Не верьте олимпийским богам

Несмотря на усилия греческого правительства, аналитики скептически относятся к возможности Греции ответить по обязательствам

Не верьте олимпийским богам

Долговые проблемы Греции дамокловым мечом висят над мировой экономикой, раня всякий раз очередной порцией негативной информации. Похоже, что мнения пессимистов возобладают и рано или поздно мир все же увидит глобальный финансовый коллапс, причиной которого станет разбалансированная греческая экономика.

Для казахстанских инвесторов возможный дефолт Греции грозит падением курса евро, уходом спекулятивного капитала с местного рынка и снижением цен на активы. По крайней мере, опрошенные редакцией «Эксперта Казахстан» аналитики крупнейших финансовых институтов не исключают такой вариант событий, ответив на следующие вопросы:

1. Как вы оцениваете текущее состояние еврозоны? Допустит ли Греция дефолт?

2. Каковы возможные варианты развития ситуации?

3. Как ситуация в еврозоне будет влиять на казахстанский рынок и какие защитные инструменты наиболее актуальны для частного инвестора?

Данай Сарыпбеков, директор департамента казначейства «Ситибанк Казахстан»

[inc pk='1305' service='media']

1. Еврозона как экономическая зона очень неоднородна по своей структуре, так как существуют слишком большие отличия между странами. Данный вопрос можно оценивать с точки зрения того, что произойдет с периферией еврозоны — Грецией, Португалией и Ирландией. Будет дефолт Греции или нет, зависит от того, окажут ей помощь Германия с Францией или нет. На данный момент североевропейские страны хотят оказывать помощь, но требуя определенных мер взамен, что вполне логично. Однако в то же самое время для греков принять эти меры означает дальнейшее сокращение бюджетных затрат и других видов экономии, что приведет к еще более глубокому экономическому спаду в стране и ухудшению уровня жизни. Вопрос в том, хватит ли грекам дисциплины и самообладания, чтобы заплатить по долгам? В этом отношении есть много сомнений, так как у греков есть более легкий путь — дефолта по своим обязательствам. Рынки оценивают вероятность дефолта как очень высокую, судя по тому, где торгуются государственные облигации Греции (доходность в районе 17% и 50% от номинала).

2. Первый вариант, на котором настаивают немцы и французы, означает для греков «затянуть пояса» и расплачиваться годами, а между тем они помогут Греции заткнуть текущие дыры в бюджете совместно с МВФ.

Второй вариант — греки объявят дефолт в той или иной форме. Один из способов дефолта — выход из еврозоны, введение национальной валюты и ее последующая девальвация. Другой — списание части долга и продление сроков по оставшимся долгам. На данный момент греческая политическая элита не внимает общественным выступлениям и настаивает на том, что надо расплачиваться. Поэтому, скорее всего, Греция продолжит в ближайшие месяцы придерживаться жестких мер, однако вероятность дефолта очень высока. Если Греция объявит дефолт (реструктуризацию), за ним может последовать цепочка дефолтов в других странах еврозоны, которые могут последовать примеру греков, речь идет об Ирландии, Португалии. Опасность для Европы кроется в расширении кризиса.

3. «Греческая сага» уже влияет на казахстанский валютный рынок, так как иностранные инвесторы и банки активно закрывают свои позиции по тенге в последнее время. Это происходит в связи с общим сокращением риска на мировых рынках из-за неопределенности. В целом эта ситуация негативно влияет на эмитентов ценных бумаг: облигации и акции. Ввиду этого нужно быть осторожными с покупками евро, так как при дефолте эта валюта будет падать против других валют. Европейские акции тоже понизятся, особенно банковский сектор как один из крупных держателей греческих долгов.

Нурлан Рахимбаев, начальник отдела отраслевой аналитики «БТА Секьюритис»

[inc pk='1306' service='media']

1. Еврозона в данный момент в очень затруднительном положении, когда на кону не только экономическая и финансовая стабильность региона, но и статус всей идеи создания монетарного союза между 17 странами. Изначально некоторые эксперты предупреждали о дисбалансах в экономической и политической составляющих этих стран, что может привести к необратимым последствиям в будущем. Так и произошло. Отсутствие вдобавок к общим монетарным правилам единого финансового регулятора, который бы осуществлял контроль над бюджетной политикой членов союза, в итоге вылилось в долговой кризис еврозоны. Более всего пострадала Греция, где уровень государственного долга превысил 145% ВВП и продолжает расти. Вероятность дефолта очень высока, чему способствует политический кризис внутри страны. Данный факт затрудняет процесс получения очередного транша от МВФ и ЕС в размере 12 млрд евро из выделенных год назад 110 млрд. Более того, европейские власти медлят с предоставлением дополнительной помощи на фоне разногласий в вопросе добровольного участия частных кредиторов. Последнее, кстати, может быть безуспешным, так как, во-первых, будет трудно уговорить держателей облигаций вложить деньги в новые бумаги, во-вторых, предоставить им крайне выгодные условия и убедительные гарантии. В-третьих, даже если дела пойдут успешно, важен объем добровольного участия, так как инвесторы вряд ли согласятся на значительные покупки, тем более что речь идет о 30 млрд евро (по плану ЕЦБ). Таким образом, дефолту Греции скорее да, чем нет, при этом не исключается варианта полного исключения страны из монетарного союза.

2. При внешнем долге, приближающемся к 150% ВВП, Греции необходимо будет списать долгов до уровня, близкого к 100%, как минимум, чтобы в какой-то степени получить возможность преодоления своих проблем. В таком случае инвесторы, среди которых крупные международные финансовые институты, потеряют порядка 100—120 млрд евро (общий долг Греции превышает 340 млрд евро). Такие колоссальные потери могут вызвать негативную цепную реакцию в мировой финансовой системе. Сильнее всего могут пострадать банки Франции (40—50 млрд), Германии (30 млрд) и Португалии, являющиеся наиболее крупными держателями греческих облигаций. ЕЦБ выкупил долгов Греции в размере около 50 млрд евро, а вложения США составляют более 30 млрд евро.

Слухи о возможной реструктуризации привели к рекордному расширению спредов CDS Греции, Португалии и Испании, что может поставить под удар возможность их участия на долговом рынке. В итоге весь союз может оказаться под угрозой существования в нынешнем формате. Хотя многие эксперты полагают, что последствия дефолта Греции будут не столь катастрофичными, как крах Lehman Brothers, тем не менее эффект домино не стоит недооценивать, так как многие страны до сих пор не оправились от мирового финансового кризиса.

С другой стороны, даже если ситуация вокруг Греции сложится благоприятно и ей удастся избежать дефолта сейчас, то так или иначе структурные проблемы внутри страны и весьма высокие таргеты по бюджету могут вновь вернуть эту тему в ближайшие год-два.

3. Ситуация в еврозоне в первую очередь отразится на позициях евро, который, по нашим прогнозам, может опуститься до уровней 1,35—1,38 доллара. Поэтому инвесторам следует осторожно отнестись к вложениям в единую валюту, как в виде наличных сбережений, так и в депозитах и евровых бумагах. На фоне существующих рисков в мировой экономике, таких как долговые проблемы в еврозоне, конфликты в арабском мире, инфляция в развивающихся экономиках, в том числе и Казахстане, и неспособность развитых стран обеспечить достаточное восстановление своих экономик, одной из привлекательных инвестиционных идей является вложение в золото. По нашим прогнозам, спрос на драгоценный металл останется повышенным, что приведет к дальнейшему росту цен с текущих максимумов (1500 долларов за унцию) до уровня 1650—1700 долларов за тройскую унцию.

Ерлан Абдикаримов, аналитик компании «ИФГ Континент»

[inc pk='1307' service='media']

1. Главной проблемой Греции является систематическое превышение расходов над доходами, которое приходится финансировать за счет заимствований в виде увеличения государственного долга. Необходимо также упомянуть об огромных пенсионных обязательствах Греции, которые составляют 800 млрд долл.

На наш взгляд, предпосылки текущей ситуации в Греции необходимо искать в прошлом. С 1988 года дефицит бюджета Греции стал стабильно превышать 10%. После того как в 2001 году Греция вступила в еврозону и получила выход на европейский рынок долга, она смогла финансировать свои обязательства под ставки, сопоставимые с немецкими облигациями. Высокий уровень заимствования отражал системные проблемы и диспропорции, существовавшие в греческой системе государственных финансов и экономике. На диспропорции, вызванные различиями между экономиками западноевропейских и периферийных стран, во время создания еврозоны не обращали должного внимания на фоне политического энтузиазма по поводу евроинтеграции. Сдерживающим фактором должны были стать существующие ограничения по допустимому дефициту бюджета стран еврозоны. Однако, как показал опыт, такие ограничения не стали препятствием для наращивания долга.

За последнее десятилетие для Греции стал характерен очень высокий уровень государственных расходов. Произошло значительное расширение бюрократического аппарата и расширение государственного сектора бизнеса. За последние 20 лет удвоилась заработная плата в государственном секторе. В стране сравнительно низкий пенсионный возраст, составляющий 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин. Все это происходило на фоне ухудшения условий для ведения бизнеса и убытков компаний с государственным участием. Кризис 2008—2009 годов также негативно отразился на прибылях корпораций.

Снижение доходов в корпоративном секторе наряду с неэффективной системой налогообложения и ростом государственных расходов в преддверии выборов вызвали сокращение налогооблагаемой базы. В январе 2010 года Еврокомиссия опубликовала «Доклад о статистике бюджетного дефицита и госдолга Греции», в котором указывалось на то, что греческие власти скрывали истинный уровень бюджетного дефицита. Рынки отреагировали на это продажами греческих облигаций, что резко взвинтило стоимость рефинансирования существующих обязательств для греческого правительства.

2. Крупнейшие страны Евросоюза не заинтересованы в дефолте Греции, так как это может создать опасный прецедент на фоне наличия подобных проблем у целого ряда стран. Это может вызвать потерю доверия к остальным проблемным регионам Европы и оказать мощное давление на рынок государственного долга. Подобное событие чревато трудностями с финансированием дефицитов бюджета остальных периферийных стран. В случае дефолта Греции понесут потери банковские системы стран-кредиторов. Рост процентных ставок, который начнется в случае дефолта Греции, может замедлить темпы экономического роста, снизить доступность кредитных ресурсов. Непосредственно для Греции дефолт будет означать высокие процентные ставки в течение длительного периода, возможно, и полную изоляцию от свободного рынка заимствований, трудности с оплатой импорта и, как следствие, снижение производства, рост безработицы и сокращение корпоративных доходов.

Тем не менее в долгосрочной перспективе, на наш взгляд, нельзя исключать дефолт Греции.

3. Ситуация вокруг кризиса в еврозоне может оказать косвенное влияние на финансовый рынок Казахстана через межрыночные связи и корреляцию между мировыми финансовыми рынками. В случае ухудшения ситуации крупные европейские и американские инвесторы, держатели долговых бумаг и связанные с ними финансовые институты будут реагировать продажей рисковых активов, в частности инструментов развивающихся рынков, в том числе и Казахстана, и уходом в менее рисковые и более ликвидные инструменты — государственные облигации США и драгоценные металлы. Стратегия выхода из рисковых активов в более безопасные и проверенные временем инструменты, такие как золото, серебро и надежные короткие государственные облигации, будет весьма актуальной для частных инвесторов.