В очередь за бумагами

ФНБ «Самрук-Казына» готов поделиться с гражданами Казахстана национальными богатствами
ФНБ «Самрук-Казына» готов поделиться с гражданами Казахстана национальными богатствами

К началу осени правительство, похоже, определилось-таки с нацкомпаниями, акции которых будут предложены массовому инвестору в рамках стратегической программы «народного IPO».

И хотя программа еще не утверждена, есть только проект, а в устах чиновников имена претендентов сопровождаются словами «могут быть выведены», «изучить вопрос по выводу», «рассмотреть возможность вывода», какая-то ясность, что называется, внесена.

Планируется, что во втором-третьем кварталах 2012 года на рынок капитала могут выйти «Казтрансойл», KEGOC, Air Astana, в 2013 году — «Казтрансгаз», «Казмортрансфлот», «Самрук-Энерго», в 2014—15 годах — «Казахстан темiр жолы» и «Казтемиртранс». Дополнительно чиновники называют «Казпочту» и «КазАгро». В частности, премьер-министр Карим Масимов поручил министру сельского хозяйства изучить вопрос по выводу на фондовый рынок компании сельскохозяйственного сектора. «Мы должны и сельское хозяйство полностью выводить на рыночные условия», — сказал глава правительства. Одним словом, подвижки есть, что, несомненно, позитивный знак. Компании-претенденты все больше походят на перезревших невест, которых уже десять раз как сосватали, но забирать из родительского дома не торопятся.

Оживление рынка ценных бумаг — давняя «навязчивая» идея правительства, под которую даже выделялись средства в целях развития Регионального финансового центра Алматы. Поскольку чиновники из РФЦА так и не смоги сдвинуть дело с «мертвой точки», инициатива полностью перешла правительству и окончательная ставка делается на старые и надежные «голубые фишки» — национальные компании, занимающие ключевые и просто монопольные позиции в экономике страны.

Весь прошлый год и начало текущего года тема «народного IPO» активно муссировалась в СМИ с подачи правительственных чиновников, однако конкретных имен инвесторам предложено не было, что в принципе вполне объяснимо. По сути, произойдет частичная приватизация госсектора экономики, успешного и привлекательного во всех отношениях, поскольку государство занимает командные высоты в крайне доходных сырьевом, сельскохозяйственном и транспортном секторах. А значит, надо тщательно взвесить риски «народного IPO»: не упустить контроль над стратегическими компаниями, выручить за них хорошие деньги, не разочаровать инвесторов последующей динамикой курса акций. Ведь в случае обвала котировок после размещения с идеей привлечения денег населения придется проститься надолго.

А вопросов и нерешенных проблем у «народного IPO» предостаточно. Взять, к примеру, авиакомпанию Air Astana. Сейчас у нее два владельца — фонд «Самрук-Казына» (51%) и британская компания BAE Systems (49%). В случае IPO государство намерено сохранить контроль над компанией, заявил министр экономического развития и торговли Кайрат Келимбетов. Спрашивается, за чей счет? Значит, большую часть пакета придется продавать иностранцам. Насколько им это интересно, пока непонятно.

Смущает также перекос акцентов в стратегии проведения «народного IPO». Изначально предполагалось, что «народное» — в первую очередь для народа. «Народное IPO предоставит сотням тысяч простых казахстанцев возможность владеть акциями крупнейших предприятий, а также новый инструмент инвестирования и приумножения их сбережений и богатств», — сказал президент в феврале текущего года.

В конце августа Кайрат Келимбетов сообщил, что исходя из объемов рынка «в качестве участников «народного IPO» государство видит прежде всего накопительные пенсионные фонды». По его оценке, из объема рынка в 500 млн долларов 300 млн — деньги пенсионных фондов и 200 млн долларов — населения.

В принципе, мы это уже проходили в 2006 году, когда очень успешное размещение акций РД КМГ прошло без участия розничных инвесторов. Им также вначале обещали эти акции, которые в конечном итоге были проданы пенсионным фондам, а несостоявшихся инвесторов успокоили тем, что они «косвенно, через НПФ» стали владельцами акций одной из ведущих нефтяных компаний.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее