Шанс внутреннего

Половина казахстанцев намерены провести отпуск дома или на даче. Это дает шанс для развития отечественной индустрии отдыха и внутреннего туристического продукта

Не нужен нам берег турецкий...
Не нужен нам берег турецкий...

В начале июля Институт политических решений (ИПР) обнародовал итоги социологического опроса, проведенного в 14 областях Казахстана, а также в Астане и Алматы. Половина респондентов летний отдых решили провести дома или на даче. Жители южных регионов практически поголовно склонны отдыхать дома, а обитатели крупных городов все же подумывают о покупке путевки. На фоне нерадостных перспектив по выездному туризму каждый шестой казахстанец (или 17,6% опрошенных) предпочитает отдыхать на территории республики, к примеру на казахстанских курортах Алаколь, Боровое, Сарыагаш. Примечательно, что самые большие любители внутреннего туризма — астанчане (28,9%). Отдых же в ближнем и дальнем зарубежье менее привлекателен и менее доступен: на озере Иссык-Куль или Черном море намерены оказаться лишь 7,4% казахстанцев, на мировых курортах и того меньше — 5,9%.

Из-за того что казахстанцы отказываются покорять дальне страны, появился шанс для развития внутреннего туризма. Центров туризма и отдыха в РК предостаточно, но отсутствие инфраструктуры и высокие цены не позволяют их максимально загрузить.

Три причины

Директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова видит три основные причины снижения туристического трафика. «В мире неспокойно, поэтому многие потенциальные туристы предпочитают путешествиям отдых дома, на даче или на близлежащих курортах. Естественно, данная тенденция характерна и для Казахстана», — говорит эксперт.

Начавшиеся весной текущего года народные волнения в Тунисе, Египте, Ливии, Омане дестабилизировали обстановку во всей Северной Африке и на Ближнем Востоке. В начале февраля опять напомнил о себе пограничный спор между Камбоджей и Таиландом (Юго-Восточная Азия). В районе древнего храма Пра-Вихар (Преах Вихеар, Пхра Вихан) схлестнулись пограничные патрули двух государств. Экономические проблемы в Исландии, Ирландии, других государствах и банкротство Греции усложняют обстановку в Европе. Заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый считает, что происходящее влияет не только на события в регионах, но и на геополитическую ситуацию в целом.

Среди последствий числится и резкое снижение туристического и рекреационного трафика. Так, под угрозой срыва оказались сезоны на острове Крит, в Италии, Испании, из-за чего курорты этих стран стали резко снижать цены на путевки. Например, в первой половине июня неделя на Крите с перелетом, размещением в двухзвездочном отеле, страховкой и завтраками может обойтись москвичам всего в 97 евро, то есть около 4 тыс. рублей. Дополнительно заплатить придется только за визу. Однако и такой демпинг не спасает.

Не остались в стороне от тенденции и казахстанцы. По мнению г-жи Шайкеновой, вторая причина снижения трафика материальная. «Повсеместно растут цены на продукты питания, коммунальные услуги, товары первой необходимости. Следовательно, людям приходится на чем-то экономить, чтобы выжить. Легче всего куда-то не поехать и на сэкономленные деньги обеспечить первоочередные нужды», — продолжила глава ассоциации.

Действительно, начавшийся еще в прошлом году обвальный рост цен на продукты питания продолжился и в 2011 году. В январе этого года Агентство по защите конкуренции (АЗК) предложило ввести госрегулирование цен на продукты питания. А мажилис оперативно рассмотрел и принял соответствующий законопроект. За год (в феврале 2011 года по сравнению с февралем 2010 года) продукты подорожали на 13%. В частности, в начале февраля цены на молочную продукцию взлетели сразу на 40%, так что АЗК был вынужден начать расследование. Довольно быстро растут расходы казахстанцев на коммунальные услуги. Только в феврале тарифы на содержание жилья выросли на 3,9%, холодную воду — на 3,2%, канализацию — на 2,6%, центральное отопление — на 2,5%, вывоз мусора — на 2,3%, электроэнергию — на 2,2%, горячую воду — на 1,8%.

Третья причина, по словам г-жи Шайкеновой, в неадекватной реакции со стороны центров туризма. «Казахстанцы всегда охотно ездили в Кыргызстан на Иссык-Куль. Причем статистика неверно отражала туристический поток в эту страну, так как большинство ехали самостоятельно, не прибегая к услугам туристических компаний. Еще одним массовым направлением была Турция. Так вот, после двухгодичного перерыва, когда в Кыргызстане бушевали политические страсти, казахстанцы снова стали туда ездить. Как только поток увеличился, киргизская сторона подняла цены. Когда в Египте возник политический кризис, Турция на 10—30% повысила цены на отели. В результате стало меньше казахстанцев, желающих отдохнуть в этих государствах», — сетует г-жа Шайкенова. Подобный рост цен замечен также в Италии, Испании, Марокко, Греции, на Канарских островах. Цены на все перечисленные направления, по оценкам экспертов, выросли в среднем на 20%. В том же Кыргызстане рост цен на отдых стал происходить уже в прошлом году, когда после перерыва 2008—2009 годов казахстанцы снова стали ездить туда чаще. При этом качество сервиса и инфраструктуры остались на прежнем, мягко говоря, невысоком уровне.

Кто-то теряет, а кто-то находит

Снижение туристического трафика поставило в сложное положение казахстанских туристических операторов, то есть компании, занимающиеся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператоры разрабатывают туристские маршруты, обеспечивают функционирование туров и предоставление услуг, подготавливают рекламно-информационные издания, рассчитывают цены на туры и передают туры турагентам для их последующей реализации туристам.

«Туроператоры были вынуждены компенсировать высокие цены на отели за счет снижения тарифов на перелеты. В условиях, когда казахстанский рынок под завязку забит чартерными программами, туроператоры стали предлагать перелеты ниже себестоимости. Пример тому — маршрут Алматы — Анталья и обратно. Сейчас он предлагается по 180 долларов на человека при нормальной цене в 400 долларов. Следовательно, туроператоры, которые заказывают чартеры, проиграют», — подчеркнула г-жа Шайкенова.

Как правило, в летнее время резко увеличивается количество чартерных рейсов авиакомпаний. Для последних чартеры весьма выгодны, так как туроператор заранее выкупает у авиакомпании все места на самолете, что позволяет не закладывать в цену билета риски малого количества пассажиров, которые довольно велики при регулярных рейсах. На регулярных рейсах полет должен состояться, даже если на борту один-единственный пассажир. Билеты на чартеры не продаются в кассах — ими распоряжаются туроператоры. Ситуация же, когда в Анталью и обратно можно съездить за 180 долларов, свидетельствует о крайне низком спросе со стороны казахстанцев.

К чартерным программам авиакомпании готовятся за полгода. В частности, небольшие компании с целью хорошо заработать в летнее время берут в лизинг западные самолеты. Мощным участником чартерных программ являются турецкие авиакомпании, которые зачастую выигрывают конкуренцию у казахстанских коллег благодаря мощной поддержке со стороны туристической отрасли Турции.

Оттого что казахстанцы стали реже выезжать на отдых за рубеж, турагенты, то есть организации-посредники, занимающиеся продажей сформированных туроператором туров, внакладе, тем не менее, не останутся. «При минимальных издержках посредника они все равно получат максимальную маржу», — комментирует г-жа Шайкенова.

Не было бы счастья…

В условиях снижения выездного туризма растет доля внутреннего. Так, за 9 месяцев 2010 года внутренний туризм в Казахстане вырос на 15,7%. Об этом в начале декабря прошлого года сообщил вице-министр туризма и спорта РК Каирбек Ускенбаев. «С 2006 года динамика развития внутреннего туризма показывает стабильный рост, в среднем ежегодно на 4—5%. Единственный спад произошел в 2009 году на 4,6%», — сообщил г-н Ускенбаев. По данным на этот период, внутри Казахстана путешествовало 3,369 млн человек. Та же динамика сохранилась и в дальнейшем. По словам г-жи Шайкеновой, внутренний туризм по итогам 2010 года вырос на 25%.

Правда, структура роста носит специфический характер. В основном он приходится на продажу туров выходного дня. «Это когда люди выезжают в пятницу, чтобы субботу и часть воскресенья посвятить отдыху», — поясняет директор туристской ассоциации.

Тренд можно воспринимать как возможность для развития отечественного туристического потенциала. Причем основными факторами такого развития принято считать хорошие гостиницы, качественное питание и гибкие цены. «С гибкими ценами у нас просто беда. Недавно открылся санаторий “Семь озер”. Тур выходного дня на 3—4 человек здесь стоит 100 тыс. тенге. Понятно, что большого наплыва желающих отдохнуть сюда не будет — слишком дорого», — замечает г-жа Шайкенова. Самый скромный номер в гостинице «Табаган» при горнолыжном курорте в Алматинской области стоит более 7,5 тыс. тенге, коттедж хорошего уровня — 100 тыс. тенге в сутки.

Но, с другой стороны, считает она, цены не возникают из ничего. «Дорогая земля, строительные материалы, высокие налоги, множество разрешений — все это частный инвестор хочет отбить как можно быстрее. Так мы порождаем временщиков: построил объект, отбил инвестиции, получил прибыль, перепродал», — рассуждает г-жа Шайкенова.

Выход из создавшегося положения эксперт видит в том, чтобы государство всерьез озаботилось развитием туризма. «Необходима госпрограмма, по которой деньги должны пойти на создание качественной инфраструктуры. У нас есть хорошие объекты — Боровое, Алаколь, Балхаш, Капчагай. Однако качество дорог, транспортное сообщение, места отдыха и другое оставляет желать лучшего. Именно государство должно создавать инфраструктуру. Остальное сделает бизнес, если ему предоставить преференции и налоговые льготы», — полагает глава туристской ассоциации.

Пока количество государственных программ не перешло в качество туристической инфраструктуры. Так, госпрограмма на 2007—2011 годы так и не дала ощутимых результатов, и, например, до Алаколя по-прежнему очень сложно добираться по разбитым автодорогам.

В начале октября прошлого года правительство РК одобрило госпрограмму развития туризма до 2015 года. Планируется создание туристского кластера вдоль международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. В частности, в Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Кызылординской и Актюбинской областях вдоль международной трассы будут построены объекты придорожной инфраструктуры различных категорий. Кроме того, предусмотрено развитие туристско-развлекательного комплекса в СЭЗ «Бурабай» в Акмолинской области, строительство гостиничного комплекса на побережье озера Алаколь в Восточно-Казахстанской области, международного туристского центра «Жана-Иле» на побережье Капшагайского водохранилища в Алматинской области и международного курорта «Кендерли» в Мангистауской области. Если деньги дойдут до отрасли, все должно получиться.

Что же касается налоговых льгот, то в феврале этого года министр туризма и спорта Темирхан Досмухамбетов пообещал внести в правительство законопроект о льготах для инвесторов. Как заметил министр, с подачи президента РК от налогов будут освобождены компании, вкладывающие деньги в строительство горнолыжных без. Однако вопрос остается открытым до сих пор.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?