Неутешительные хроники

Доходы аудиторско-консалтинговых групп упали. Вызванная снижением платежеспособности клиентов депрессия рынка аудита и консалтинга усиливается за счет внутренних проблем рынка и политики государственных закупок

Неутешительные хроники

Результаты деятельности ведущих аудиторско-консал­тинговых групп (АКГ), работающих на отечественном рынке, за прошлый год оказались неутешительными. Подготовленный «Эксперт РА Казахстан» уже второй рейтинг крупнейших аудиторско-консалтинговых групп зафиксировал снижение доходов на 4,3% в 2010 году против роста на 17,6%, отмеченного в рейтинге по итогам 2009 года. Причем если скорректировать номинальные доходы в размере 5,4 млрд тенге на уровень инфляции (7,8% за 2010 год), то их снижение фактически составило 12,1%. Кроме общей динамики рынка о снижении его доходов свидетельствуют и отдельные показатели участников рейтинга. Так, у 6 компаний из нашего списка доходы по итогам 2010 года упали на 13—35%.

Для сравнения: российский рынок аудиторско-консалтинговых услуг выглядит лучше. В нем по итогам 2010 года прирост выручки крупнейших АКГ составил 5%. Несмотря на столь существенную разницу в доходах, фундаментальные причины, оказывающие влияние на оба рынка, схожи. Как и у российских коллег, весомым фактором снижения доходов АКГ Казахстана является медленное восстановление экономики и инвестиционного климата. Заказчики продолжают экономить на издержках и не стремятся щедро оплачивать аудит с консалтингом. Это усиливает такие внутренние проблемы рынка, как конкуренция и снижение расценок на аудиторско-консалтинговые услуги.

Росту ценовой конкуренции способствует и система государственных закупок услуг, согласно которой производится выбор наиболее низких по стоимости предложений. Помимо этого, барьер на осуществление деятельности большинству национальных аудиторских фирм создают непосильные для них квалификационные требования Агентства по регулированию деятельности Регионального финансового центра Алматы (АРД РФЦА). Поэтому основным действенным средством для выживания в таких условиях для АКГ остаются ценовые войны и постоянное отстаивание своих интересов перед государством.

Обязательный демпинг

Деятельность участников рейтинга мы традиционно анализируем по 2 направлениям: совокупным доходам от аудита и доходам от консалтинга. Как раз на сегмент аудита, выручка от которого составляет львиную долю заработков ведущих АКГ (64% — см. график 1), и приходится большинство внутренних проблем рынка.

Общая выручка участников рейтинга, полученная от аудита, составила по итогам 2010 года почти 3,4 млрд тенге, увеличившись за год, по нашим оценкам, на 9,2%, что, впрочем, нивелируется влиянием инфляции, которая составила в 2010 году 7,8%. В итоге реальные доходы от аудита повысились всего на 1,4%. Прирост доходов обеспечен спросом на обязательные аудиторские проверки, которые остаются самым стабильным источником заработков крупнейших АКГ Казахстана.

Соотносить столь умеренные темпы роста с уменьшением числа заказов и объемов работ среди участников сейчас никто не склонен. «Несмотря на последствия кризисных явлений в прошлом году, спрос на аудиторские услуги не уменьшился, поскольку проведение аудита финансовой отчетности для определенных категорий хозяйствующих субъектов в соответствии с действующим законодательством республики является обязательным», — считает директор ТОО «Ар-Аудит» Бауржан Омаров.

Главной же причиной стагнации, несмотря на спрос, остается ценовая конкуренция среди аудиторских фирм. Участники рейтинга сетуют на демпинг, в частности при работе с государственными структурами по системе электронных закупок.

По словам Бауржана Омарова, ценовой демпинг и недобросовестная конкуренция в системе государственных электронных закупок являются самой серьезной проблемой рынка аудита. Электронные закупки с запросом ценовых предложений предполагают участие неограниченного числа аудиторских компаний, соответствующих установленным заказчиком требованиям, а победителем таких конкурсов объявляется организация, предложившая наименьшую стоимость работ. «В прошлом году мы практически не участвовали в электронных закупках из-за занижения стоимости услуг со стороны других аудиторских организаций, участвующих в них», — рассказывает господин Омаров. Стремление госзаказчика приобретать услуги по наименьшей стоимости будет продолжать провоцировать участников конкурсов снижать цены, поскольку в посткризисных условиях работа за любые деньги для большого числа компаний остается единственной возможностью существования.

И если постоянные и уже зарекомендовавшие себя компании начинают избегать подобных мероприятий, то новые, молодые фирмы, напротив, охотно идут навстречу политике госзакупок. По словам директора ТОО «Almir Consulting» Бахытжан Искендировой, стремясь что-то заработать и как-то выжить на рынке аудита, новые игроки, к сожалению, зачастую значительно снижают цены во вред качеству предоставляемых услуг. «Если, допустим, тендер объявлен на 5 млн тенге, то некоторые аудиторские фирмы предлагают цену в диапазоне от 2 до 3 млн тенге. Вызывает удивление, как они могут обеспечить клиенту качественный аудит», — выражает свое недовольство госпожа Искендирова тем, что в погоне за клиентом качество услуг отходит на второй план.

О масштабе демпинга свидетельствуют и другие факты. По данным ПАО «Коллегия аудиторов» о статистической стоимости аудиторских услуг в Республике Казахстан за 2009—2010 годы, диапазон цен на финансовый аудит ТОО в сфере финансовых услуг составлял в 2010 году от 706,5 тыс. (500 МРП за 2010 год) до 14 130 тыс. тенге (10 тыс. МРП за 2010 год). На практике также известны случаи аудита отчетности компании малого бизнеса финансовой сферы с диапазоном цен от 240 тыс. до 1,2 млн тенге. То есть минимальное предложение оказывается меньше показателя нижней границы, приведенной в исследовании ПАО «Коллегия аудиторов», почти в 3 раза.

Впрочем, разница в стоимости аудиторских проверок может носить и объективный характер. Ведь одно дело когда аудиторская компания, базирующаяся в центре Алматы, содержит в штате 50—80 специалистов, занятых непосредственно в аудите. И совершенно другое — если компания из 3 специалистов работает в офисе площадью 20 кв. м, например в Шымкенте. Если средние ставки партнеров по аудиту участников рейтинга из Алматы составляют 133 доллара США в час, то в регионах — уже около 78 долларов; ставки ведущих аудиторов в Алматы — 60 долларов США в час, в регионах — 45 долларов. Очевидно, что накладные расходы на хозяйственную деятельность в регионах существенно ниже.

В связи с этим перераспределение клиентских заказов от крупных аудиторских групп к некрупным, региональным, помогло обеспечить за последний год прирост доходов последним. К примеру, совокупная выручка наиболее крупных компаний из нашего списка (топ-5) в 2010 году снизилась примерно на 11%, а у остальных участников увеличилась на 18%. В целом же за 2009—2010 годы региональные компании увеличили свою долю почти на 2 процентных пункта (с 15 до 17%).

Однако каким бы образом ни перераспределялся объем работ и как бы естественно ни выглядела ценовая конкуренция, клиент должен отдавать себе отчет в том, что работа по заниженным ценам может оказать негативное влияние на качество аудита.

Самое необходимое

Что касается сегмента консалтинговых услуг, то здесь до сих пор сказываются отголоски финансового кризиса. Суммарная выручка ведущих АКГ Казахстана от консалтинговых практик составила около 2 млрд тенге и уменьшилась, по нашим оценкам, за прошедший год на 32%.

Отрицательная динамика сегмента обусловлена главным образом снижением доходов от услуг в области финансового и юридического консалтинга, а также от прочих услуг. Прирост выручки по итогам 2010 года здесь составил -18, -96 и -54% соответственно (см. график 1). «Снижение доходов от консалтинга в целом и от финансового и юридического в частности обусловлено влиянием кризиса. Наши клиенты не готовы тратить тот же объем средств, что и раньше, на те услуги, без которых могут обойтись», — комментирует директор ТОО «UHY SAPA Consulting» Талгат Нургазиев.

Для посткризисного периода подобное сжатие рынка является объяснимым. Бизнес продолжает работу в условиях, при которых необходимо сокращать издержки, стремится к эффективности. Очевидно, что если программа развития клиентской компании сокращена до минимума и консультирование для нее некритично, то востребованность консалтинговых услуг будет минимальной. К тому же в отличие от необходимости проводить обязательный аудит обращение за консалтингом со стороны клиента является добровольным. И тут уж как ни снижай цену, но если потребность в консалтинге отложена до лучших времен, то заказ получить будет проблематично.

Впрочем, под столь сильное влияние посткризисного состояния экономики попадает не вся деятельность ведущих АКГ. Противоположную тенденцию — неготовность экономить на консалтинге — демонстрируют совокупные показатели выручки участников рейтинга в сегменте налогового консультирования. Их суммарные доходы от этого вида консалтинга в 2010 году выросли на 5,6% и составили около 184,5 млн тенге. «За последний год мы видим, что интерес потенциальных заказчиков к сфере вопросов по налого­обложению увеличивается», — подтверждает тенденцию генеральный директор ТОО НАК «Центраудит-Казахстан» Виктор Радостовец.

Востребованность налогового консалтинга обусловлена двумя причинами. С одной стороны, изменениями в действующем налоговом законодательстве. Так, за 2 последних года в налоговое законодательство были внесены и вступили в силу изменения по налогообложению нерезидентов, исчислению корпоративного и индивидуального подоходных налогов и НДС. Нововведения существенно влияют на работу финансовых служб предприятий Казахстана и, по словам участников рейтинга, пользуются интересом со стороны их клиентов. Во-вторых, дефицитом квалифицированного персонала.

Более половины дохода от налогового консалтинга (55%) приходится на региональные аудиторские группы, что свидетельствует о повышенном спросе со стороны регионального бизнеса. Тому, по мнению Бауржана Омарова, есть 2 причины. Первая — наличие в Алматы большого количества небольших консалтинговых компаний, которые осуществляют налоговое консультирование приемлемого качества. «В регионах данный вид услуг отчасти находится “в подполье”. Поэтому в части проведения налогового консалтинга руководители предприятий в регионах выказывают большее доверие аудиторским организациям», — полагает он.

Вторая причина — это разный состав крупных налогоплательщиков в Алматы и регионах. «Наши заказчики по налоговому консалтингу являются предприятиями преимущественно промышленного сектора. Уровень налоговой нагрузки некоторых из них достигает 12—16%. Это значительный показатель для бизнеса. Повышенное внимание со стороны налоговых органов диктует необходимость правильного налогового администрирования, достоверности формирования налогооблагаемой базы для исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, что под силу специалистам с определенными профессиональными навыками», — подтверждает тезис о дефиците квалифицированного персонала в регионах Бауржан Омаров.

Повышенное внимание клиентов к налоговому учету превращает практику налогового консалтинга региональных АКГ практически в основной вид их деятельности. Во всяком случае, по объемам дохода это направление стоит у них на втором месте после общего аудита: по итогам 2010 года на данный вид консалтинга пришлось почти 30% их суммарной выручки, или 96,7 млн тенге. А вот у аудиторов из Алматы на долю налогового консалтинга приходится всего 5% совокупного дохода — 88 млн тенге (см. график 2).

Впрочем, в ближайшей перспективе у АКГ финансовой столицы Казахстана появится хорошая возможность нарастить практику налогового консалтинга. Дополнительный спрос должны обеспечить страховщики. Так, с 2012 года страховые компании переходят к общему режиму налогообложения, а большинство из них работает в Алматы. Долгие годы налоговых льгот и упрощенного налогового администрирования привели к тому, что финансовые службы страховщиков разучились общаться с налоговыми органами. Вероятно, это спровоцирует новую волну спроса со стороны именно этих финансовых институтов.

С оглядкой на депрессивное состояние основных сегментов аудиторско-консалтинговых услуг участники рынка с оптимизмом оценивают перспективы развития своего бизнеса. Импульс развитию консалтинга придаст эффект от вхождения в Таможенный союз, а также продолжающееся формирование единого экономического пространства между Казахстаном, Россией и Республикой Беларусь. По словам Бауржана Омарова, уже сейчас растет число обращений за консультациями предприятий-нерезидентов из стран — участниц Таможенного союза. За консультациями, вероятно, последует их выход на казахстанский рынок. «В случае открытия филиалов и представительств российских компаний для удобства работы в рамках Таможенного союза возможно и увеличение спроса на аудиторские услуги», — прогнозирует директор ТОО АК «Салык-сервис» Галина Осипова.

Особенности цивилизованного роста

Важную роль в борьбе с демпингом на рынке аудита может сыграть независимый регулятор в лице профессиональных аудиторских объединений (ПАО). Будучи наделенными функциями контроля над аудиторской деятельностью, ПАО должны способствовать цивилизованному развитию рынка аудита и решать любые вопросы сообщества, в том числе выявлять недобросовестных игроков рынка и применять к ним санкции.

Однако, по словам опрошенных нами участников рейтинга, активных действий со стороны казахстанских аудиторских объединений пока не наблюдается. Более того, отношения между членами ПАО «Палата аудиторов Республики Казахстан» и ПАО «Коллегия аудиторов» в последнее время складываются не самым лучшим образом, из-за борьбы за привлечение в свои ряды аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов. «Очень часто соперничество выливается в негативные рекомендации субъектам бизнеса и открытую дискриминацию в ряде открытых конкурсов», — рассказывает Бауржан Омаров. В ход идет так называемый административный ресурс — связи с государством, которые позволяют оказывать влияние на компании с государственным участием, чтобы они прописывали в техническом задании обязательное членство в нужном ПАО.

Примечательно, что и профсообщества российского рынка аудита еще не достигли больших успехов в своей деятельности. Несмотря на то что аудиторскими саморегулируемыми организациями (СРО) уже созданы комитеты по этике, отделы по вопросам качества и дисциплинарной ответственности, период формирования институтов саморегулирования далек от завершения. Сообщества продолжают наращивать численность своих рядов, решают вопросы по налаживанию внутренней работы и организационному управлению, постепенно переключаясь на проверку качества услуг и повышение профессионального уровня своих членов. Но уделять большое внимание вопросам демпинга и принципам ценообразования среди аудиторов СРО пока не удается.

Впрочем, не без подвижек. Так, в 2010 году в России был создан Национальный совет по аудиту, призванный координировать действия всех аудиторских СРО. Вдобавок саморегулируемыми организациями подписано «Совместное решение о координации действий по проведению контроля качества работы и противодействию недобросовестной конкуренции», предусматривающее «принципиальный подход к рассмотрению мер дисциплинарного характера к лицам и организациям, осуществляющим недобросовестную конкуренцию и позорящим профессию». Подобные инициативы являются свидетельством смены приоритетов в направлении работы СРО, которые теперь переключаются на область качества аудиторской деятельности.

Проецируя эти изменения на казахстанский рынок, можно прогнозировать, что в ближайшей перспективе, после завершения конкуренции среди ПАО, их работа будет направлена также на повышение стандартов — это неизбежно. «Основными задачами аудиторских профобъединений были и остаются развитие профессиональных знаний и навыков, контроль качества оказываемых услуг и представление интересов аудиторских компаний перед регуляторами и обществом», — рассказывает директор компании «КПМГ Аудит» Алла Нигай. Деятельность любого профессионального объединения в идеале должна быть направлена на решение подобных задач, и успех этого предприятия заключается в единстве и слаженности действий, прозрачности работы, основанной на принципах корпоративного управления и высокого профессионализма каждого члена. В отсутствие таких факторов успеха цивилизованное развитие рынка аудита в Казахстане представляется затруднительным.

