Из расчета на одну лошадиную силу

Банки ждут, что после начала действия новых таможенных пошлин на ввоз автомашин вырастет спрос на авто из салонов, и уже готовят специальные программы кредитования под такие покупки

Из расчета на одну лошадиную силу

Население Казахстана решило для себя, что настало время покупать. Свидетельство тому — динамика потребительского кредитования. С начала прошлого года темпы роста объемов кредитования физических лиц стали расти и достигли пика к концу года, что можно объяснить сезонным увеличением потребительского спроса. С начала 2011-го мы наблюдали некоторое снижение потребительского кредитования, но в апреле оно просто выстрелило, увеличившись по сравнению с мартом почти на 40%.

Это рост можно связать со спросом на автокредиты, ведь, как известно, 1 июля окончился срок льготных таможенных тарифов на ввоз автотранспорта на территорию Таможенного союза, и с начала года увеличился поток импортируемых в Казахстан автомобилей. Например, по словам управляющего директора департамента розничного бизнеса Банка ЦентрКредит (БЦК) Дениса Давыдова, с начала 2011 года объем продаж автокредитов вырос на 10% и в банке ожидают его дальнейшего роста. В частности, г-н Давыдов связывает оживление рынка автокредитования с ситуацией с таможенными пошлинами. «Изменения в таможенном законодательстве существенно отразились на спросе на автомобильном рынке. В свою очередь, это отразилось на количестве автокредитов, предоставленных БЦК. Наблюдается повышение спроса как на вторичном рынке автокредитования, так и на новые автомобили, приобретаемые в кредит в автосалонах», — констатирует он.

А вот по мнению заместителя председателя правления Народного банка Казахстана Марата Альменова, ситуация на автомобильном рынке пока еще до конца не стабилизировалась. «Говорить о снижении или увеличении объемов в настоящее время пока рано, но уже сейчас можно сделать предварительный вывод, что введение таможенных льготных пошлин в Казахстане существенно не отразилось на увеличении объемов автокредитования в Народном банке», — отмечает он. По словам г-на Альменова, темпы выдачи кредитов на приобретение автотранспорта сохранились на уровне прошлого года и в структуре ссудного портфеля занимают чуть более 2%.

Доля автокредитования в ссудных портфелях и других банков второго уровня (БВУ) в настоящее время остается небольшой. У Евразийского банка автокредиты в ссудном портфеле составляли 5% по состоянию на 24 июня 2011 года, у БЦК по итогам 2010 года — 6%. Как отметили в Альянс Банке, по сравнению с другими видами кредитования автокредитование занимает относительно невысокую долю в ссудном портфеле банка. В БТА Банке отказались назвать долю автокредитов, сославшись на коммерческую тайну, но отметили, что она значительно меньше доли экспресс-кредитов. Значит, у автокредитования хорошие перспективы роста. Все опрошенные нами банки прогнозируют увеличение спроса на этот продукт, а пока улучшают условия по нему. Некоторые игроки в ожидании оживления рынка автокредитования внедряют новые продукты. Например, Евразийский банк разработал программу кредитования покупки нового автомобиля, kaspi bank — беззалоговый автокредит. «В течение последних 4 лет у нас не было специального продукта для приобретения авто. Мы запустили новый продукт, кредит “Автокэш”, в июне этого года, поскольку видели большой спрос на кредитование, целью которого является приобретение автомобиля», — говорит председатель правления kaspi bank Михаил Ломтадзе.

Шире круг клиентов

Общее для всех опрошенных нами банков — снижение ставок по кредитам для населения, в том числе и по автокредитам, а также более лояльные условия по автокредитованию: увеличение сроков предоставления займа, уменьшение величины первоначального взноса и сроков рассмотрения заявок.

Постепенное размораживание рынка потребительского кредитования, в частности автокредитования, началось осенью прошлого года. Тогда и стали смягчаться кредитные условия. «С сентября 2010 года в Евразийском банке была уменьшена сумма первоначального взноса по автокредитам, сократились ставки вознаграждения. Банком была разработана программа по приобретению новых автомобилей, а также залоговая база, с помощью которой сократился срок рассмотрения заявок до одного рабочего дня», — рассказывает главный специалист отдела разработки кредитных продуктов управления продуктообразования департамента розничного бизнеса банка Гаухар Гадильбек.

Как отмечает Денис Давыдов из БЦК, кредитная политика банка в отношении автокредитов смягчилась. Банк снизил процентные ставки по некоторым программам кредитования, к примеру по приобретению новых авто в автосалоне, являющемся партнером банка, а также по выдаче кредитов на приобретение автомобилей на вторичном рынке.

БТА Банк пошел по пути расширения круга потенциальных клиентов. С 2007 по 2010 год кредиты на покупку автомобиля, по словам начальника отдела беззалогового кредитования банка Ольги Шленкиной, выдавались только клиентам, получающим зарплату через платежные карты БТА, сейчас к кредитованию допускаются и участники зарплатных проектов в других банках. Кроме того, банк кредитует и самозанятое населения, но только с обязательным целевым назначением займа на потребительские цели. «У нас существует практика косвенного подтверждения доходов с использованием скоринга», — объясняет г-жа Шленкина. Размер первоначального взноса снижен до 20% от суммы займа.

Смягчились и требования к заемщикам. Некоторые игроки из проанализированной нами первой девятки банков готовы предоставлять кредиты при частичном подтверждении доходов, без анализа платежеспособности. Категория заемщика, залог, размер первоначального взноса — все это закладывается в стоимость залога: ставка вознаграждения — отражение рисков, и чем они выше, тем дороже кредит.

Так, kaspi bank разработал беззалоговый кредит, по которому не требуется и предоставления первоначального взноса, кроме того, нет ограничений по году выпуска машины. Банк делает ставку на анализ платежеспособности клиента и его кредитной истории. Но и цена по нему, по словам г-на Ломтадзе, выше на несколько процентов, чем у других игроков.

Цена лояльности

Банки строго дифференцируют не только ставки, но и сумму кредита, сроки предоставления займа, а также размер первоначального взноса в зависимости от категории заемщика и обеспечения, в качестве которого обычно выступает приобретаемый автомобиль. Так, максимальная сумма автокредита Альянс Банка — 7,5 млн тенге. При полном подтверждении платежеспособности заемщик может получить 70% от стоимости автомобиля, при частичном — только половину, а при «учете доходов согласно анкетным данным» — только 30%.

Евразийский банк под заклад денежных средств готов предоставить кредит на льготных условиях — в размере полной стоимости автомобиля и под достаточно низкую ставку: от 10,5% с подтверждением доходов и от 11,5% — без подтверждения.

Несмотря на продолжающуюся стагнацию рынка, недвижимость все еще привлекательное обеспечение по автокредитам для многих банков. Так, Казкоммерцбанк не требует первоначального взноса, если залогом является недвижимость.

И, конечно, год выпуска автомашины — немаловажное обстоятельство при рассмотрении заявки на получение кредита. Во внимание также принимается и страна производства. Дешевле, в смысле кредитных ставок, обойдутся заемщикам автомобили, выпущенные в Японии, Германии, других странах Европы, в США и Южной Корее, как более надежные. Дороже — из СНГ и Китая. Требования по износу автомобиля некоторые банки также дифференцируют в зависимости от страны производства. Например, Альянс Банк кредитует покупку машин из СНГ и Китая, срок выпуска которых не превышает одного года, а пробег — 10 тыс. километров. Согласно требованиям БТА Банка возраст автомашин с вторичного рынка не должен превышать семь лет.

Евразийский ограничивает срок кредитования для автомобилей из СНГ и Китая четырьмя годами, в то время как максимальный срок кредита на европейские, американские и южнокорейские авто составляет шесть лет.

У многих банков существуют программы кредитования, разработанные совместно с автосалонами-партнерами. По словам Ольги Шленкиной, такие программы значительно упрощают приобретение автомобилей и оформление кредитов для клиентов.

Сбербанк при покупке авто в салоне, являющемся партнером банка, снижает первоначальный взнос до 10% от стоимости автомобиля, ставка при этом колеблется в пределах 13—15,5% годовых. Если клиент вносит более половины от стоимости автомашины, то кредит ему обойдется в 12—13,5%.

Кстати, опрошенные нами эксперты считают, что в связи с повышением таможенных пошлин с 1 июля 2011 года большим спросом будут пользоваться как раз машины из автосалонов. Отсюда и программы кредитования покупки нового автомобиля, мягкие условия при его приобретении в автосалонах.

Не остаться бы безлошадным

Оказал ли Таможенный союз опосредованное влияние на рост спроса на автокредиты? Мнения представителей банков по этому вопросу разделились. Так, Михаил Ломтадзе отметил ажиотаж на рынке. «Это видно по росту стоимости автомобилей на вторичном рынке и по росту интереса к автокредитованию со стороны населения», — считает он.

В Альянс Банке считают, что отмечаемый значительный спрос на автокредиты, вероятно, связан с изменением условий ввоза автомашин, но с большей долей уверенности можно говорить об этом после специального исследования этого вопроса.

«На практике при увеличении стоимости предлагаемых товаров и услуг спрос на кредиты, как правило, увеличивается ввиду отсутствия у населения необходимой платежеспособности для единовременного платежа, поэтому в перспективе это <увеличение таможенных тарифов> положительно повлияет на спрос на автокредиты», — говорит Ольга Шленкина.

Как недавно писал «Эксперт Казахстан», банки ставят сегодня на розничное кредитование, ожидая его роста вместе с улучшением экономической ситуации и ростом благосостояния населения. И хотя наблюдаемый сегодня ажиотажный спрос на автомобили, скорее всего, сойдет на нет, люди все равно будут покупать машины, заменять старые, в том числе занимая деньги у банков.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?