В кольце реформ

Редакционная статья

В кольце реформ

Сегодня уже и не вспомнить, когда началась первая реформа казахстанского образования. Преподаватели живут с ощущением, что реформирование носит перманентный характер. Ощущения эти верно отражают реальность — реформы образования у нас не заканчиваются. Просто со сменой руководства Минобра сразу объявляется о новой реформе, а старая, начатая при прежнем министре, без лишнего шума сворачивается. Как выяснилось в ходе независимых исследований, проведенных общественными организациями, объективных статистических данных и отчетов по реализации принятых программ у государства нет, за исключением бухгалтерских. Да и в чем можно измерить результаты этих реформ? Только в объемах освоенных средств.

Впрочем, сказать, что реформы не достигают своей цели, было бы неверно. Во-первых, цели у этих реформ просто нет, потому что нет цели у образовательного процесса в целом. Если, конечно, не считать целью сам образовательный процесс. В советское время предполагалось, что школы и вузы готовят человека, отвечающего коммунистическим идеалам. А кого они готовят сейчас? Специалиста, в котором нуждается казахстанская экономика? Непохоже. Министерство образования говорит о Болонском процессе, европейской модели, американском опыте так, словно мы готовим кадры для Европы и Америки.

Во-вторых, у образовательного процесса, как и у любого другого, есть свои недостатки и проблемы. Это низкий уровень педагогических кадров и, соответственно, низкий уровень подготовки этих кадров, это коррупция, по уровню которой Министерство образования прочно занимает высшие строчки в социологических исследованиях. Словом, с точки зрения потребителя образовательные услуги у нас дорогие и некачественные. Быть может, целью реформ является устранение этих проблем и недостатков? Увы. ЕНТ, тайну вопросов которого не в состоянии уберечь даже спецслужбы, еще раз подтвердил неискоренимость коррупции. Предыдущий министр даже заявил, что надо бы от этого ЕНТ отказаться. А ждать, что результатом оптимизации вузов, то есть расформирования кафедр, сокращения как часов для самостоятельной работы со студентами, так и целых учебных курсов, увольнения педагогов и закрытия специальностей будет повышение качества образования, могут только самые отчаянные оптимисты да сотрудники Минобра.

Реформа проводится ради реформы. Новые образовательные стандарты хороши уж тем, что они новые. Работа в департаментах кипит — составляются новые инструкции, новые планы и новые формы отчетности. Преподаватели, правда, не успевают их освоить. В качестве компенсации им постоянно говорят о предстоящем повышении зарплаты, а иногда и действительно ее повышают. Не так быстро, как официально сообщают, и не настолько, чтобы она хотя бы немного приблизилась к средней по стране. Но они и этому рады и готовы к новым реформам.

Как ни странно, но казахстанская экономика не умирает под колесами реформ образовательной системы. Причина проста — управленческая элита страны получает образование за границей, топ-менеджмент крупных компаний по преимуществу иностранный. Не только высококвалифицированные специалисты прибывают из-за рубежа, но и разнорабочие гастарбайтеры. В социальных же сферах, здравоохранении и в самом образовании, дела обстоят настолько плачевно, что гордиться отечественными кадрами не приходится. Похоже, наши вузы способны эффективно плодить лишь банковский и офисный планктон. Следует задуматься — а нужно ли нам такое образование? Может быть, оптимизацию стоит довести до ее логического конца — и вообще закрыть учебные заведения?