«Квартирник» современного типа

В Алматы появились заведения нового формата — это места не только для отдыха и общения, но и для саморазвития, площадки для креативных людей, желающих поделиться творчеством, опытом и знаниями с другими

Вход в «МаТиПаТи» стоит 1,5 тысячи тенге. Вас ждут культурные мероприятия, чай разнообразных сортов и сладости (мед, варенье, трюфеля), а также можно воспользоваться библиотекой, интернетом, поиграть в настольные игры. Отдельно по меню можно заказать пиццу и салаты. Есть свой повар. Но ориентация заведения не общепитовская, скорее это место общения по интересам.
Вход в «МаТиПаТи» стоит 1,5 тысячи тенге. Вас ждут культурные мероприятия, чай разнообразных сортов и сладости (мед, варенье, трюфеля), а также можно воспользоваться библиотекой, интернетом, поиграть в настольные игры. Отдельно по меню можно заказать пиццу и салаты. Есть свой повар. Но ориентация заведения не общепитовская, скорее это место общения по интересам.

Алматинский досуг имеет одну ярко выраженную направленность — развлекательно-потребительскую. Для алматинцев и гостей города в ассортименте — кафе, бары и ночные клубы. Количество заведений общепита в южной столице может смело сравняться с количеством аптек и салонов красоты. Даже старинный Казахконцерт превращен наполовину в гриль-бар. Так что, отведав там пива и шашлыков под звуки ресторанного ансамбля, вы смело можете утверждать, что побывали в филармонии.

Что касается пищи духовной — с этим сложнее. В консерватории висит не устаревающее объявление о продаже домбры, в опере и балете — до боли знакомый репертуар, театры драмы тоже не очаровывают ни выбором, ни новизной спектаклей. Выставки и вернисажи настолько малочисленные и мелкокалиберные, что вряд ли удастся убить на них не только вечер, но даже час. Жаждущего искусства или творческого досуга в нашем городе ждет высасывающий вакуум. Остается одно — наесться и напиться в ресторации. Или посетить манящие скидками торгово-развлекательные центры, там же после шопинга опять же посидеть в кафе или посмотреть кино с попкорном и колой. Наша городская среда неизбежно подталкивает своих обитателей к потребительскому образу жизни. Правда, относительно недавно (около года) в городе появились заведения необычного формата — места досуга для молодежи, организованные друзьями для своих друзей и для друзей друзей. Они выполняют сразу несколько функций — событийных мини-залов, развивающих и развлекательных игровых площадок, мест встреч по интересам, а также чаевен и кофеен. Как правило, они не делают широкой рекламы и вполне обходятся социальными сетями. Их странички с описанием событий и расписанием можно встретить, например, в «В контакте».

Следуй за кроликом

Жилой дом в центре города, заворачиваешь в арку. О месте назначения сигнализируют висящие над ней разноцветные флажки. Найти «МаТиПаТи» нетрудно — надо подобно Алисе следовать за кроликом, нарисованным на стене, — вот и нужный подъезд. Уже на лестнице бросается в глаза необычный дизайн. Безумная чаевня расположилась на втором этаже. Двери выглядят так, как будто за ними волшебная пещера. В самом деле в ней оказываешься — приглушенное освещение играет важное значение в дизайне, создавая одновременно эффект волшебства и уюта.

«МаТиПаТи» — уже чуть больше года. По словам владельца чаевни Владимира Семилетова, идея ее создания пришла из-за границы. Его друг и соратник архитектор Дмитрий Канаев, известный как Дишанди, много путешествовал — жил и работал в Москве, Лондоне, Голландии. В Голландии участвовал в создании чайного дома или кондитерской, где не только можно было выпить чаю разных сортов, но и занять свой досуг. Подобные места есть и в Москве. Что-то ребята переняли и из московского опыта. Например, проведение чайных церемоний. «Как-то в “МаТиПаТи” мы посвятили вечер старинной традиции чаепития на Руси, где в старые времена не пили зеленый чай, а заваривали травы. Хозяйка должна была привечать гостей, называть по именам», — рассказывает Владимир. Как уверяет владелец необычной «квартиры», практически все ребята сделали своими руками, за исключением левкаса и подвесных ярусов с лесенками. Драпировка потолка и стен мешковиной оказалась не только удачной дизайнерской находкой, но и помогла сэкономить средства. Через месяц ребята планируют изменить дизайн.

