Поставщики эффективности

Рейтинговое агентство «Эксперт РА Казахстан» подготовило первый ренкинг консалтинговых фирм. Результаты показали: спрос на консалтинг сегодня невелик, а услуги консультантов используются в случае крайней необходимости или по воле государства

Поставщики эффективности

В Казахстане немало предприятий, которые уже не обходятся без аудиторов и оценщиков, с одной стороны, в силу требований об обязательности аудита и оценки, а с другой — в целях финансирования, поскольку инвесторы требуют проведения аудита отчетности и оценки справедливой стоимости активов. Участники этих рынков, если и жалуются, то зачастую на внутренние проблемы отраслей (демпинг, несовершенство регулирования), а в целом чувствуют себя неплохо.

Представителям консалтингового бизнеса в этом смысле повезло меньше, ведь требования по обязательному консультированию отсутствуют, к нему прибегают добровольно. К тому же после кризиса предприниматели склонны решать задачи развития самостоятельно и без особой нужды консультантов не привлекают. Поэтому неудивительно, что консалтинговый рынок Казахстана растет с отрицательной динамикой: согласно данным Агентства по статистике РК объем выручки от консалтинговых услуг снизился в 2010 году на 16% и составил 73,1 млрд тенге.

Ситуацию с пониженным спросом может изменить государственная инициатива, направленная на совершенствование уровня корпоративного управления в национальных компаниях. Вероятно, что необходимость повышения управленческой культуры, обозначенная распоряжением президента республики, спровоцирует активизацию потребностей в консалтинге у государства и бизнеса.

Первый заход

Изначально цель нашего ренкинга — увеличение объема информации о рынке консалтинга, помощь компаниям в позиционировании и укреплении репутации. Для этого участникам проекта было предложено раскрыть показатели их деятельности за 2010 год (выручку — общую и по направлениям консалтинга, численность специалистов, состав группы). Критерием ранжирования фирм в списке стала выручка от оказания консалтинговых услуг.

Не скроем, что при подготовке списка возникли трудности, поскольку рынок консалтинга оказался информационно закрыт. Несмотря на то, что эта сфера услуг насыщена игроками (в ней работают компании «большой четверки», крупнейшие национальные компании, сотни средних и мелких фирм), число согласившихся предоставить данные для ренкинга невелико. Так, из двухсот потенциальных участников в рейтинг вошли лишь 13. Большинство национальных компаний оказались информационно закрытыми структурами и не пожелали раскрывать сведения о выручке. Зарубежные фирмы, прививающие клиентам культуру информационной открытости, тоже предпочли не распространяться публично о своих достижениях.

Неготовность фирм к открытой информационной политике вызвана их низким интересом к демонстрации результатов в списке. Но более весомые аргументы в пользу неучастия у большинства фирм связаны с невысоким доходом и (или) отрицательной динамикой его роста за последний год. Причина тому и главная тенденция консалтинговой отрасли — невысокий спрос на услуги.

Ушли в минус

Основная характеристика рынка неутешительна: объем консалтинговых услуг невелик, к тому же за последний год он сократился. Так, по данным Агентства по статистике, в 2010 году на долю консалтинга пришлось 2,9% общего дохода в сегменте корпоративных услуг, или 73,1 млрд тенге. Аналогичный показатель за 2009 год составлял 4,2% (86,8 млрд тенге). То есть за год у консультантов уменьшились и объем выручки, и ее доля в корпоративных услугах. При этом общий доход в сегменте корпоративных услуг по итогам 2010 года увеличился на 11% — до 2 501,5 млрд тенге.

Сжатие сектора консалтинга обусловлено несколькими причинами. Во-первых, консультанты до сих пор ощущают последствия кризиса. Несмотря на стабилизацию в экономике, большинство потенциальных и явных заказчиков услуг продолжают снижать затраты. Расходы на консалтинг сокращаются в числе первых.

Во-вторых, уменьшение консалтинговых бюджетов, медленный рост числа новых клиентов и заказов вынуждают консультантов пересматривать стоимость услуг в сторону понижения. Причем нередко снижение цен выходит за рыночные рамки. Чтобы привлечь новых клиентов или удержать имеющихся, участники рынка демпингуют. Дальше — хуже.

В погоне за выручкой недобросовестный подрядчик уделяет меньше внимания качеству работы. Это, в свою очередь, меняет отношение клиента к консалтингу и обеспечивает плохую репутацию всему рынку. «Конкурировать с помощью демпинга — это удел или очень молодых, или не совсем компетентных компаний. Привлекая клиентов необоснованно низкой ценой, такие компании, как правило, не могут обеспечить должного качества выполняемых работ. От подобного консалтинга клиент теряет и время и деньги, а убедить его в дальнейшем, что консалтинг бывает качественным и эффективным, уже весьма трудно», — объясняет генеральный директор ТОО «Инталев Технологии»  Дмитрий Кривоносов.

Рынок пытается вести борьбу с недобросовестными фирмами. Например, профессиональные консультанты делают ставку на свой опыт и репутацию. «Для себя способом решения таких проблем мы считаем только повышение качества своих услуг и высокую репутацию», — говорит заместитель директора ТОО «KERA» Ольга Сушкова. Однако не лишним будет и создание барьеров, ограничивающих доступ недобросовестных игроков на рынок. Эффективной мерой может стать действие регламентированных требований к качеству и результатам работы. Впрочем, добиться этого не просто, ведь системы взаимного сотрудничества консалтинговых компаний пока нет, отсутствует и законодательная база в сфере консалтинга.

В-третьих, как утверждают участники рынка, предприниматели не торопятся инвестировать в консалтинг просто потому, что не считают это важным. «Развитие рынка и качества консалтинговых услуг замедляется недостаточной оценкой важности консалтинга для управленческого уровня различных организаций, а также непониманием необходимости своевременного привлечения высококвалифицированных специалистов», — говорит генеральный директор ТОО «ИЦ «Юпитер» Болатхан Боранбаев. А вот директор ТОО «ARG Group LTD» Алмас Токанов уверен, что руководители компаний скептически относятся к консалтингу и платят не за практические знания, которые пригодятся, а за свидетельства и сертификаты.

Хотя очевидно, что для решения задач эффективности, ставших после кризиса еще важнее, инструменты нужны иные. Клиенты, понимающие это, от консалтинга не отказываются. Во всяком случае, по данным компаний-участниц ренкинга, преобладает платежеспособный спрос на услуги, направленные на повышение эффективности бизнеса.

На крайний случай

Потребность в эффективном управлении сегодня является главным фактором спроса на консалтинг. Кризис помог предпринимателям понять, что важны не только способы и объемы финансирования, но и методы управления финансами, особенности их распределения. Поэтому теперь клиент интересуется решениями по повышению эффективности бизнеса. В этой связи наиболее востребованы три направления консалтинга. Анализируя виды консалтинга, мы опирались на данные компаний-участниц рейтинга. Они дают неполную картину, однако подтверждают тенденции спроса.

Финансы и стратегия. Интерес к управлению этими главными составляющими любого бизнеса сегодня высок. Спрос на консалтинг в области финансов и стратегий обусловлен особенностями посткризисного развития. После кризиса компании прилагают немало усилий для повышения прибыльности и эффективности бизнеса. Но в процессе решения этих задач могут возникать проблемы. Отсутствие необходимых знаний вынуждает обращаться за советами по оптимизации издержек, финансовому управлению, разработке и корректировке стратегий.

Наибольшим спросом со стороны клиентов пользуется консалтинг в области финансового управления и планирования. В 2010 году на долю этого направления пришлось 57,4% (517,28 млн тенге) совокупной выручки участников ренкинга (см. график). Опыт предоставления услуг в этой области имеют восемь копаний из нашего списка, при этом у двух из них это является основным направлением деятельности.

Менее востребованы услуги стратегического планирования и организационного развития. По итогам 2010 года участники рейтинга смогли заработать в этом секторе консалтинга 22 млн тенге, что составило 2,4% их суммарного дохода.

ИТ-консалтинг (управленческий консалтинг, разработка и системная интеграция). Все чаще советы по изменению бизнеса клиента сопровождает информатизация и автоматизация. Век высоких технологий диктует необходимость внедрения простейших ERP-систем и прочего финансового программного обеспечения (ПО). Например, очевидно, что ни одно предприятие уже не обходится без системы «1С-бухгалтерия». Консультантам это на руку, ведь пока ПО будет применяться, они не останутся без работы.

ИТ-консалтинг пользуется умеренной популярностью и у консультантов, и у их заказчиков. Среди участников ренкинга этот вид услуг практикуют три компании. Доля выручки от ИТ-консалтинга составляет 17,1% суммарных доходов участников ренкинга.

В то же время участники рынка прогнозируют рост этого сектора, во-первых, за счет повышения интереса к более сложным ERP-системам, во-вторых, в связи с необходимостью постоянного развития подобных инструментов управления. Внедрение системы требует ее дальнейшей поддержки, технических и качественных обновлений, совершенствования согласно задачам бизнеса. «Перспективы развития консалтинговых услуг видятся в синтезе финансово-экономических решений и информационных технологий. В последнее время об этой тенденции свидетельствует большое количество проектов с созданием автоматизированных систем анализа и обработки различной информации, создание и поддержка информационных систем и т.п.», — говорит Болатхан Боранбаев.

Налоговый консалтинг. Не менее популярен и налоговый консалтинг: в 2010 году доля выручки от налогового консалтинга составила 15% суммарного дохода участников. Спрос на данный консалтинг формируется за счет вносимых в действующее налоговое законодательство изменений. В течение последних нескольких лет вступили в силу изменения по начислению корпоративного и индивидуального подоходных налогов, НДС, а также налогообложение нерезидентов. «В 2010 году были преимущественно налоговые проекты, в том числе разработка налоговой учетной политики и налоговых регистров, налоговый аудит. Эти проекты мы готовили для старых клиентов — крупных компаний, сотрудничество с которыми было начато в предыдущие годы. Связано это с тем, что с 1 января 2009 года существенные изменения были внесены в налоговое законодательство, в том числе налоговую отчетность», — отмечает Ольга Сушкова.

Что касается других направлений консалтинга, связанных с управлением персоналом, маркетингом, организацией производства товаров и услуг, то здесь преобладает низкий уровень спроса. Вероятно, что клиент еще не созрел и не до конца понимает сущность разных видов консалтинга, равно как и результаты его применения. Впрочем, консультантам это обеспечивает пространство для роста в будущем, поэтому сейчас им важно не упустить момент и в доступной форме информировать потенциального заказчика о своем присутствии на рынке, опыте, а также важности своих услуг.

Госзаказы из будущего

Несмотря на посткризисную конъюнктуру, у консалтингового бизнеса намечается перспектива роста. В связи с потребностями государства в повышении эффективности деятельности в ближайшее время ожидается всплеск интереса к услугам консультантов.

Еще пару лет назад внедрение новых технологий, автоматизация бизнес-процессов, развитие корпоративного управления для частного и государственного секторов были редкостью. Спасая бизнес во время кризиса, о его развитии думали мало. Однако ситуация стала меняться. «С начала этого года ощущается массовое возвращение интереса к консалтингу. С одной стороны, это вызвано распоряжением президента Казахстана о повышении уровня корпоративного управления в структурах национальных компаний. Они стали более активно искать пути повышения эффективности управленческих аппаратов, в том числе привлекая консалтинговые фирмы. С другой стороны, потребность предприятий в эффективном и грамотном управлении формируется в связи с повышением темпов роста производства в Казахстане», — рассказывает Дмитрий Кривоносов.

Помимо прямых указаний президента, популяризации консалтинга способствуют программы поддержки малого и среднего бизнеса. Для участия в них требуется, в том числе, наличие бизнес-плана, проработанного совместно с консультантом, или инвестиционной программы. Примерами являются программы «BAS» и «Производительность 2020».

Программа BAS открыта в 2001 году при поддержке Японского фонда по сотрудничеству (JECF). В настоящее время данная программа финансируется японским фондом по сотрудничеству и Государственным секретариатом Швейцарии по экономике и управляется независимой некоммерческой организацией TAM/BAS Programme Team Европейского банка реконструкции и развития. Программа BAS помогает предприятиям Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана и Узбекистана, предоставляя практические консультации по вопросам бизнеса. Для этого организаторы программы оказывают помощь в подготовке и реализации проекта, осуществляют контроль и оценку его выполнения, а также предоставляют грант, покрывающий половину стоимости проекта. Программа помогает не только предпринимателям, но и консультантам. Участие в проектах позволяет им одновременно продвигать свои услуги.

Программа «Производительность 2020» была разработана Министерством индустрии и новых технологий РК по указу президента и нацелена на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий приоритетных секторов экономики через увеличение производительности труда. Одно из условий участия в программе — наличие комплексного плана инвестиционного проекта, разработанного самостоятельно или с привлечением консалтинговой компании.

Конечно, предприятия могут справиться и собственными ресурсами (при их наличии), однако продуктивнее опираться на знания и опыт коллег-консультантов. В этом случае рост спроса на консалтинговые услуги в области финансового и стратегического управления, а также на консалтинг с внедрением ИТ-технологий неизбежен.

Впрочем, изменения в среде консультантов будут зависеть не только от роста экономики и требований «сверху». Ключевым фактором развития должна стать информированность бизнеса и государства о деятельности консалтинговых фирм, видах и качестве их услуг, успешных проектах. Отражением этой информации наряду с государственным источником может стать независимый ежегодный рейтинг консалтинговых групп, описывающий состояние рынка и его тенденции.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?