Принуждение к обучению

В последнее время финансовые власти по всему миру усиливают требования к участникам инвестиционных отношений, тем самым повышая уровень их ответственности. Такие действия являются следствием финансового кризиса.

Меры такого характера не обошли стороной и аудиторское сообщество. Так, острым вопросом для аудиторов Казахстана в прошлом году стали новые квалификационные требования АРД РФЦА, уполномоченного регулировать работу аудиторов, для проведения аудита финансовой отчетности листинговых компаний на Казахстанской фондовой бирже (KASE). Нововведения, действующие с 1 января 2011 года, предусматривают для аудиторских фирм возможность аудита листинговых компаний, но только при условии членства аудиторской организации в международной сети, входящей в ассоциацию международных сетей «Форум фирм», и наличия в штате не менее 3 специалистов, имеющих международный сертификат в области финансов (ACA, CIMA, CPA, ACCA).

С одной стороны, такие требования имеют своей целью качественный отбор поставщиков аудиторских услуг и косвенно способствуют очищению их рядов от исполнителей работ сомнительного качества. С другой — они приводят к монополии на рынке аудита листинговых компаний. Так, по состоянию на 13 июня этого года аудиторами для наиболее востребованных категорий официального списка СТП РФЦА (1-й и 2-й категории акций) и облигаций с рейтинговой оценкой признаются пока что только компании «большой четверки» и BDO «Казахстанаудит».

Большинство остальных аудиторских организаций Казахстана ввиду их несоответствия требованиям оказались не у дел, что вызвало с их стороны справедливую реакцию недовольства. «На мой взгляд, ужесточение квалификационных требований к аудиторам, принятых АРД РФЦА, оказывает негативное влияние на развитие рынка. Наличие 3 аудиторов, имеющих международные сертификаты, является практически невыполнимым для отечественных аудиторских компаний», — считает Бахытжан Искендирова. — Для того чтобы получить данные сертификаты, необходимо в совершенстве владеть английским языком, а это не регламентируется Конституцией Республики Казахстан».

Сложившаяся ситуация в связи с введением квалификационных требований АРД РФЦА выступает своеобразной лакмусовой бумажкой, выявившей главную проблему аудиторского сообщества Казахстана — неспособность консолидации для решения актуальных вопросов профессии. Так, в конце 2010 года прошло заседание координационного совета при Министерстве финансов Республики Казахстан по вопросам деятельности аудиторских компаний. В ходе заседания при участии в нем обеих ПАО обсуждался в том числе и проект требований АРД РФЦА. Но в итоге прийти к единому мнению по работе с нововведениями АРД РФЦА не получилось, а возможность изменения квалификационных требований до их вступления в силу была упущена.

Похоже, что за свое счастье участникам рынка придется бороться самостоятельно и в индивидуальном порядке, особо не полагаясь при этом на помощь профессиональных объединений. Пул компаний, ценные бумаги которых обращаются на KASE, остается лакомым клиентским сегментом (105 компаний по состоянию на 1 июля 2011 года), поэтому остальные крупные национальные аудиторы навряд ли смогут от него отказаться. Некоторые уже заявляют о направлении своих специалистов на соответствующее обучение. «Пересмотрев план обучения сотрудников, мы усилили программу образования в части подготовки и повышения квалификации специалистов. Все изменения в программе обучения связаны именно с международной сертификацией в области бухгалтерского учета и аудита», — делится опытом Виктор Радостовец. Подобные примеры позволяют сделать вывод, что расширение списка аудиторских компаний, признаваемых биржей, это вопрос времени.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?