Игры-чакры, батик-кина, рок-н-ролл

Но достоинством этого места является не только оригинальный дизайн и разнообразие в выборе чая. Конек «МаТиПаТи» — досуг. Здесь каждый день происходят какие-то события. В понедельник желающие могут поиграть в древнеиндийскую игру «Лила», привезенную хозяевами из Индии. Во вторник на турнир собираются любители шахмат. Среда отведена под мастер-классы — учат катать войлок, разрисовывать батик, лепить из глины, вязать, изготавливать ароматическую соль, разукрашивать чашки. В четверг — женский день. Психолог помогает развить психоэнергию и раскрыть чакры. В пятницу выступают музыкальные группы и исполнители. Здесь можно услышать не только алматинцев, но и музыкантов, приехавших погостить в южную столицу. Субботу отвели под любителей игры «Мафия». В воскресенье можно посмотреть кино — специальные тематические подборки фильмов крутятся весь вечер. Чаевня старается сотрудничать и с другими интересными проектами и сообществами. В четверг, по словам Владимира, женский день совмещен с экоднем. Собираются неравнодушные к экологическим проблемам, например, движение «Посади дерево». «Нам интересна их деятельность. Для них вход бесплатный. Они приходят со своей экопрограммой, приглашают путешественников, умеющих интересно рассказывать, смотрят тематические фильмы», — поясняет он.

По словам администратора-хозяйки Екатерины Гольцман, это место задумано для друзей и друзей друзей, чтобы они могли отдохнуть душой и телом. Главная идея — здоровый образ жизни. Здесь нет ни алкоголя, ни сигарет. Только здоровая пища. Основная концепция такого формата — саморазвитие, сюда приходят люди, не желающие жить в обычном повседневном ритме «дом — работа — дом». Заглядывают и те, кто просто хочет расслабиться. «Посетители — не только молодежь, это люди разных возрастов и занятий. Приходят и взрослые мужчины, уставшие после работы, которые не курят и не пьют, им неинтересно ходить по кабакам. Они хотят отдохнуть, выпить чаю, поиграть в игры», — уточняет Катя.

Корни и элементы

[inc pk='1302' service='media']

Появлению «МаТиПаТи» способствовали и свои местные предпосылки. Как пояснил Володя, идея чаевни основывалась не только на зарубежном опыте, а выросла из «Вечеринки для живых людей»: «До этого мы снимали спортзал с предбанником. Там устилали пол карематами, ставили столик, зажигали свечи, курили благовония, пили чай. Во втором зале все увешивали палантинами и цветами, включали легкую музыку. Посетители могли свободно двигаться и танцевать. Музыка звучала разная, исключались только громкие бухающие ритмы. Это было место для отдыха и общения по субботам. В конце вечера посетителей ждал сюрприз — мастер-класс от профессионала по технике танца, основам контактной импровизации, йоги или ролевая игра с психологом», — вспоминает он. Круг посетителей рос, нужно было искать новый формат. Но бизнесом, как полагает Владимир, эту деятельность назвать нельзя. «Мы существуем на чаевые и благотворительные взносы друзей. Деньги, которые я вложил в создание чаевни, если окупятся, то года через три», — резюмирует он.

На первый взгляд у заведений такого формата ярко выраженная эстетическая, культурная направленность в сторону Востока, индийской культуры. Владимир считает, что это скорее видимость: «Я и Дишанди в Индии побывали впервые только в прошлом году. Сторонимся религии, кришнаитов. Пропагандируем разные техники йоги. Скорее это просто атрибутика — тряпочки и благовония». Без восточной экзотики не обошлось. Но она скорее пришла на волне европеизированной поп-культуры гоа и инди, адаптированных под белого человека. Зачастую это просто яркие, красочные штрихи Востока.

Можно ли считать «МаТиПаТи» уникальным местом в городе? Как утверждает Катя, их заведение открылось раньше «Дома Ома»: «Я бы не сказала, что мы чем-то похожи — разная обстановка и атмосфера. “Дом Ом” — знакомые Дишанди. Они предлагали ему придумать для них формат. Но в итоге все равно сделали что-то свое».

Собрались в гости — предупреждайте заранее

«Дом Ом» расположился в частном доме у подножия Кок-Тобе. По нынешним понятиям это тоже центр города, так называемая его престижная экологически чистая часть. «дОМ» открылся полгода назад. По словам администратора Алины Байрак, идея его создания тоже возникла не на голом месте: «Мои родители — хозяева “дОма” — музыканты. В их доме всегда собирались творческие компании. Постепенно музыкальная тусовка переросла из места для своих в место для всех. Идея берет начало в квартирниках, но сейчас в нее вкладывается уже иной смысл. Сегодня людям не хватает живого общения, больше сидят в интернете. Есть потребность в небольших домашних местах, где можно пообщаться с музыкантами, актерами, писателями и другими творческими людьми. Кроме “МаТиПаТи” и нас, ничего похожего в Алматы пока больше нет».

— Алина, насколько эта идея нова? Люди собирались послушать бардов в ресторане или рокеров в подвальном клубе. То, что появилось сейчас, — тенденция? Это новый формат или случайность?

—Думаю, что начинается мода на заведения такого типа. Мы попали в начало. Людям нравится, и они пытаются сделать что-то подобное. Я знаю, что в Шымкенте есть место, похожее на наше. Они взяли за основу наш опыт.

—Чем ваш формат отличается от общепита?

—К нам очень редко приходят просто попить чай. Мы собираем народ на какие-то мероприятия, на концерты, мастер-классы, фильмы. Еду мы не готовим и не подаем. Единственное, если нас об этом просят заранее, с целью отметить какие-то события. Например, дни рождения. Только в этом случае мы занимаемся кухней.

—Какого типа у вас проходят мероприятия?

—Самые разные. Чаще это концерты. Выступают наши алматинские музыканты. Направления, в которых они играют, разные. Стараемся держаться подальше от попсы. Я ищу исполнителей, работающих в оригинальных жанрах — авторская песня, рок, смесь этноэлектроники. Музыкантов-резидентов у нас нет, возможно потому, что мы работаем недавно. Но пара-тройка команд, выступивших у нас два-три раза, наберется. А вот компании, которые к нам ходят регулярно, сложились. В основном это молодежь, хотя есть люди и постарше. Какого-то определенного тематического расписания мероприятий по дням у нас нет. Работаем с четырех до двенадцати в рабочие дни. В пятницу, субботу, воскресенье — до двух ночи. Мы всегда говорим, чтобы желающие прийти к нам предупреждали нас заранее. Мы не ждем посетителей круглые сутки, как «МаТиПаТи». Культурные мероприятия, как правило, проходят в пятницу и в выходные.

Зрелищ и хлеба

—Столкнулись ли вы с проблемами при реализации своей задумки, насколько опыт успешен, не расходится ли замысел с реальностью?

— Это сезонный бизнес. Летом посетителей меньше, на концерты не ходят, даже в «Камертон», где вход бесплатный. Мы столкнулись с тем, что люди хотят покушать. Посетители предпочитают наслаждаться духовной пищей, заодно насыщая желудок. Но кухня может вызвать дополнительные сложности. Поэтому нам бы не хотелось с ней связываться. Хотя случаи с клиентами наводят на мысль, что в облегченном виде ее надо иметь.

—То, что вы делаете, можно назвать малым бизнесом?

—Мы не благотворительная организация. У нас ТОО. Доход мы имеем. Но как таковой прибыли у нас нет — пока выходим по нулям в налогах, мы на самоокупаемости. Вход платный, как в «МаТиПаТи», — 1,5 тысячи тенге. В них входят культурная программа, чай и сладкое.

—Есть ли ощущение развития, круг клиентов растет?

—Мы утвердились, о нас многие знают. О нас говорят. Хотя предстоит еще работать и работать. Но чувства, что придется закрываться, нет. Это востребованный формат.

«МаТиПаТи» и «Дом Ом» — заведения нового для Алматы формата. Первые не считают это дело бизнесом, вторые говорят, что они — ТОО с налогами в ноль. «Матипатийцы» уверены, что «домомовцы» заимствовали их идею. Последние рассказывают про аналогичное место в Шымкенте, открывшееся по примеру «Дома Ома». Что свидетельствует о тенденции, моде и потребности в таких заведениях в Казахстане. Их владельцы утверждают, что к тому, чтобы превратить приятное времяпрепровождение в организованное дело или бизнес, нет каких-то юридических препятствий. Но для этого нужны смекалка и воображение, а главное — круг людей, готовых не просто пить чай и отдыхать, а конструктивно общаться и создавать что-то новое. На мой взгляд, такие места выполняют важную общественную миссию — они призваны свести вместе творческую личность и публику. Залы и холлы арендовать дорого, а уютная домашняя атмосфера может вместить до пятидесяти человек. Кто-то выступает за гонорар, а кто-то просто получает удовлетворение от того, что может общаться с аудиторией.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности