Банк в Интернете

Банк в Интернете

По мнению заместителя председателя правления АО «Альянс Банк» Аскара Бишигаева, интернет-сервисы для банка — хорошее конкурентное преимущество.

— Что дают банку интернет-проекты?

— Электронные платежные механизмы в сети Интернет в несколько раз дешевле, нежели традиционные формы обслуживания в офисе или посредством банкомата. Ведь в стоимость работы расчетно-кассовых отделений банк закладывает средства на создание и оформление отделения, обучение персонала, заработные платы cотрудников, оборудование и так далее. А банкомат — это достаточно сложное и дорогое устройство, обслуживание которого тоже обходится недешево: оплата труда штата технических специалистов, ежемесячная инкассация, расходы на связь и прочее. В случае же с интернет-банкингом себестоимость услуг уменьшается в несколько раз, ведь у клиента уже есть компьютер и доступ в Интернет, мы ему предоставляем только возможность войти на портал и произвести нужные ему операции со счетами: платежи или переводы.

Но, конечно же, общение клиента с банком начинается все-таки очно. Клиент все равно должен прийти в банк и предъявить соответствующие документы, открыть счет, поскольку речь идет о деньгах клиента, и мы обязаны обеспечить необходимый уровень доверия и безопасности.

— Какие новшества в этой сфере вы внедрили за последние несколько лет?

— В сентябре 2010 года мы первыми среди казахстанских банков предоставили такую услугу, как handy-pay — управление расчетным счетом через мобильный телефон, посредством SMS-команд. Интересным направлением для развития мы также считаем платежные системы. Пару недель назад мы запустили систему KZM, которая в определенном смысле является этапным проектом для Казахстана. В KZM можно отплачивать широкий спектр услуг — в системе пока порядка 40 поставщиков услуг, а также покупать товары в интернет-магазинах. Строго говоря, это платформа, где обмен средствами проходит между интернет-кошельками. В настоящее время система находится в стадии улучшения и разработки, но мы уже сейчас видим, что у нее большой потенциал развития. Так, уже буквально на днях появится возможность переводить средства из кошельков системы KZM в кошельки российских платежных систем : Яндекс-деньги и WebMoney. Этот сервис удобен в первую очередь для казахстанцев, пользующихся международными платными интернет-услугами, поскольку сегодня пополнение электронного кошелька из Казахстана представляет определенные трудности. А мы предлагаем полноценную платежную систему на уровне банка. Клиент понимает, что платеж проводит банк и в случае возникновения проблем банк будет обязан их разрешить. Это повышает доверие к платежной системе.

— Это не часть интернет-банкинга?

—Нет, интернет-банкинг это другая система, рассчитанная на клиентов банка, у которых уже есть счета международных платежных систем VISA и MasterCard. Для пользования платежной системой иметь карточные счета необязательно. KZM еще можно назвать более открытой платежной системой.

— Насколько такие проекты сегодня востребованы рынком?

— Какие факторы влияют на выбор клиентом того или иного банка? Первый — это тарифы. Второй — качество обслуживания. И, наконец, третий — пакет предложенных услуг. У нас 15 более или менее крупных банков второго уровня. Сейчас тарифы уже начинают выравниваться. Обслуживание через Интернет, новые сервисы, предоставляющие клиенту новые возможности — это достаточно серьезное конкурентное преимущество. Появление в Интернете не только корпоративных сайтов банков, но полноценных, если можно так выразиться, электронных офисов, порталов, банковских платежных систем — это мировой тренд, оставаться в стороне от него все равно что пытаться игнорировать технический прогресс — не пользоваться сотовым телефоном или электронной почтой. Надеюсь, аналогия понятна. Здесь нельзя опаздывать.

— Можно ли говорить о том, что в стране уже достаточное количество потенциальных пользователей таких сервисов?

— Обычно взрывной рост пользования услугами в Интернете начинается, когда 20% взрослого населения становятся пользователями Всемирной сети. Мы достигли этих показателей около полутора лет назад и сейчас можем наблюдать рост числа сервисов в сети. Рынок созрел и готов к появлению электронных платежных систем, вообще к электронной коммерции. Так, граждане уже полностью привыкли, например, к e-билетами авиакомпании Air Astana. А ведь еще пять лет назад, когда я работал в «Казахтелекоме» над запуском услуги широкополосного доступа в Интернет «Мегалайн», шли жаркие споры, будет ли востребована такая услуга. Сейчас доходы от «Мегалайн» составляют до половины выручки этого оператора.