Пока у нас как о надежде говорят либо об МСБ, либо о «капитанах экономики» — о государственном секторе, который, к слову, очень сильно наступает сегодня на бизнес на всех фронтах.

Поскольку в этих государствах у нас много партнеров, я сейчас часто бываю в Японии и Южной Корее. И все время встречаю там ярких людей из бизнеса. Они мне рассказывают, как у них в свое время шло развитие. Что в Японии, что в Корее происходило когда-то примерно то же, что у нас сегодня, — они выбирали путь, которым они пойдут. У них в отличие от нас не было проблемы наличия нефти и металлов. Были только рыба и море, потому вопрос стоял острее: «Как вообще выживать?» Их власти наблюдали за ситуацией и думали, как им улучшить благосостояние, создав локомотивы экономики. В итоге они выделили из среднего бизнеса ряд лидеров по личностным качествам, репутации. Этим избранным создали очень большие преференции, которые можно считать весьма спорными, — это были налоги, протекция правительства и вообще общества. Этих людей попросту назначили локомотивами. Не все из избранных выжили. Но те, кто выжил, создали мировые бренды. Hyundai, Daewoo, Samsung в Корее; Toyota, Sony и прочие — в Японии. Это тоже один из вариантов развития экономики. В качестве идеи я хотел бы обратить внимание власти на опыт возникновения корейских чеболей или японских кайрэцу.

Наша проблема состоит в том, что у нас пока нет такого четкого фокуса, как у корейцев и японцев в свое время. У нас есть транснационалы. Не хочу их ругать. Повезло людям, что уж там. Работают. И, вероятно, неплохо работают, раз живы. И есть малый бизнес, который зарабатывает себе на хлеб насущный. И среди всего этого имеется средний бизнес с неоформленной идеологией. Но крепкой национальной экономики пока нет. Так вот, может, его до некоторой степени искусственно создавать? Может, ему сформировать тепличные условия?

Это лишь информация к размышлению. Я понимаю, что наше общество вряд ли это легко примет. В Японии или Корее, если правительство сказало, что вот они лидеры, это тут же стало для всех аксиомой. У нас общество социально обиженное, разнополярное. Объяснение, мне кажется, в том, что мы все — выходцы из постсоветского пространства. К богатству большинство относится негативно.

Есть, конечно, еще один вариант — дубайский. Но он, как мне видится, не очень для нас подходит.

И третий вариант эволюционный: все оставить как есть. Будем выживать в джунглях или как на Диком Западе. И кто выживет, тот выживет. Но ждать придется долго. Да и опасно это.

Я не пропагандист корейского пути. Я не говорю, что нужно что-то такое в моей отрасли — торговле — создавать. Но я просто предлагаю: может быть, в каких-то отдельных сегментах попробовать пойти этим путем?

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее