Уходя из GSM

Казахтелеком, вероятно, готовит к продаже свою долю участия в GSM Казахстан, который важен для него как со стратегической, так и с финансовой точки зрения

Уходя из GSM

Как сообщил редакции журнала «Эксперт Казахстан» компетентный источник, Казахтелеком готовит к продаже свою долю участия в операторе мобильной связи GSM Kazakhstan (Kcell, Activ). В самом Kcell об этом ничего не знают, а в Казахтелекоме комментировать этот вопрос отказались, сославшись на то, что все еще только обсуждается.

GSM Казахстан/Kcell входит в состав скандинавского телекоммуникационного холдинга TeliaSonera, который владеет 51% компании, 49% принадлежит АО «Казахтелеком». Компания изначально в 1998 году была создана с такими долями участников.

Но Казахтелеком уже заявлял несколько лет назад о планах продать свою часть мобильного оператора. В 2007 году в интервью агентству «Интерфакс-Казахстан» прежний председатель совета директоров Казахтелекома Бейбит Ахабаев рассказывал, что в национальной компании рассматривают возможность продажи всей или части 49-процентной доли в операторе мобильной связи GSM Kazakhstan. Прежде всего, чтобы процесс был прозрачным, оператора предлагалось акционировать (сейчас компания работает в форме ТОО), при этом ожидалось, что это будет сделано уже в 2007 году. Г-н Ахабаев отмечал: общее собрание членов товарищества проголосовало за акционирование, но процесс немного затягивается. Среди вариантов продажи он не исключил и проведения первичного размещения акций GSM Kazakhstan на международных фондовых площадках. В это время Казахтелеком запустил своего оператора мобильной связи стандарта GSM-900 — Mobile Telecom Service, который так и не стал доходным и спустя пару лет был продан. В 2007 году начался финансовый кризис — время было не самое удачное не только для IPO, но и для любых продаж активов. Сейчас, похоже, эта идея вновь рассматривается.

Подобная сделка может повлиять на сам Kcell, поскольку без Казахтелекома он сможет заниматься рядом направлений развития бизнеса, которые раньше вызывали конфликт интересов. Например, едва ли оператор начал бы строить свои волоконно-оптические линии связи, подобно тому, как это делает их основной конкурент Beeline, поскольку это означало бы вступление в конкуренцию с одним из основных акционеров. Однако наиболее существенно данная продажа может сказаться на Казахтелекоме, для которого GSM Kazakhstan является стратегически важным активом.

Золотые яйца

По данным TeliaSonera, на конец 2010 года Kcell занимал 50% казахстанского рынка (первое место) с 8,9 млн абонентов. Объем продаж компании в прошлом году вырос на 17,5% в местной валюте. Рост был во многом обеспечен увеличением абонентской базы на 1,8 млн абонентов. Пока наращивание выручки происходило за счет голосовых услуг. Но в конце прошлого года с запуском 3G передача трафика выросла сразу в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, так что, возможно, в будущем этот сегмент станет источником роста доходов оператора. Доход Kcell в 2010 году составил 167 млрд тенге в пересчете со шведских крон. Участие в прибыли этой компании является важной составляющей стоимости акций национального оператора связи.

«Наша целевая цена по простым акциям Казахтелекома обозначена на уровне 33 825 тенге за акцию, или P(estimated) / BV = 1,48, — говорит финансовый аналитик «БТА Секьюритис» Сапар Баймаханов — Мы аргументируем это сильными позициями компании, что обусловлено монопольным положением на рынке телекоммуникаций, в частности, превалирующей позицией на рынке фиксированной связи. В данный момент акции Казахтелекома оцениваются рынком на уровне 17 000 тенге, или 74,4% от балансовой стоимости, что, на наш взгляд, является недооцененным уровнем. Мы считаем, текущие уровни обусловлены претуберациями на мировых финансовых рынках и скидками за неликвидность этих акций, характерных для локальной фондовой биржи».

При оценке справедливой стоимости Казахтелекома аналитики в первую очередь обращают внимание на такие показатели, как рост выручки и рентабельности, а также денежные потоки от операционной деятельности и капитальные расходы. Важным показателем, влияющим на рыночную стоимость акций Казахтелекома, является способность компании генерировать свободные денежные потоки и поддерживать эту способность в будущем. Как раз с этой точки зрения компании важна доля в прибыли Kcell.

«По нашему мнению, доля в ТОО GSM Kazakhstan важна для АО “Казахтелеком” как со стратегической, так и с финансовой точки зрения, — рассказывает начальник аналитического управления департамента торговых операций АО “BCC Invest” Адиль Табылдиев. — После продажи доли в ТОО “Мобайл Телеком Сервис“ доля в ТОО GSM Kazakhstan для АО “Казахтелеком” является единственным активом на стратегически важном для компании рынке услуг сотовой связи стандарта GSM. С финансовой же точки зрения доля в ТОО GSM Kazakhstan является прибыльным активом, генерирующим значительные денежные потоки в виде дивидендов. Так, в течение 2010 года Казахтелеком получил от GSM Kazakhstan порядка 23 млрд тенге в виде дивидендов». Напомним, что общая прибыль Казахтелекома в прошлом году составила 33,7 млрд тенге. Таким образом, как отмечает эксперт, владение долей в GSM Kazakhstan позволяет Казахтелекому существенно повысить свою стоимость и, соответственно, рыночную стоимость своих акций.

Чистая прибыль АО «Казахтелеком» выросла в первом полугодии на 41,3% до 29,4 млрд тенге. Примерно в равной степени этот рост был вызван увеличением прибыли основного бизнеса оператора и прибыли от участия в GSM Kazakhstan.

Как отмечает Сапар Баймаханов, инвестиции в Kcell по итогам I полугодия 2011 года принесли Казахтелекому 16,2 млрд тенге прибыли, что составляет 55,1% от чистой прибыли компании. «Для Казахтелекома инвестиции в Kcell — это курица, несущая золотые яйца, — говорит Сапар Баймаханов. — Конечно, доля Kcell в оценке стоимости компании значительна, с учетом теории добавленной экономической стоимости (EVA). Мы считаем, доля вклада стоимости инвестиций в Kcell в целевой стоимости акции на уровне 20—35%».

Доля в прибыли GSM Kazakhstan существенно увеличивает прибыль Казахтелекома, а значит, целевую стоимость его акций, на которую будет ориентироваться и рыночная цена.

Основной потенциал

«Одним из источников роста доходов Казахтелекома является сегмент услуг передачи данных, — отмечает Адиль Табылдиев. — За 2010 год объем реализации услуг передачи данных составил 46 083 млн тенге (рост на 26.5% по сравнению с 2009 годом), а их доля в общем объеме реализации услуг составила 31,2% (в 2009 году — 26,2%). В текущем году ситуация аналогичная. Так, за первые 6 месяцев 2011 года объем реализации услуг передачи данных составил 28 626 млн тенге (рост на 31,5% по сравнению с I полугодием 2010 года), а их доля в общем объеме реализации услуг составила 35,4% (в I полугодии 2010 года — 29,7%). Таким образом, услуги передачи данных являются самым быстрорастущим сегментом в спектре услуг Казахтелекома».

По прогнозам BCC Invest, рост в сегменте услуг передачи данных сохранится еще несколько лет, и его доля в общем объеме реализации услуг Казахтелекома уже в ближайшие 2—3 года превысит долю сегмента услуг проводной и беспроводной телефонной связи, который находится в стагнации.

«Однако следует обратить внимание на высокую конкуренцию в сегменте услуг передачи данных. В результате Казахтелеком вынужден снижать тарифы, что при продолжающемся значительном росте трафика приведет к несколько меньшему росту выручки, — отмечает Адиль Табылдиев. — При этом также должны возрасти и операционные расходы. Но, по нашим прогнозам, рост выручки в этом сегменте в ближайшие несколько лет все же будет превышать рост расходов и рентабельность сохранится на высоком уровне».

Другим потенциальным источником роста доходов Казахтелекома, как отмечает эксперт, является сегмент беспроводной мобильной связи стандарта CDMA, однако пока его доля в общем объеме выручки относительно невелика.

«Мы полагаем разумным продажу NeoGSM нацкомпанией, — говорит Сапар Баймаханов. — Потенциальными источниками роста дохода компании является присутствие на рынке бизнес-решений. К примеру, компания заключила соглашения с Microsoft в сфере BI—решения для предпринимателей. Предоставление услуг цифровой телефонии (idphone), телевидения (idtv), расширения сети широкополосного доступа в интернет (megaline) тоже являются своеобразными точками роста, позволяющими компании занимать доминирующее положение».

Многое зависит от того, во что Казахтелеком вложит средства, вырученные с продажи Kcell, но очевидно, что восполнить такой источник прибыли будет сложно и на это уйдет время.