Старые планы на новый лад

Банки пока придерживаются среднесрочного планирования деятельности и не заглядывают далеко вперед

Старые планы на новый лад

Одним из видимых признаков кризиса в банковском секторе стало исчезновение с корпоративных сайтов банков информации о стратегии развития. Сегодня фининституты сообщают зашедшим на сайт клиентам или случайным пользователям о своей миссии, принципах, ценностях, но почти не встретишь детальных перспективных планов на несколько лет, с цифрами, сроками, как это было до глобального кризиса. Лишь немногие банки раскрывают свои стратегии. Просматривая сайты крупных БВУ, я нашла именно стратегии (не миссию и не принципы, может быть, являющиеся частью стратегии, но все же не стратегии) только у четырех финорганизаций — Казкоммерцбанка, Нурбанка, Цеснабанка и Сбербанка. Кстати, у последнего она занимает несколько страниц и отличается детальной проработкой всех направлений бизнеса и обозначением стратегической цели — достижения рыночной доли в 5%.

В то же время нельзя, конечно же, связывать здоровье или нездоровье банка с наличием или отсутствием на его сайте стратегического плана развития. Тем более, как выяснилось, у тех игроков, которые не публикуют информацию о своих планах, стратегии развития все же есть. Почему они их не обнародуют, это уже другой вопрос. Вот что, например, говорит по этому поводу председатель правления Евразийского банка Майкл Эгглтон: «Мне бы не очень хотелось, чтобы другие банки в подробностях знали, какова моя стратегия. Но у меня всегда есть план на три года и в него вносятся поправки каждые полгода».

Как сообщили «Эксперту Казахстан» в Альянс Банке, который ограничился как раз публикацией своей миссии, «стратегия развития на 2010—2013 годы была утверждена советом директоров 19 марта 2010 года. Первый этап реализации стратегии включал в себя процесс реструктуризации банка и был завершен в 2010 году. Второй этап предполагает достижение конкретных стратегических целей, направленных на реализацию видения перспектив будущего развития».

На сайте Стратег.ру, сетевом издании о стратегии, говорится, что управление современным банком — это управление развитием банка, управление расширением списка финансовых инструментов, разворачиванием банковской сети в регионах, выстраиванием конкурентной политики, развитием коммуникационных стратегий. «Можно с уверенностью сказать, что сегодня выживают и укрепляют свои позиции банки, которые потратили усилия на выработку стратегий и представили публичную версию стратегий — ту часть, которую они предъявляют своим клиентам, конкурентам и партнерам», — пишет автор статьи.

Впрочем, стратегия — не нечто застывшее, она постоянно перерабатывается в соответствии с изменившимися условиями ведения бизнеса, которые, в свою очередь, связаны с экономической ситуацией на внутреннем и внешнем рынках. «Долгосрочные планы развития банка самым тесным образом связаны с долгосрочными прогнозами развития экономики и банковского сектора Казахстана. Сегодняшние условия дают возможность делать среднесрочные прогнозы с достаточно большой степенью уверенности, что позволяет банку строить стратегические планы в среднесрочной перспективе, тогда как в условиях перманентного кризиса средне- и долгосрочное планирование теряет эффективность», — уверены в Альянс Банке.

Все ушли в розницу

Если в начале нулевых большинство банков специализировалось на обслуживании корпоративных клиентов, то в 2006—2007 годах почти все крупные игроки объявили о развитии розничного бизнеса. Стало понятно, что кредитование населения имеет хорошие перспективы роста и благодаря этому банк может нарастить активы, увеличить свою долю на рынке, к тому же розничное кредитование обеспечивает более высокие доходы. Банки предложили ипотечные кредиты на приобретение недвижимости, потребительские займы, а также беззалоговые. БТА Банк открыл дочернюю организацию — БТА Ипотека. Альянс Банк сосредоточился на кредитовании населения, что позволило ему очень быстро нарастить активы и войти в пятерку крупнейших банков страны. Накануне кризиса он стал третьим по размеру активов. Казкоммерцбанк начал развивать розничный бизнес под брендом «Казком». Другие игроки — и крупные, и средние — также последовали по пути развития розницы.

Еще одним направлением бизнеса стало наращивание портфеля займов малому и среднему бизнесу. Банки заявляли о своих стратегиях развития как универсальных кредитных организаций. Отличия были только в доле каждого сегмента: одни занимались розницей и МСБ в качестве дополнения к корпоративному бизнесу, другие, например АТФ Банк (до продажи Uni Credit Group), позиционировали себя как кредитные учреждения для МСБ. Альянс Банк, как говорилось выше, стал лидером в потребительском и беззалоговом кредитовании.

На фоне сравнительно дешевого внешнего фондирования, роста цен на недвижимость, увеличения потребительского спроса такая стратегия с упором на розничный бизнес оказалась очень успешной. Активы банковского сектора до кризиса росли в среднем почти на 100% в год. Чем это закончилось, сейчас все знают, но тогда казалось, что банки попали «в десятку».

«До кризиса в Казахстане большими темпами росли кредитные портфели банков, при этом не уделялось должного внимания риск-менеджменту и контролю за целевым использованием кредитных средств. Это привело к неадекватной оценке кредитного риска и последующим финансовым убыткам, связанным с доформированием провизий и падением стоимости залогового обеспечения», — вот как в Альянс Банке характеризуют развитие банковского сектора в докризисный период.

Еще одним стратегическим направлением банки, особенно крупные, избрали экспансию на зарубежные рынки. В частности, БТА ставил перед собой задачу до 2015 года стать одним из крупнейших финансовых институтов в СНГ. Другие банки также выходили на рынки СНГ, в основном российский. Сегодня новые возможности для казахстанских банков открывает Таможенный союз.

Лицом к клиенту

Кризис заставил на время забыть о ранее принятых долгосрочных планах и решать краткосрочные задачи.

«В последние три года у нас была четкая антикризисная стратегия, которая строилась на трех вещах: первое — ликвидность, второе — качество активов, третье — сокращение операционных расходов. Почему на ликвидности в первую очередь? Потому что пик внешних погашений у нас приходился на восьмой-девятый годы. За этот период банк выплатил больше половины внешних обязательств, в результате все долги погасили в срок, без задержек, что потребовало достаточно серьезных усилий. Второе — операционная эффективность. Во время кризиса люди сокращают расходы и затягивают пояса, то же сделал и банк. Обычно операционная эффективность банков измеряется коэффициентом отношения расходов к доходам, и этот коэффициент у нас снизился с 16% до 12% за один 2009 год. Что является в целом очень низким показателем, если сравнивать наш банк с другими аналогичными банками в целом в развивающейся экономике», — рассказывает управляющий директор Казкоммерцбанка Сергей Мокроусов.

Сейчас наступило время для обозначения своего видения будущего. По словам г-на Мокроусова, банки находятся в поиске новых возможностей. «Мы также пытаемся понять, куда пойдет рынок, каким он будет через несколько лет, как дальше развиваться, кредитовать экономику, улучшать сервис, какие новые продукты предложить клиентам», — конкретизирует он.

Что бросается в глаза при ознакомлении с опубликованными стратегиями развития? Банки заявляют о своей универсальности, опоре на внутреннее фондирование, клиентоориентированности. Из последнего вытекают такие направления, как улучшение качества сервиса, внедрение новейших технологий обслуживания, в том числе различных методик оценки рисков, которые позволят ускорить принятие решений и снизить риски, развитие филиальной сети и тому подобное. Некоторые банки с оглядкой на текущий момент в качестве стратегических планов заявляют о снижении расходов и работе с проблемным портфелем.

Так же, как и до кризиса, универсальность каждым банком понимается по-своему. Какие-то банки делают упор на сбалансированном развитии всех сегментов, другие, не отказываясь от корпоративного бизнеса, позиционируют себя как банк для МСБ и розничных клиентов.

У многих игроков вновь просыпается интерес к рознице. Например, Евразийский банк приобрел у французского Сосьете Женераль микрокредитную организацию «Просто кредит» с целью развития розничного бизнеса. «Корпоративный бизнес будет одним из наших основных фокусов. Но здесь показатели, скорее всего, меняться не будут, потому что у нас и так уже очень много корпоративного бизнеса. И по мере роста баланса банка МСБ останется на том же уровне, с небольшим ростом. Но при этом мы планируем наращивание розничного бизнеса. Для этого потребуются новые РКО, новые банкоматы, новые точки продаж, улучшение качества обслуживания. Я думаю, стратегия будет направлена именно на это», — рассказал «Эксперту Казахстан» глава Евразийского Майкл Эгглтон.

В Альянс Банке также хотят вернуться к этому сегменту. «В 2011—2012 годах планируется наращивание доли розничного бизнеса в кредитном портфеле, что связано с имеющимися конкурентными преимуществами — широкой филиальной сетью, опытом работы с населением, положением банка с главным акционером в лице государства», — сказали нам в банке. Аналитики Альянса оценивают емкость розницы в текущем году на уровне 500—700 млрд тенге. В то же время банк продолжит работать и с корпоративными клиентами, и с МСБ. Доля кредитов малому и среднему бизнесу, как подсчитали в Альянсе, к концу 2011 года достигнет 55% портфеля. В дальнейшем планируется эту долю уменьшить, но не менее чем до 40%.

«Оживление в экономике, наметившийся рост сделок на рынке недвижимости позволяет нам ожидать по итогам нынешнего года роста спроса на кредиты со стороны предпринимателей и населения. Мы готовы кредитовать население и МСБ как из государственных средств, так и из собственных. На наш взгляд, продолжится рост базы розничных депозитов», — таковы прогнозы Казкоммерцбанка.

Мы хотели написать о посткризисных стратегиях развития банковского сектора на примере отдельных БВУ (скажем, согласившихся поделиться с нами своими планами). На первый взгляд в главном, то есть в направлениях бизнеса, эти стратегии мало изменились. И все же кризис оставил отпечаток: банки намерены тщательно подходить к оценке клиентов и не планируют каких-то безумных цифр роста активов, кредитного портфеля. Время для этого пока не настало.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности